КОПИЯ
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2022 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Курманова Э.Р.
при секретаре Снигирёвой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Шевченко А. Е. к ИП Мережко С. Н. о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Шевченко А.Е. обратился с иском к ИП Мережко С.Н. о взыскании заработной платы, мотивируя тем, что состоял в трудовых отношениях с ИП Мережко С.Н. в должности управляющего офисом в г. Нижневартовске в период с <дата> по <дата>. Согласно трудовому договору ему установлена заработная плата в размере 13 500 рублей ежемесячно, приказом от <дата> установлен оклад в размере 22 500 рублей с <дата>. ИП Мережко С.Н., в нарушение ст. 135,136 Трудового кодекса Российской Федерации, не выплачивал районный коэффициент и северную надбавку. За период с <дата> по <дата> размер невыплаченной заработной платы в части районного коэффициента и северной надбавки составляет 269 147,36 рублей. Поскольку имели место нарушения в начислении заработной платы, компенсация за неиспользованный отпуск выплачена не в полном объеме, размер задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск составляет 41 650,92 рублей. Просит взыскать с ИП Мережко С.Н. задолженность по выплате заработной платы в размере 310 798,28 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату по ст. 236 ТК РФ в размере 21 646 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ подано заявление об уточнении исковых требований, согласно которому Шевченко А.Е. просить взыскать с ИП Мережко С.Н. сумму задолженности по заработной плате в размере 312 506,07 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату по ст. 236 ТК РФ в размере 21 117,05 рублей, компенсацию морального вреда в размере 8 000 рублей.
Истец Шевченко А.Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Ватанин С.Н. в судебном заседании на требованиях настаивал.
Ответчик ИП Мережко С.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании трудового договора № от <дата> Шевченко А.Е. был принят на работу к ИП Мережко С.Н. на должность управляющего офисом в г. Нижневартовске на неопределенный срок с <дата>, с испытательным сроком 3 месяца.
Пунктом 5 трудового договора предусмотрено, что работнику устанавливается заработная плата в размере 13 500 рублей, выплачивается ежемесячно. Порядок выплаты заработной платы: 5 и 20 число каждого месяца путем перечисления на пластиковую карту банка.
В соответствии с п. 14 Договора дистанционному работнику предоставляется ежегодный отпуск с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работнику продолжительностью 28 календарных дней. Дополнительный отпуск дистанционному работнику предоставляется в случаях, установленных законодательством РФ.
Согласно п. 15 договора трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
В соответствии с приказом №-к от <дата> Шевченко А.Е. установлен оклад в размере 22 500 рублей с <дата>.
Приказом №-к от <дата> трудовой договор от <дата> расторгнут по инициативе работника Шевченко А.Е. по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ с <дата>.
Согласно ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Согласно ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Обращаясь с настоящим исковым заявлением в суд, Шевченко А.Е. указывает, что за период работы у ИП Мережко С.Н. ему не выплачивался районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица за 2021 год, размер ежемесячного заработка Шевченко С.Н. за период с 02.2021 года по 07.2021 года составлял 13 500 рублей, с 08.2021 года по 01.2022 года – 22 500 рублей.
В силу ст. ст. 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
На основании ст. 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлены государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.
В соответствии с п. п. "в", "г" п. 16 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами", утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 процентные надбавки в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, начисляются до достижения 50% заработка.
Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 N 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР" Ханты-Мансийский автономный округ отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ИП Мережко С.Н. доказательств того, что выплачиваемая истцу заработная плата включала районный коэффициент и процентную надбавку предоставлено не было.
Согласно расчету истца, размер задолженности ИП Мережко С.Н. по выплате заработной платы за период с февраля 2021 года по февраль 2022 года составляет 312 506,07 рублей, из них размер задолженности по заработной плате 258 715,53 рублей, по выплате компенсации за неиспользованный отпуск 53 790,54 рублей.
Ответчиком в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих доводы истца о размере задолженности по заработной плате и иных выплат предоставлено не было.
Согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
По смыслу ст. 22, 136 Трудового кодекса Российской Федерации документы о начислении и выплате заработной платы находятся у работодателя.
В силу положений ч. 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
По смыслу ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в условиях состязательности процесса лица участвующие в деле несут риск неблагоприятных последствий в результате несовершения процессуальных действий.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводов истца об обстоятельствах оплаты труда, доказательств, подтверждающих выплату районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, требования истца о взыскании с ИП Мережко С.Н. суммы задолженности по заработной плате в размере 312 506,07 рублей, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Согласно расчету истца размер компенсации за несвоевременную выплату заработной платы за период с <дата> по <дата> составляет 21 117,05 рублей.
Ответчиком расчет компенсации за несвоевременную выплату заработной платы не оспорен, судом проверен и признан арифметически верным.
Поскольку спорные выплаты не были произведены истцу, суд считает возможным взыскать с ИП Мережко С.Н. компенсацию за несвоевременную выплату по ст. 236 ТК РФ в размере 21 117,05 рублей.
Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) неправомерными действиями или бездействием работодателя, он вправе требовать его возмещения в денежной форме.
В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты ему заработной платы).
С учетом всех обстоятельств дела, учитывая допущенные ответчиком нарушения прав истца, степень вины ответчика, суд полагает необходимым взыскать с ИП Мережко С.Н. в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, что, по мнению суда, соответствует требованиям разумности и справедливости.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ИП Мережко С.Н. в доход местного бюджета города Нижневартовска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 836,23 рублей (6 536,23 + 300).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Взыскать с ИП Мережко С. Н. О. № в пользу Шевченко А. Е. сумму задолженности по заработной плате в размере 312 506,07 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату по ст. 236 ТК РФ в размере 21 117,05 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, всего взыскать 338 623,12 рублей.
Взыскать с ИП Мережко С. Н. О. № в доход местного бюджета города Нижневартовска государственную пошлину в размере 6 836,23 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд.
Председательствующий подпись Э.Р. Курманов
«КОПИЯ ВЕРНА»
Судья ______________Э.Р. Курманов
Секретарь с/з _______ Е.С. Снигирёва
« ___ » _____________ 2022 г.
Подлинный документ находится в
Нижневартовском городском суде
ХМАО-Югры в деле №
Секретарь с/з __________Е.С. Снигирёва