2-4010/2022
...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2022 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга
в составе председательствующего судьи Перовских И.Н.,
при секретаре Спиндовской Л.С.
с участием представителя истца Егорова А.С.
представителей третьего лица Зарипова К.Р., Демеува М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия О. ... к Зозуля Л. А. о понуждении к демонтажу конструкции остекления балкона, внешнего блока кондиционера, приведении фасада в надлежащее состояние, взыскание денежных средств на случай неисполнения решения,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия О. ... обратилась в суд с настоящим исковым заявлением к ответчику, в котором просила обязать Зозуля Л.А. в течение 14 календарных дней со дня вступления решения в законную силу выполнить демонтаж конструкции остекления балкона, внешнего блока кондиционера, размещенного в границах ... со стороны 3 этажа дворового фасада объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», середина ХХ в., расположенного по адресу: ..., входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина ХХ в.» (...) с восстановлением мест крепления. В течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу привести в установленном порядке фасад объекта в границах ..., где была установлена конструкция остекления балкона, а также внешний блок кондиционера, в соответствии с предметом охраны объекта. Установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с Зозуля Л.А. (отдельно по конструкции остекления балкона и блоку кондиционера) в пользу инспекции, как 25000 руб. за каждый случай неисполнения решения суда в установленные сроки, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда – 50000 руб. в месяц по каждому требованию п.1 просительной части настоящего искового заявления, до месяца фактического исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель истца Егоров А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представители третьих лиц Зарипов К.Р., Демеув М.Д., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что все работы по перепланировке балкона производились с разрешения Администрации ... и признаны соответствующие всем нормам и требованиям. Наружный блок кондиционера ... отсутствует.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом. В письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения исковых требований.
Суд определил рассмотреть дело на основании ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав представителя истца и ответчика, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
По положениям пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Положениями ст. 7 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантировано обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа.
Правовое регулирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с положениями главы 7 указанного Закона.
В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу пп. 6 п. 2 статьи 18 Закона 73-ФЗ предмет охраны объекта культурного наследия — это описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу пп. 3 п. 3 статьи 47.2 Закона 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона 73-ФЗ.
На основании пп. 1, 2, 7 п. 1 статьи 47.3 Закона 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; безотлагательно принимать меры по предотвращению разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии со статьей 3 Закона Оренбургской области от 03.07.2013 N 1678/503-V-ОЗ (ред. от 01.11.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 19.06.2013 N 1678) Законодательное Собрание Оренбургской области осуществляет законодательное регулирование в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
Согласно ст.4 этого же закона к полномочиям Правительства Оренбургской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия также относится установление порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия).
Согласно ст.1 Указа Губернатора Оренбургской области от 15.11.2018 N 612-ук (ред. от 21.09.2021) "Об утверждении положения об инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области" (вместе с "Положением об инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области") Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области (далее - инспекция) является органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно п.1, п.2 указанного Положения об инспекции, Инспекция государственной ораны объектов культурного наследия Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным в обрасти сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Инспекция является правопреемником министерства культуры и внешних связей Оренбургской области по вопросам, отнесенным к полномочиям инспекции в соответствии с настоящим положением.
Задачами инспекции являются: осуществление на территории Оренбургской области полномочий в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; обеспечение необходимых условий для реализации конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности граждан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. (п.11 Положения).
Полномочия Инспекции указаны в пункте 12 Положения, в том числе инспекция полномочна обращаться в суд в случаях нарушения законодательства российской Федерации и законодательства Оренбургской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной сохранны объектов культурного наследия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Приказом Департамента по культуре и искусству О. ... от 16.06.2008 № 218 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия О. ...» был утвержден список выявленных объектов культурного наследия О. ..., куда вошли ..., Сталинский классицизм, Архитектор Постников А.Н.
На основании приказа Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия от 11.06.2020 года № 93 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (вид- ансамбль) «Жилой комплекс для высшего офицерского состава», середина XX в., об утверждении предметов охраны, границ и режима использования территории объекта культурного наследия» здание, расположенное по адресу: ..., является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой», середина XX в., расположенный по адресу: О. ..., и входит в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина XX в.» (...).
Из информационного письма от ..., от НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства О. ...», осуществляющего капитальный ремонт фасадов Объекта, следует об отказе собственников квартир и помещений, расположенных в жилых домах, входящих в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина XX в.» (...) демонтировать незаконные конструкции балконов и выносных блоков систем кондиционирования на фасадах зданий.
Актом контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ..., составленного Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия О. ... подтверждается, что на главном фасаде Объекта в границах 3 этажа со стороны ... установлена конструкция остекления балкона., а также внешний блок кондиционера.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ... собственником жилого помещения — ..., расположенной в Объекте, является Зозуля Л.А.
Обращаясь с настоящим исковым заявлением и ссылаясь на положения закона от ... № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также Правил благоустройства территории муниципального образования «...», утвержденных решением О. городского Совета от ... N, истец указал, что размещение на фасадах объектов культурного наследия технических средств и конструкций является нарушением законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, приводит к искажению облика объекта культурного наследия, негативно влияет на отделочные материалы объекта культурного наследия, ухудшает условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.
Решением Оренбургского городского Совета от 24.10.2017 N 416 (ред. от 09.06.2022) "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Оренбург" (вместе с "Правилами благоустройства территории муниципального образования "город Оренбург", "Перечнем отдельных правовых актов Оренбургского городского Совета и отдельных норм правовых актов Оренбургского городского Совета, признаваемых утратившими силу") утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Оренбург".
Согласно требованиям Правил благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденных решением Оренбургского городского Совета от 24 октября 2017 года № 416 (далее - Правила № 416), изменение конструкций балконов и лоджий, затрагивающих несущие конструкции здания, разрешается только на основании заключения о техническом состоянии несущих конструкций здания.
При этом, конструкции остекления балконов и лоджий зданий, являющихся объектами культурного наследия, не должны перекрывать элементы декора фасадов таких объектов и должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним настоящими правилами (п. 5.12.2 правил № 416).
Согласно п.5.14 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Оренбург" в границах территории исторического поселения муниципального образования "город Оренбург" запрещается остекление балконов и возведение лоджий, веранд и других пристроек. Фасады зданий, не соответствующие установленным требованиям, подлежат приведению правообладателями в соответствии настоящими Правилами.
К территории исторического поселения муниципального образования «город Оренбург» согласно Постановлению правительства Оренбургской области от 14.03.2013 № 193-п «Об утверждении перечня исторических поселений регионального значения Оренбургской области» входит территория центра города, ограниченная с юга рекой Урал с центральной частью парка «Зауральная роща», с запада - железной дорогой от моста через реку Урал до ул. М. Джалиля, с севера - улицами М. Джалиля, Казаковской, Рыбаковской, в северо-восточной и восточной частях - ул. Маршала Г.К. Жукова до ул. Чкалова, историческим районом города «Форштадт» в границах улиц Красная площадь, Донецкой, пер. Бассейного и берега реки Урал, определенная в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,Законом Оренбургской области от 6 октября 2003 года № 495/67-III-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Оренбургской области».
Таким образом, судом установлено, что ... находится в границах исторического поселения муниципального образования «...» и на него распространяются пункт 5.14 правил благоустройства территории муниципального образования «...».
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица НО «Фонд модернизации ЖКХ О. ...» в письменном отзыве исковые требования поддержал, указав, что в целях исполнения региональной программы заключен с подрядной организацией ООО «Центрковка» договор на выполнение работ по капитальному ремонту крыши и фасада в многоквартирном доме в соответствии с научно-проектной документацией, разработанной ООО «Научно-производственное предприятие РОНА» в рамках договора № N от ..., разработанной на выполнение капитального ремонта многоквартирного дома проектные решения при реставрации объекта культурного наследия приняты с учетом сохранения индивидуальных предметов охраны ОКН, ценных градостроительных характеристик его территории и окружающей ценной застройки. Общая направленность капитального ремонта основана на сохранении характерных особенностей памятника архитектуры методами консервации и реставрации и обеспечении эксплуатационной надежности его конструкций. Целью данного проекта является максимально возможное восстановление исторического облика памятника истории, с удалением диссонансных конструктивных и архитектурных элементов, и воссоздание существенных для стилистической цельности здания частей и деталей. Проектом предусматривается необходимость приведения объекта к современным требованиям условий эксплуатации.
Проект капитального ремонта фасадов и крыши, выполненный на основании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой» середина ХХ в. Разработан на основании научно-исследовательских работ и согласован экспертной комиссией по вопросу рассмотрения проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» середина ХХв, расположенного по адресу ..., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения – ансамбля «Жилой комплекс для высшего офицерского состава» середина ХХв, расположенного по адресу ... соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Проектные решения, принятые в ходе исследований, не нарушают особенностей (предметов охраны) подлинного облика памятника истории и культуры, послуживших основанием для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению, и предусматривают максимально возможное восстановление исторического облика памятника истории, с удалением диссонансных конструктивных и архитектурных элементов, и воссозданием существенных для стилистической цельности здания элементов. Размещение на фасадах объектов культурного наследия технических средств и конструкций является нарушением законодательства РФ об охране объектов культурного наследия, проводит к искажению облика объекта культурного наследия, ухудшает условия, необходимые для сохранения объекта культурного наследия.
Возражая относительно заявленных требований истца, ответчиком представлена проектная документация на ..., расположенную в ..., а также акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии, выданного МО «...» ....
Согласно представленного акта приемки следует, что согласно проектно-сметной документации, выполненной ОАО ПИ «Оренбурггражданпроект» произведена перепланировка ..., после чего характеристика квартиры изменилась за счет демонтажа ограждений, конструкции и присоединения к площади доджи к квартире, установки строенного шкафа, установки перегородок к квартире. ... квартиры составляет 65,3 кв.м., жилая 44,3. Из плана квартиры, утвержденного О. ... Центром инвентаризации недвижимости, в экспликацию квартиры входит в том числе встроенный шкаф, размещенный на балконе квартиры.
Все работы по перепланировки производились в соответствии с разрешением на строительство, выданным Администрацией ... № N и прпизнаны соответствующими всех нормам и требованиям, что подтверждается Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, составленным ... и утвержденным Постановлением Главы ... от ... N-п.
Из совокупности представленных доказательств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца, поскольку возведенное ответчиком остекление балкона, входит к площадь принадлежащей ей квартиры, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, перепланировка узаконена надлежащим образом уполномоченным на то органом, площадь лоджии присоединены к общей площади квартиры, с последующей регистрацией изменений характеристик жилого помещения, что может рассматриваться как наличие препятствий к выполнению капитального ремонта многоквартирного здания в соответствии с проектно-сметной документацией и законодательством РФ.
Поскольку относимых, допустимых, достоверных доказательств того, что остекление балкона в квартире ответчика нарушаются права и законные интересы других граждан и создается угроза чьей-либо жизни, а также нарушается вид фасада многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия и ограждение балкона ведет к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания.
Кроме того, ответчиком указано, что внешний блок кондиционера в границах ее квартиры отсутствует. В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств наличия внешнего блока кондиционера в пределах ... объекта культурного наследия на момент рассмотрения дела, акт осмотра на момент рассмотрения дела не предоставлялся.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия О. ... к Зозуля Л. А. о понуждении к демонтажу конструкции остекления балкона, внешнего блока кондиционера, приведении фасада в надлежащее состояние, взыскание денежных средств на случай неисполнения решения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в О. областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 08 августа 2022 года.
Судья: Перовских И.Н.