УИД 79RS0002-01-2023-001855-34
Дело № 2-1527/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Шелепановой И.Г.,
при секретаре Чернышовй Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №12», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» об обязании совершить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура города Биробиджана обратилась в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 12», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» об обязании совершить определенные действия. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере охраны жизни и здоровья граждан установлено, что здание МБДОУ «Детский сад № 12» не соответствует требованиям безопасности зданий и сооружений. Здание построено построено в 1986 году. Согласно акту визуального и документального обследования здания от 18.02.2022 оно является работоспособным, не требует капитального ремонта, подлежит текущему ремонту. Согласно результатам обследования здания необходим текущий ремонт окон и дверей. Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства непосредственным образом влияют на безопасное пребывание в образовательном учреждении воспитанников и персонала, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, а также создают условия для заболевания детей. До настоящего времени указанные ремонтные работы, необходимые для безопасной эксплуатации здания МБДОУ «Детский сад № 12», не проведены. Учредителем МБДОУ «Детский сад № 12», а также собственником имущества является мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО. Поскольку от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, указанные обязанности возложены на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО. Просит суд возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад 12», в срок до 01.09.2023, выполнить работы по ремонту здания в соответствии с актом визуального и документального осмотра, а именно: провести замену изношенных оконных рам и дверей МБДОУ «Детский сад 12», расположенного по адресу: ул. Чапаева, д. 8, г. Биробиджан, ЕАО. Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в срок до 01.06.2023, в случае недостаточности финансовых средств у МБДОУ «Детский сад 12» на обеспечение финансирования указанных мероприятий произвести финансирование за счет средств местного бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджана Ивагина Н. В., исковые требования уточнила, просила обязать МБДОУ «Детский сад № 12» в срок до 01.12.2023 выполнить работы по замене оконных рам и дверей в соответствии с актом визуального и документального осмотра, а именно: провести замену 12 оконных рам, расположенных на первом этаже - переходе между корпусами и 3 входных дверей в группе 2, 3 и кабинете психолога МБДОУ «Детский сад № 12», расположенного по адресу: г. Биробиджан, ул. Широкая, д. 10; обязать мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО при недостаточности у муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности бразовательного учреждения, в срок до 01.10.2023 выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 12» денежные средства на указанные цели.
В судебном заседании представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 12» Мельник К.М. не возражала по требованиям.
Представитель ответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО в судебном заседании Емельянчикова Е. Н. не возражала по требованиям, просила увеличить сроки исполнения решения суда.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение в суд прокурора г. Биробиджан в защиту прав неопределенного круга лиц вызвано несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований в сфере образования.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - федеральные стандарты, часть 3 статьи 5 Закона об образовании).
Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Закона об образовании).
Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка МБДОУ «Детский сад № 12» по исполнению законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
В ходе проведенной проверки установлено, что здание МБДОУ «Детский сад № 12», расположенное по адресу: <адрес>, построено в 1986 году.
Из акта визуального и документального обследования МБДОУ «Детский сад № 12» от 18.02.2022 усматривается, что здание является работоспособным, не требует капитального ремонта, подлежит текущему ремонту.
Согласно отчету о результатах мониторинга технического состояния здания МБДОУ «Детский сад №», текущее техническое состояние общественного здания - МБДОУ «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес> работоспособное, не требует капитального ремонта. Уровень конструктивной безопасности здания - КС-3 (повышенный). Конструктивных изменений в несущих и ограждающих конструкциях не выявлено. Здание не представляет опасности при эксплуатации и для массового пребывания людей. Окна и двери ограниченно-работоспособные.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт нарушения ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора, поскольку не устранение МБДОУ «Детский сад № 12» указанных нарушений влияет на безопасное пребывание в образовательном учреждении воспитанников и персонала, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, а также создают условия для заболевания детей.
Как следует из коммерческого предложения ООО «<данные изъяты>» стоимость выполнения работ по заменен окон и дверей МБДОУ «Детский сад № 12» составит 292 000 руб. Из коммерческого предложения ИП ФИО следует, что стоимость выполнения работ по заменен окон и дверей в учреждении составит 180 000 руб.
На обращение руководителя МБДОУ «Детский сад № 12» от 24.05.2023 мэрией города МО «Город Биробиджан» дан ответ об отказе в предоставлении денежных средств на ремонт здания детского сада в связи с большим дефицитом бюджета.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии со ст. 53 указанного Федерального закона, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пункт 4 ст. 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указано, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Статья 15 указанного закона определяет, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения муниципального образования.
Таким образом, проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений полностью или частично является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Обязательства по финансированию указанных мероприятий являются расходным обязательствами органа местного самоуправления. Соответственно, выделение средств на эти мероприятия возможно в рамках бюджетного процесса.
При этом действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
МБДОУ «Детский сад № 12» является муниципальным бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным органом местного самоуправления, в данном случае мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО. Финансовое обеспечение учреждения осуществляется, в том числе в виде субсидий и субвенций из бюджета муниципального образования «Город Биробиджан».
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО при недостаточности у МБДОУ «Детский сад № 12» произвести финансирование за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Срок, указанный прокурором – 01.12.2023 для МБДОУ «Детский сад № 12» и 01.10.2023 для мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО, суд считает обоснованным и разумным.
Доказательств наличия обстоятельств установления более поздних сроков исполнения решения суда, ответчиками не представлено.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с МБДОУ «Детский сад № 12»судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокуратуры города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 12», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12» в срок до 01.12.2023 выполнить работы по замене 12 оконных рам, расположенных на первом этаже - переходе между корпусами и 3 входных дверей в группе 2,3 и кабинете психолога.
Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в случае недостаточности финансовых средств МКДОУ «Детский сад № 12» в срок до 01.10.2023 произвести финансирование за счет средств местного бюджета на обеспечение финансирования указанных мероприятий.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток в суд Еврейской автономной области с момента получения либо вручения копии решения через Биробиджанский районный суд.
Судья И.Г. Шелепанова