УИД № 52RS0023-01-2023-000177-71
Дело № 2-180/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Вад 10 июля 2023 г.
Вадский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Карюка Д.Ю., при секретаре судебного заседания Корниловой Т.А., с участием помощника Перевозского межрайонного прокурора Нижегородской области Любушкиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Перевозского межрайонного прокурора Нижегородской области (в порядке статьи 45 ГПК РФ), действующего в интересах неопределенного круга и несовершеннолетних лиц к МАОУ «Дубенская ООШ» об обязании установить в здании на входных дверях учреждения домофоны
УСТАНОВИЛ
Истец - Перевозский межрайонный прокурор Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в интересах неопределенного круга и несовершеннолетних лиц к МАОУ «Дубенская ООШ» об обязании установить в здании на входных дверях учреждения домофоны.
В обоснование иска прокурор указывает, что Перевозской межрайонный прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в МАОУ «Дубенская ООШ».
В ходе проведённой межрайонной прокуратурой проверки установлено, что антитеррористическая защищенность объекта образования осуществляется не в полном объеме. В частности, в здании МАОУ «Дубенская ООШ» на входных дверях учреждения не установлены домофоны.
В целях устранения вышеуказанных нарушений в адрес директора МАОУ «Дубенская ООШ» 03.03.2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Согласно ответу директора МАОУ «Дубенская ООШ», указанные нарушения не устранены в связи с отсутствием средств.
Таким образом, установленные законом процедуры и требования законодательства об антитеррористической защищенности, направленные на обеспечение безопасности объекта образования нарушены, что создаёт угрозу жизни и здоровья людей, пребывающих в здании и на территории учреждения, в том числе в случае совершения террористического акта.
Допущенные нарушения противоречат интересам Российской Федерации, заключающимся в единстве правовых и организационных основ обеспечения безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, а также имущества, предупреждения совершения преступлений, в том числе террористической направленности, отрицательно сказываются на обеспечении антитеррористической защищенности объекта образования и создают благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений.
Такой «формальный» и безответственный подход к исполнению требований по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц (учащихся, педагогических и иных работников, а также граждан, которые могут находиться на данных объектах и территориях).
Прокурор с учетом уточнения исковых требований просит обязать МАОУ «Дубенская ООШ» установить в здании на входных дверях учреждения домофоны.
В судебном заседании помощник Перевозского межрайонного прокурора Нижегородской области Любушкина А.А. исковые требования поддержала в части требований об обязании МАОУ «Дубенская ООШ» установить в здании на входных дверях учреждения домофоны по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика МАОУ «Дубенская ООШ» не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Установив юридически значимые обстоятельства, заслушав лиц, участвующих в деле, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2, 3 Федерального закона от 28,12.2010 № 390 - ФЗ «О безопасности» одним из принципов обеспечения безопасности является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. При этом деятельность по обеспечению безопасности включает в себя разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Из норм п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии со ст. ст. 28, 32, 39, 41 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.п. 5, 10, 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. При этом одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии со ст. 1, п. 1, 5, 7 ст. 2, ч. 4 ст. 3, п. 3.1. ст. 5. ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, противодействие терроризму в РФ основывается на принципах системности и комплексного использования в том числе правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма, приоритета мер предупреждения терроризма, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с п. 5, 17-19 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Выявление потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем: неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов; периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также уязвимых мест и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автомобильного транспорта; принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации; исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
В соответствии с п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима и осуществление контроля за их функционированием.
В соответствии со ст. ст. 28, 32, 39, 41 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования осуществляется путем реализации комплекса организационно-распорядительных, режимно-охранных и инженерно-технических мероприятий.
Согласно письму Минобразования Нижегородской области от 30.12.2010 № 316-01-52-5057 «О направлении рекомендаций (инструкций)», приложение - «Методика организации обеспечения антитеррористической защищенности учреждений социальной сферы» - одним из средств антитеррористической защиты объекта являются технические системы ограничения доступа (домофонные, видеодомофонные и аналогичного функционального назначения).
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти муниципальных образований предусмотреть в бюджетах средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений: разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты, в том числе контроля и управления доступом.
Выполнение указанных требований является обязательным в силу закона и необходимо для пресечения преступлений, является мерой по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.
Вопреки приведенным требованиям законодательства в ходе проведённой межрайонной прокуратурой проверки установлено, что антитеррористическая защищенность объекта образования осуществляется не в полном объеме. В частности, в здании МАОУ «Дубенская ООШ» на входных дверях учреждения не установлены домофоны.
В целях устранения вышеуказанных нарушений в адрес директора МАОУ «Дубенская ООШ» 03.03.2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Согласно ответу директора МАОУ «Дубенская ООШ», указанные нарушения не устранены в связи с отсутствием средств.
Таким образом, установленные законом процедуры и требования законодательства об антитеррористической защищенности, направленные на обеспечение безопасности объекта образования нарушены, что создаёт угрозу жизни и здоровья людей, пребывающих в здании и на территории учреждения, в том числе в случае совершения террористического акта.
Допущенные нарушения противоречат интересам Российской Федерации, заключающимся в единстве правовых и организационных основ обеспечения безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, а также имущества, предупреждения совершения преступлений, в том числе террористической направленности, отрицательно сказываются на обеспечении антитеррористической защищенности объекта образования и создают благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений.
Такой «формальный» и безответственный подход к исполнению требований по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц (учащихся, педагогических и иных работников, а также граждан, которые могут находиться на данных объектах и территориях).
В этой связи вышеуказанные нарушения действующего законодательства подлежат немедленному устранению.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с чем, исковые требования прокурора, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Перевозского межрайонного прокурора Нижегородской области (в порядке статьи 45 ГПК РФ), действующего в интересах неопределенного круга и несовершеннолетних лиц к МАОУ «Дубенская ООШ» об обязании установить в здании на входных дверях учреждения домофоны, удовлетворить.
Обязать МАОУ «Дубенская ООШ» установить в здании на входных дверях учреждения домофоны, в срок до 01.10.2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Вадский районный суд.
Председательствующий судья Д.Ю. Карюк