Судья Зинкин В.А. дело 33-13976/2023
2-1631/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2023 г. г.о. Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе
председательствующего Желтышевой А.И.
судей Ефремовой Л.Н., Навроцкой Н.А.
при ведении протокола помощником судьи Садовниковой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к ФИО1 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
по апелляционной жалобе Сорокиной С.Г. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 28.07.2023, которым постановлено:
«Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (паспорт серии № №) в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» (ИНН 6316186232) задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 54185,25 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины вразмере 1 826 рублей, а всего 56011 (пятьдесят шесть тысяч одиннадцать) рублей 25 копеек.»
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения Сорокиной С.Г.
у с т а н о в и л а:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
Ответчик является собственником объекта недвижимого имущества общей площадью 341,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом.
В адрес ответчика региональным оператором направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием: фамилии, имени, ответчика, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты, которые по своему содержанию являются письменным требованием, адресованным ответчику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензий.
Однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг за период с 01.01.2019 по 31.05.2022 не было исполнено должником, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, которая составляет 63474,15 рублей.
На основании заявления истца мировым судьей выносился судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который отменен в связи с поступлением возражений ответчика относительно его исполнения.
До настоящего момента вышеуказанная задолженность ответчиком не погашена.
На основании вышеизложенного с учетом ходатайства ответчика о применении срока исковой давности, истцом уменьшены исковые требования и истец просит суд взыскать соответчика задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.06.2019 по 31.05.2022 в размере 54 185,25 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 826 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик Сорокина С.Г. обратилась в суд с апелляционной жалобой, ответчик просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Сорокина С.Г. доводы жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Согласно п.8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При отсутствии такой заявки и в соответствии с п. 8(17) Постановления № 1156, Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступные способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, обращение с ТКО является видом коммунальной услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. п. 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, представляемые региональным оператором.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником объекта недвижимого имущества - жилого дома с кадастровым номером №, общей площадью 341,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно формуле расчета суммы (единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 куб.м.) х предельный тариф (598,16 руб. / куб. м.) / 12 (количество месяцев в году) ежемесячная плата за коммунальную услугу для ответчика составляет 1548,15 рублей.
С 1 января 2019 года региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области надлежащим образом, доказательств обратного суду не представлено.
Однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг за период с 01.01.2019 по 31.05.2022 не исполнено ответчиком, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, которая составляет 63474,15 рублей (1548,15 руб. (сумма в месяц) х 41 (количество месяцев).
Ответчиком в ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии с положениям пункта 1 статьи 196, пункта 2 статьи 199, статей 200, 201, пункта 1 статьи 204 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в пунктов 15, 24 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», при исчислении сроков исковой давности по требованиям о взыскании просроченной задолженности по обязательству, предусматривающему исполнение в виде периодических платежей, подлежит применению общий срок исковой давности - три года, который следует исчислять отдельно по каждому платежу со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 17, 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «Онекоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа. В случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Учитывая дату обращения истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (07.07.2022), вынесения определения об отмене судебного приказа 18.01.2023, а также обращение в районный суд с исковым заявлением 20.04.2023, т.е. менее чем через шесть месяцев после отмены судебного приказа, истцом произведен расчет задолженности в пределах срока исковой давности, которая за период с 01.06.2019 по 31.05.2022 составляет 54 185,25рублей.
Представленный расчет проверен судом, учитывает период осуществления судебной защиты при обращении к мировому судье (89 дней), соответствует указанным положениям закона, уточненные требования предъявлены в пределах срока исковой давности.
На основании изложенного, разрешая исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс», суд первой инстанции исходил из того, что региональным оператором предоставлены услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств оплаты оказанных услуг или их ненадлежащего оказания, в связи с чем пришел к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом судом отклонены доводы ответчика об отсутствии контейнерных площадок в непосредственной близости от жилого дома, учитывая общедоступность контейнеров для накопления ТКО, а также обязанность накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, позволяющих потребителю получить услугу по обращению с ТКО с 01.01.2029 г. посредством использования любой, в т.ч. ближайшей к месту жительства, контейнерной площадки общего пользования, включенной в территориальную схему, утвержденную приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. № 228.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда и признает их правильными. Имеющиеся по делу доказательства оценены судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании; результаты оценки доказательств отражены в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы Сорокиной С.Г. о ненадлежащем оказании ей услуг в связи с отсутствием контейнерной площадки от жилого дома, судебной коллегией не принимаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных
отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. № 228.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включения в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 3 1.08.2018 г. № 1039.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. № 471 (далее – Порядок), создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039.
Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (пункт 6 Порядка).
В пункте 13 Постановления Правительства Российской Федерации № 1156 указано, что Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
При этом под погрузкой ТКО понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.
Таким образом, обязанность по созданию мест (площадок) по сбору ТКО возложена не на регионального оператора, а на орган местного самоуправления. Для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованные лица вправе обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
Согласно ответу администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 20.09.2023 г. в виду того, что частный сектор, где проживает ответчик, имеет плотную индивидуальную жилую застройку, а также зауженные проезды для движения специализированного автотранспорта ( мусоровоза) установить в шаговой доступности контейнерную площадку с соблюдением санитарных правил и норм не представляется возможным.
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими санитарными нормами расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок.
Доводы жалобы о том, что ответчик не накапливает отходы в том объеме, который им вменяется, также не могут быть приняты во внимание, поскольку расчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами производится, исходя из площади жилого дома, а не объема самих отходов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 28.07.2023 оставить без изменений, а апелляционную жалобу Сорокиной С.Г. – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение 3 месяцев.
Председательствующий:
Судьи: