№12-781/2021
Р Е Ш Е Н И Е
23 декабря 2021 года г. Сергиев Посад
Судья Сергиево-Посадского городского суда Московской области Ширяева Ю.С., рассмотрев жалобу Горбачевой Н.Э. на постановление инспектора ГКУ Московской области «Административно-пассажирская инспекция» 60 АПИ № от 02.11.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.3.6 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением инспектора ГКУ Московской области «Административно-пассажирская инспекция» МУ №1 ФИО3 от 02.11.2021 года Горбачева О.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.3.6 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», с назначением наказания в виде административного штрафа 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Горбачева О.Ю. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании Горбачева О.Ю. и ее защитник – адвокат Суворова М.С. поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили постановление отменить, производство по делу прекратить. Одновременно с этим пояснили, что сотрудниками АПИ никаких документов в отношении Горбачевой О.Ю. на месте не составлялось, в протоколе и постановлении отсутствуют ее подписи, постановление вынесено с нарушением требований ч.ч.1,2 ст.25.1 КоАП РФ, поскольку она не была извещена о времени и месте рассмотрения дела по существу, в связи с чем была лишена возможности воспользоваться процессуальными правами. Кроме этого, считают, что в действиях Горбачевой О.Ю. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.3.6 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», а подлежат квалификации по ст.20.6.1 КоАП РФ. Также Горбачева О.Ю. пояснила, что в момент осуществления контроля маска порвалась и она не успела надеть новую.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам:
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 02.11.2021 года в 09 часов 32 минуты на остановочном пункте «Дворец культуры» пассажир Горбачева О.Ю. находилась в транспортном средстве, государственный регистрационный знак №, движущемуся по маршруту № «Сергиев Посад – Новая Шурма», без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) на лице, чем нарушила пп.7 п.5 Постановления Губернатора №108-ПГ«О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Московской области».
Статьей 1.1 КоАП РФ установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.
Положениями ст.1.3.1 КоАП РФ и ст.26.3 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» введение административной ответственности за нарушение нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации прямо отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Во исполнение требований поименованных нормативных актов Губернатором Московской области 12.03.2020 года принято Постановление №108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Московской области», с последующими изменениями.
В силу пп.7 п.5 Постановления Губернатора №108-ПГ, с 12.05.2020 года граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования (в том числе в общественном транспорте, включая перевозку пассажиров и багажа по заказу).
Частью 4 ст.3.6 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов Московской области, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Московской области, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, с использованием транспортного средства и влечет наложение на граждан штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Как следует из ст.3.6 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», положения указанной нормы могут применяться лишь в случае, если действия лиц не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 01.04.2020 года №99-ФЗ введена в действие ст.20.6.1 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020г.), граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, в связи с наличием конкуренции норм права федерального и регионального законодательства, в силу прямого указания в ст.3.6 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», действия Горбачевой О.Ю. по ч.4 ст.3.6 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» квалифицированы неверно, поскольку ответственность за нарушение пп.7 п.5 Постановления Губернатора Московской области №108-ПГ от 12.03.2021 года предусмотрена ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
При этом правовые основания для переквалификации совершенного Горбачевой О.Ю. деяния на ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ отсутствуют, поскольку положения КоАП РФ не предусматривают возможности переквалификации статьи закона субъекта Российской Федерации на статью (часть статьи) КоАП РФ.
Кроме этого, в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении отсутствуют подписи Горбачевой О.Ю., равно как и сведения о ее присутствии или отсутствии при рассмотрении дела, а также сведения о ее надлежащем извещении. Кроме этого, согласно представленному материалу протокол об административном правонарушении направлен Горбачевой О.Ю. почтой 03.11.2021 года. Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о нарушении прав Горбачевой О.Ю., гарантированных ст.25.1 КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление инспектора ГКУ Московской области «Административно-пассажирская инспекция» 60 АПИ № от 02.11.2021 года в отношении Горбачевой О.Ю. подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях Горбачевой О.Ю. состава правонарушения, предусмотренного, ч.4 ст.3.6 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление инспектора ГКУ Московской области «Административно-пассажирская инспекция» 60 АПИ № от 02.11.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.3.6 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» в отношении Горбачевой Н.Э. – отменить, жалобу Горбачевой О.Ю. - удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.3.6 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», в отношении Горбачевой О.Ю., прекратить в связи с отсутствием в действиях Горбачевой О.Ю. состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.С. Ширяева