...
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2021 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи Нигматуллиной Д.М.
при секретаре судебного заседания Ишмуратовой Г.В.,
с участием помощника прокурора Шевхужевой Е.В., представителя ответчика ДО Адми-нистрации г.Ноябрьска Полякова Ю.В., представителя ответчика МБДОУ «Волошка» МО г.Ноябрьск Малевич И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2870/2021 по иску прокурора города Ноябрьска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Волошка» муниципального образования город Ноябрьск, департаменту образования Администрации города Ноябрьска и Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности исключить свободный доступ на территорию объекта,
установил:
Прокурор г.Ноябрьска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБДОУ «Волошка» МО г.Ноябрьск, ДО Администрации г.Ноябрьска (далее – Департамент) и Администрации г.Ноябрьска о возложении обязанности исключить свободный доступ на территорию объекта – образовательного учреждения, расположенного в <адрес> ЯНАО. В обоснование требований указано, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму выявлен факт нарушения требований антитеррористической защищенности детского сада «Волошка» – ворота ограждения не обеспечивают жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, конструкция ворот ограждения и высота ограждения по периметру территории образовательного учреждения не позволяют исключить неправомерный доступ посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении. ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБДОУ внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако мер к фактическому устранению нарушения не предпринято. Просил обязать: Администрацию г.Ноябрьска как собственника имущества – в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу обеспечить финансирование для оборудования территории МБДОУ «Волошка» ограждением, исключающим доступ посторонних лиц, по всему периметру, доведя его до Департамента; Департамент как главного распорядителя бюджетных средств – в течение 15 дней с момента поступления бюджетных средств довести их в полном объеме до МБДОУ «Волошка»; МБДОУ «Волошка» – принять меры по оборудованию территории ограждением в течение шести месяцев с момента обеспечения финансированием.
Помощник прокурора в судебном заседании на иске настаивала, поддержала изложенные в исковом заявлении доводы. Дополнительно пояснила, что ограждение детского сада является ветхим, имеет прорехи, что свидетельствует о незащищенности объекта; имеющиеся ворота сконструированы таким образом, что не исключают свободного проникновения на территорию детского сада посторонних лиц.
Представители ответчиков (МБДОУ «Волошка» и Департамента) в судебном заседании с иском согласились, пояснив, что ограждение действительно не соответствует установленным требованиям, однако денежных средств на его замену не имеется. Выделенные для детского сада ДД.ММ.ГГГГ целевые бюджетные средства по статье «обеспечение антитеррористической защищенности» в полном объеме поступили в Департамент и доведены до «Волошки», на выделенные ... рублей смонтирована охранная сигнализация по периметру первого этажа здания (включая окна), других денежных средств ДД.ММ.ГГГГ не выделялось. В ДД.ММ.ГГГГ предполагается выделение средств на модернизацию наружного видеонаблюдения, усовершенствование ограждения периметра территории (соответствующий комплексный план утвержден Главой города), но это может иметь место и в ДД.ММ.ГГГГ. Свободных бюджетных средств, которые в настоящее время могли бы быть направлены на модернизацию ограждения, не имеется, дополнительного финансирования со стороны Администрации города не осуществлялось, все выделенные ранее средства использованы по назначению.
Ответчиком Администрацией г.Ноябрьска заявлено о рассмотрении дела в его отсутствие и представлены письменные возражения по существу спора, в которых указано, что МБДОУ «Волошка» относится к третьей категории опасности, соответственно на данное учреждение не распространяются требования об оснащении территории воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок. Высота ограждения территории образовательного учреждения не нормирована, доводы истца о том, что имеющееся по периметру школы ограждение не позволяет исключить факты неправомерного проникновения посторонних лиц, носят предположительный характер. Требования о финансировании не основаны на положениях бюджетного законодательства и не учитывают особенности бюджетного процесса в муниципальном образовании города Ноябрьск. Администрация города непосредственно функции и полномочия учредителя МБДОУ «Волошка» в части финансового обеспечения выполнения муниципального задания и представлений субсидий не выполняет, а осуществляет их через свой отраслевой (функциональный) орган – Департамент образования, в силу чего не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
С учетом мнения сторон суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, установлены Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии).
Согласно ст.1 и 2 названного Федерального закона правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. При этом противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в том числе на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритета мер предупреждения терроризма.
Ст.20 и 41 составляющей правовую основу противодействия терроризму Конституции Российской Федерации продекларировано, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Противодействием терроризму признается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористической защищенностью объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (ст.3 Закона о противодействии).
В силу правила, установленного ст.5 Закона о противодействии, противодействие терроризму в пределах своих полномочий осуществляют как федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органы местного самоуправления.
Статьей 5.2 того же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений отнесены разработка и реализация муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; участие в мероприятиях по профилактике терроризма; обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
5 октября 2009 года Президентом РФ утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, согласно которой цель противодействия терроризму в Российской Федерации – защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма (п.10); основной задачей противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (подп.«д» п.11); предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение задач по разработке и введению в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (подп.«з» п.15); к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма отнесены организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму) (п.21). Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов (п.40), а расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п.42).
Согласно п.7.1 ч.1 ст.16, п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения муниципального округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с п.34 ст.6, п.3.2 ст.53 принятого решением Городской Думы от 27 декабря 2007 года № 318-Д Устава МО г.Ноябрьск к вопросам местного значения города Ноябрьска относится участие в профилактике терроризма. Разработка и реализация муниципальных программ в области профилактики терроризма входит в полномочия Администрации города.
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования), которыми установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. При этом под объектами (территориями) понимаются в том числе отдельные здания (строения, сооружения), правообладателями которых являются органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Все указанные выше объекты (территории) разделены на четыре категории опасности. К объектам (территории) второй категории опасности относятся объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек; к объектам (территориям) третьей категории опасности – объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек.
Согласно п.17, 18 и 20 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается в том числе путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории). Такое воспрепятствование достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления (подп.«а» п.18); организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования (подп.«б» п.18); осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) (подп.«ж» п.18). Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях) (подп.«г» п.20); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них (подп.«д»).
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) всех категорий опасности в силу содержания п.24 Требований осуществляются такие мероприятия, как обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории). В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно осуществляется оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении (п.26).
В соответствии с ч.7 ст.28, ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими органами.
Кроме того, ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Из материалов дела следует, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Волошка» (детский сад) расположено <адрес>. Согласно Уставу учреждения учредителем и собственником имущества МБДОУ является МО г.Ноябрьск (п.№).
В период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.Ноябрьска на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении МБДОУ «Волошка» проведена проверка исполнения и соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму.
По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБДОУ направлено представление об устранении нарушений требования федерального законодательства о противодействии терроризму, в котором указано на выявление в ходе проверки несоответствия установленного по периметру территории образовательного учреждения ограждения требованиям антитеррористической защищенности, поскольку имеется свободный доступ посторонних лиц на территорию образовательного учреждения при том, что такой доступ должен быть исключен. Прокурором предложено безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению нарушений, а также причин и условий, им способствовавших и недопущению подобных нарушений впредь.
ДД.ММ.ГГГГ на представление дан ответ с указанием на обращение в Департамент образования с целью включения мероприятий по замене ограждения МБДОУ в план капитального ремонта на ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выявленные в результате проверки нарушения не устранены, что подтверждается актом и фототаблицей, из которых четко следует, что факты неправомерного проникновения на территорию образовательного учреждения не исключены ввиду того, что этого не позволяют конструкция ворот ограждения и высота ограждения по периметру территории, а ворота ограждения не обеспечивают жесткую фиксацию их створок в закрытом положении – на момент осмотра ворота распахнуты, калитки не закрыты, в ограждении имеются дыры и лазы, некоторые секции ограждения отогнуты.
Указанное, безусловно, свидетельствует о наличии свободного доступа посторонних лиц на территорию образовательного учреждения ввиду ненадлежащего состояния ограждения, что не должно иметь места.
По смыслу п.1 ст.123.21, п.1 и 3 ст.123.22 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
Частями 6 и 9 ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Полномочия собственника бюджетного учреждения, подведомственного органам публичной власти федеральной территории, осуществляют органы публичной власти федеральной территории в соответствии с федеральным законом о федеральной территории.
Совокупность приведенных выше норм права свидетельствует о том, что финансирование осуществления муниципальными бюджетными учреждениями профилактических мероприятий в области противодействия терроризму возлагается на органы местного самоуправления и как на субъектов противодействия терроризму, и как на собственников имущества учреждений, в частности, находящихся в использовании у таких учреждений зданий и территорий.
К числу таких мероприятий относится поддержание надлежащего состояния ограждений территорий образовательных учреждений, входящих в состав понятия «содержание недвижимого имущества», упомянутого в п.№ Устава МБДОУ «Волошка», финансовое обеспечение которого осуществляется за счет бюджетных средств.
Таким образом, МБДОУ в силу закона не использует собственные средства в целях оборудования ограждений, указанные мероприятия финансируются исключительно за счет местного бюджета.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, до настоящего времени бюджетные средства на оборудование надлежащего ограждения «Волошке» не выделены, что лишает данного ответчика возможности выполнить требования закона об исключении доступа посторонних лиц на территорию МБДОУ.
Доводы ответчика Администрации г.Ноябрьска о том, что МБДОУ «Волошка» относится к третьей категории опасности, с учетом количества воспитанников МБДОУ являются состоятельными, с чем в ходе рассмотрения дела согласился и истец. Следовательно, неисполнение предусмотренного подп.«б» п.26 Требований условие в конкретном рассматриваемом случае неприменимы. То же касается и высоты ограждения, которая Требованиями действительно не устанавливается.
Вместе с тем, у суда не вызывает сомнения то обстоятельство, что ограждение, исключающее доступ посторонних лиц на территорию, должно быть цельным, без дыр, прорех и лазов, однако ограждение МБДОУ «Волошка» на данный момент таковым не является, в силу чего требования прокурора об оборудовании территории детского сада ограждением, исключающим доступ посторонних лиц по всему периметру, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Департамент образования, как указано в Положении о нем, утвержденном постановлением Администрации г.Ноябрьска от 29 марта 2016 года № П-196, является структурным подразделением Администрации города Ноябрьска, обладающим правами юридического лица и осуществляющим управление в сфере образования. Финансирование деятельности департамента образования осуществляется за счет средств местного бюджета, а также за счет средств окружного бюджета, предоставляемых местному бюджету в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий (п.№). Цель департамента образования - создание условий, гарантирующих защиту конституционного права граждан, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск, на образование (п.№). В соответствии с возложенными задачами департамент образования осуществляет следующие основные функции: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п.№); осуществление функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание департамента образования и реализацию возложенных на него функций (п.№); при осуществлении функций главного распорядителя бюджетных средств обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета (п.№); в пределах своих полномочий по участию в профилактике терроризма: участвует в разработке и реализации муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; участвует в мероприятиях по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов, закрепленных на праве оперативного управления за подведомственными департаменту образования учреждениями (п.№).
Положение о Департаменте не предусматривает возможности финансирования им каких-либо мероприятий, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, за счет иных, помимо бюджетных средств, источников.
Департамент образования, курирующий деятельность образовательных учреждений города, в настоящее время также не располагает средствами на финансирование мероприятий по оборудованию ограждения – все выделенные ранее средства израсходованы по их прямому назначению.
Поскольку средства на оборудование территории надлежащим ограждением у МБДОУ «Волошка» отсутствуют, обязанность по финансированию такого оборудования необходимо возложить на орган местного самоуправления – Администрацию г.Ноябрьска. При этом судом учитывается вид объекта защиты (детский сад) и то, что действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности в зависимость от их финансовой возможности и особенностей бюджетного процесса.
Совокупность установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств свидетельствует о правильности указанного истцом способа восполнения недостатков антитеррористической защищенности МБДОУ «Волошка» путем возложения обязанностей: на Администрацию г.Ноябрьска как собственника имущества – обеспечить финансирование, доведя его до Департамента; на Департамент – довести денежные средства в полном объеме до МБДОУ «Волошка»; на МБДОУ «Волошка» – принять меры по оборудованию территории ограждением.
Предложенные истцом сроки осуществления указанных действий – два месяца с момента вступления решения суда в законную силу, 15 дней с момента поступления бюджетных средств и 6 месяцев с момента обеспечения финансированием – суд, учитывая наличие у ответчиков возможности заявить об отсрочке исполнения решения при возникновении иных препятствующих исполнению обстоятельств, находит разумными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования, заявленные прокурором города Ноябрьска в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Администрацию города Ноябрьска в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу обеспечить финансирование для оборудования территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Волошка» муниципального образования город Ноябрьск ограждением, исключающим доступ посторонних лиц, по всему периметру, доведя его до департамента образования Администрации города Ноябрьска.
Обязать департамент образования Администрации города Ноябрьска в течение 15 дней с момента поступления бюджетных средств из Администрации города Ноябрьска в целях оборудования территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Волошка» муниципального образования город Ноябрьск ограждением, исключающим доступ посторонних лиц, по всему периметру, довести их в полном объеме до муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Волошка» муниципального образования город Ноябрьск.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Волошка» муниципального образования город Ноябрьск принять меры по оборудованию территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Волошка» муниципального образования город Ноябрьск ограждением, исключающим доступ посторонних лиц, по всему периметру, в течение шести месяцев с момента обеспечения финансированием.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина
Решение в окончательной форме принято 6 декабря 2021 года.
...