Дело № 2-243/2024
22RS0053-01-2024-000333-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Топчиха 13 июня 2024 года
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Четвертных А.В.,
при секретаре Сухочевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Топчихинского района Алтайского края, действующего в интересах Толстикова Петра Петровича, к муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети Топчихинского района» о возложении обязанности дополнить заключенный с работником трудовой договор информацией об условиях труда на рабочем месте,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика-работодателя муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети Топчихинского района» (далее – МУП «ТС Топчихинского района») дополнить трудовой договор №, заключенный ДД.ММ.ГГ с работником Толстиковым П.П., информацией об условиях труда на его рабочем месте в соответствии с результатами проведенной специальной оценки условий труда посредством заключения отдельного соглашения к трудовому договору в письменной форме.
В обоснование исковых требований указано, что после проведенной в апреле-мае 2024 года прокуратурой района проверки соблюдения требований трудового законодательства в деятельности МУП «ТС» Топчихинского района» было установлено, что в трудовом договоре с работником-материальным истцом не указаны условия труда на рабочем месте. Толстиков П.П. принят на работу на должность слесаря по ремонту вспомогательного котельного оборудования (по основному месту работы), с которым заключен трудовой договор и он фактически допущен к выполнению трудовой функции. ДД.ММ.ГГ ответчиком утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда (далее –«специальная оценка условий труда»). Согласно карте № по рабочему месту истца проведена специальная оценка условий труда. Однако в трудовом договоре с работником информация об условиях труда на его рабочем месте, в соответствии с результатами специальной оценки условий труда, отсутствует. Такое положение умаляют права работника, препятствуют возможности реализации им предусмотренных законом трудовым прав. Внесенное прокурором представление по результатам рассмотрения данного нарушения не устранено. Выявленные нарушения являются значительными, поскольку отрицательно влияют на обеспечение прав истца на справедливые условия труда в соответствии с требованиями трудового законодательства. Работник за защитой нарушенных прав обратился с заявлением к прокурору, которым подан иск в защиту интересов материального истца.
В судебном заседании помощник прокурора Головин В.А. поддержал исковое заявление по изложенным в нем доводам.
Привлеченные к производству по делу материальный истец Толстиков П.П., представитель ответчика МУП «ТС Топчихинского района», извещенные о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке, в суд не явились, обязательной явка указанных лиц не признавалась. Представитель ответчика, действующая по доверенности, направила в суд заявление о признании иска, удовлетворении его требований, рассмотрении дела в её отсутствие, что определяет процессуальную позицию данного участника процесса.
Суд рассматривал дело при данной явке, что не противоречит ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ)).
Статьей 209 ТК РФ определено, что охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (ст.21 ТК РФ).
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (ст.22, ст.212 ТК РФ).
Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст.ст. 92ст.ст. 92, 117, 147 ТК РФ).
Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
До вступления в силу федеральных законов от 28.12.2013 № 426-ФЗ и № 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726).
Законодатель предусмотрел сохранение фактически достигнутого до 01.01.2014 уровня предоставляемых работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий при неизменности условий их труда. Уменьшение гарантий и компенсаций возможно только при улучшении условий труда (уменьшении итогового класса (подкласса)) по результатам специальной оценки условий труда.
Положения нормативных правовых актов устанавливают порядок осуществления мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусматривающих проведение специальной оценки условий труда, осуществляемой специализированной организацией, а также устанавливают порядок оспаривания результатов специальной оценки условий труда рабочего места.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч.1 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч.2 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.8 данного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст.19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч.2 ст.8 указанного Федерального закона).
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.3 ст.8 указанного Федерального закона).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.12.2014 № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (ч.2 ст.26 названного закона).
В силу ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст.56 ТК РФ).
В соответствии со ст.57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является, кроме прочего, условие труда на рабочем месте.
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Внесение изменений в трудовой договор возможно только с учетом применения статьи 74 ТК РФ, поскольку имеет место изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя, а именно: объема гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник работает в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (письмо Роструда от 20.11.2015 № 2628-6-1 «Об условиях труда на рабочем месте»).
Как оказалось установленным и подтверждается материалами рассматриваемого дела между МУП «ТС Топчихинского района» (работодатель) и Толстиковым П.П. (работник) заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГ, согласно которому работник принят слесарем по ремонту вспомогательного котельного оборудования по основной работе на неопределенный срок. Трудовой договор содержит условия выполнения трудовой функции работником, подписан его сторонами.
В материалы дела предоставлен Отчет о проведении специальной оценки условий труда в МУП «ТС Топчихинского района», утвержденный ДД.ММ.ГГ, проведенный ООО «<данные изъяты>». Согласно Отчету были определены вредные и(или) опасные факторы производственной среду и трудового процесса на предприятии ответчика.
В соответствии с предоставленной Картой № специальной оценки условий труда по рабочему месту материального истца указаны рекомендации по улучшению условий труда: разработать мероприятия по режиму труда работника с учетом тяжести трудового процесса (снижение вредного воздействия тяжести).
Вместе с тем, в трудовом договоре с работником информация об условиях труда на его рабочем месте, в соответствии с результатами специальной оценки условий труда, отсутствует.
Представление прокурора об устранении выявленных нарушений ответчиком оставлено без удовлетворения и надлежащего оформления трудового договора с работником и дополнений к нему. Акт проверки помощником прокурора МУП «ТС Топчихинского района» указывает на отсутствие в трудовом договоре материального истца сведений о рабочем месте в соответствии с результатами специальной оценки условий труда, умалении прав работника и нарушении его трудовых прав с учетом действующего законодательства.
Нарушение трудовых прав работника, обратившегося с заявлением к прокурору за защитой нарушенных прав и интересов в сфере трудовых правоотношений, обосновывает необходимость обращения прокурора в суд с настоящим исковым заявлением в интересах материального истца с учетом ст.45 ГПК РФ и ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Представитель ответчика, действующая по доверенности, согласилась с иском прокурора, направив в суд заявление о признании иска, приобщенное к материалам дела. Такая процессуальная позиция соответствует ст.ст.39, 173 ГПК РФ. Признание искового заявления ответчиком не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
Тем самым, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании ст.103 ГПК РФ, абз.2 п.3 ч.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика МУП «ТС Топчихинского района» следует взыскать сумму государственной пошлины в размере 90 руб. (300 руб. х 30%) в доход бюджета муниципального образования Топчихинский район Алтайского края.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░ 2279007005, ░░░░ 1152201000588) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ №), ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░ 2279007005, ░░░░ 1152201000588) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 90 (░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░ 2024 ░░░░