Дело № 2-242/2023
УИД 37RS0016-01-2023-000257-92
ЗАОЧНОЕ Р ЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Пестяки 19 апреля 2023 года
Пучежский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующей судьи Губиной О.Н.,
при помощнике судьи Ивановой О.А.,
с участием заместителя прокурора Пестяковского района Тимошкина С.А.,
рассмотрев 19 апреля 2023 года в открытом судебном заседании в пос. Пестяки гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пестяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Жихареву М.В. о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пестяковского района Ивановской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Жихареву М.В. о принудительном медицинском обследовании.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Пестяковского района проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении в части предупреждения распространения туберкулеза, в ходе которой выявлены нарушения законодательства со стороны Жихарева М.В., освобожденного из исправительного учреждения, выразившиеся в не прохождении обязательного профилактического осмотра в целях выявления туберкулеза. Основы профилактики туберкулеза в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 18.06.2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 8 Федерального закона № 77-ФЗ, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ. В п. 809 санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика туберкулеза» СП 3.3686-21, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 4 установлено, что лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых двух лет после освобождения по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) проходят профилактические медицинские осмотры 2 раза в год.
По результатам проведенной проверки установлено, что Жихарев М.В. освободился из мест лишения свободы 12 сентября 2022 года. Согласно информации, представленной ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ», ответчиком с указанного времени и до настоящего момента профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза не пройден.
Из вышеизложенного следует, что Жихаревым М.В. не соблюдается возложенная на него законом обязанность по прохождению 2 раза в год в течение первых двух лет после освобождения из исправительного учреждения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.
Уклонение Жихаревым М.В. от обязанности по прохождению медицинского обследования влечет за собой не только риск заболевания туберкулезом, но и его несвоевременное выявление, переход в активную и заразную форму заболевания, и, как следствие, его запоздалое лечение. Ответчик создает угрозу жизни и здоровью других граждан, неопределенного круга лиц.
Ответчик Жихарев М.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. О причинах неявки не сообщил, об отложении дела либо о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела. Возражений суду не представил, об отложении не просил.
Учитывая надлежащее извещение неявившихся участников процесса, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ», ответчика Жихарева М.В.. С учетом положений ст. 233 ГПК РФ, с согласия заместителя прокурора дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Заместитель прокурора Пестяковского района Тимошкин С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Положениями ст. 5 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч. 1). Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств (ч. 2). Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (ч. 3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного закона охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются, в том числе приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 12 Федерального закона № 323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 27 указанного выше закона граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Исходя из требований части 1, пункта 1 части 2 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Одним из видов медицинских осмотров является профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.
В соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Граждане обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Статьей 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» к профилактике туберкулеза отнесен комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 77-ФЗ лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В п. 809 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 4 (в действующей редакции) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3686-21 «Профилактика туберкулеза» установлено, что по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых 2 лет после освобождения.
Из материалов дела следует, что Жихарев М.В. отбывал наказание в местах лишения свободы и освободился 12 сентября 2022 года. По сообщению ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ» Жихарев М.В. с этого момента и до настоящего времени обследование с целью выявления туберкулеза не проходил, доказательств обратного суду не представил.
Суд соглашается с позицией представителя истца о том, что уклонение ответчика от прохождения флюорографического обследования влечет за собой не только риск заболевания туберкулезом, но также его несвоевременное выявление, переход в активную и заразную форму заболевания, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью других граждан, то есть, затрагивает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 11 Федерального закона от 18 июня 2011 года № 77-ФЗ медицинские противотуберкулезные организации ведут государственное статистическое наблюдение в области предупреждения распространения туберкулеза в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурором заявлено требование об исполнении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр с целью выявления туберкулеза в течение 20 дней с момент вступления решения суда в законную силу. Суд считает, что данный срок является достаточным для исполнения решения суда и разумным.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры, обращающиеся в суды с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.
Таким образом, с Жихарева М.В. надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей (п. 3 ч. 1 ст. 333. 19 НК РФ) в доход Пестяковского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 - 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пестяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Жихареву М.В. возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза удовлетворить.
Обязать Жихарева М.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> <данные изъяты>), в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.
Взыскать с Жихарева М.В. в доход бюджета Пестяковского муниципального района Ивановской области государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Ответчик вправе подать в Пучежский районный суд заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья: подпись О.Н. Губина
Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2023 года.