Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4068/2023 ~ М-1951/2023 от 30.05.2023

УИД 32RS0027-01-2023-002447-48

Дело № 2-4068/2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2023 года                                                                                         гор. Брянск

Советский районный суд города Брянска в составе

председательствующего судьи                                                              Сочень Т.Ю.,

при секретаре                                                                                          Нехаевой Ю.А.,

с участием представителя истца, действующей на основании доверенности № 5в-2023 от 27.01.2023 г. помощника прокурора Брянского природоохранного прокурора Брянской области, Попадайло М.В.,

представителя третьего лица Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, действующего на основании доверенности № 25/16-1515 от 06.03.2023 г., Алексян В.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов водоснабжения выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также по принятию в муниципальную собственность указанных объектов. Согласно данным на территории Фокинского района г. Брянска имеется объект водоснабжения, по которому на протяжении длительного времени не принято мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного – водопровод от ВК до границы жилого дома по ул. Новозыбковская, 19 (протяженность 25 м.), участок водопроводной сети от ВК -1 до границы дома по ул. Транспортной, 24, включая ВК -1 (протяженность 68 м.). На основании изложенного, истец просил обязать Брянскую городскую администрацию в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости: водопровод от ВК до границы жилого дома по ул. Новозыбковская, 19 (протяженность 25 м.), участок водопроводной сети от ВК -1 до границы дома по ул. Транспортной, 24, включая ВК -1 (протяженность 68 м.).

Определением суда от 31.05.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены МУП «Брянский городской водоканал», МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Управление имущественных отношений Брянской области, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, Управление Росреестра по Брянской области, ППК «Роскадастр», МУ «Жилспецсервис» г. Брянска, ООО «Прометей».

Дело рассмотрено на основании статей 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке заочного судопроизводства, в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителя ответчика Брянской городской администрации, представителей третьих лиц МУП «Брянский городской водоканал», МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Управление имущественных отношений Брянской области, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Управление Росреестра по Брянской области, ППК «Роскадастр», МУ «Жилспецсервис» г. Брянска, ООО «Прометей», надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, не сообщивших суду об уважительных причинах неявки в судебное заседание.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Брянского природоохранного прокурора Брянской области Попадайло М.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить, против рассмотрения дела в порядке заочного производства и предоставления срока исполнения решения не возражала.

Представитель третьего лица Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Алексян В.Т. возражал против удовлетворения заявленных требований, указав на то, что данный объект является линейным и не является самостоятельным объектом, в связи с чем, не подлежит постановке на учет, в случае удовлетворения иска просил учесть необходимость финансирования и предоставить срок для исполнения решения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов водоснабжения, выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также по принятию в муниципальную собственность указанных объектов.

Согласно данным, представленным Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации, на территории Фокинского района г. Брянска имеются следующие объекты, по которым на протяжении длительного времени не принято мер по постановке их на учет в качестве бесхозяйного – водопровод от ВК до границы жилого дома по ул. Новозыбковская, 19 (протяженность 25 м.), участок водопроводной сети от ВК -1 до границы дома по ул. Транспортной, 24, включая ВК -1 (протяженность 68 м.).

Как следует из ответа МУП «Брянской городской водоканал» от 14.04.2023 г., водопровод от ВК до границы жилого дома по ул. Новозыбковская, 19 (протяженность 25 м.), участок водопроводной сети от ВК -1 до границы дома по ул. Транспортной, 24, включая ВК -1 (протяженность 68 м.) были переданы на техническое обслуживание предприятия, однако, право муниципальной собственности на них, установлено не было.

Согласно сведениям Филиала ППК «Роскадастр» по Брянской области от 19.04.2023 г. сведения об объектах недвижимости: водопровод от ВК до границы жилого дома по ул. Новозыбковская, 19 (протяженность 25 м.), участок водопроводной сети от ВК -1 до границы дома по ул. Транспортной, 24, включая ВК -1 (протяженность 68 м.) в базе данных Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют. Согласно сведениям Управления имущественный отношений Брянской области от 22.08.2023 г. объекты недвижимости: водопровод от ВК до границы жилого дома по ул. Новозыбковская, 19 (протяженность 25 м.), участок водопроводной сети от ВК -1 до границы дома по ул. Транспортной, 24, включая ВК -1 (протяженность 68 м.), в реестре государственного имущества Брянской области не значатся.

Согласно «Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008)» утвержденному приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст (ред. от 13 октября 2017 г.) сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида.

Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей.

Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Из изложенного следует, что объектами недвижимости могут считаться водопроводы в совокупности со всеми устройствами, составляющими единый функциональный комплекс.

Таким образом, спорные объекты обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются недвижимым имуществом.

В силу положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).

Исходя из вышеприведенных норм, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.

В реестрах федерального, государственного имущества Брянской области указанные объекты недвижимости не значатся. Сведений об указанных объектах недвижимости в реестре муниципальной собственности г. Брянска не имеется.

Таким образом, спорные объекты не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть включает в себя комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу части 5 статьи 8 названного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В силу статьи 44 Устава города Брянска городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. Городская администрация является уполномоченным органом по осуществлению муниципального контроля, установление организационной структуры которого, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Уставом.

Согласно подпункта 6 пункта 2 статьи 45 Устава города Брянска к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относятся вопросы организации в границах города Брянска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 5-6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей с обязательным приложением к заявлению документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1532, в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением документа, подтверждающего, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: документа, подтверждающего, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданного органами учета государственного и муниципального имущества; документа, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что водопровод от ВК до границы жилого дома по ул. Новозыбковская, 19 (протяженность 25 м.), участок водопроводной сети от ВК -1 до границы дома по ул. Транспортной, 24, включая ВК -1 (протяженность 68 м.), являются бесхозяйными объектам недвижимого имущества.

Поскольку спорный объект не имеет собственника, осуществление мер по постановке спорного недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного, подлежит возложению на ответчика.

Поскольку спорный участок уличного водопровода не имеет собственника, осуществление мер по постановке спорного недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного, подлежит возложению на ответчика.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом, отсутствие собственника такого объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных и земельных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах непринятие ответчиком мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия, лишает возможности осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию данных объектов, локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф. В случае непринятия заявленных в иске мер нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе, и на качественное предоставление услуг по водоснабжению.

Поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом суд, в порядке статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая необходимость подготовки технической документации, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 24.08.2024 года.

Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Брянскую городскую администрацию в срок до 24.08.2024 года в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости – водопровод от ВК до границы жилого дома по ул. Новозыбковская, 19 (протяженность 25 м.), участок водопроводной сети от ВК -1 до границы дома по ул. Транспортной, 24, включая ВК -1 (протяженность 68 м.).

Копию заочного решения направить ответчику с уведомлением о вручении, разъяснив право подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание принятого решения суда.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                                                                                Т.Ю. Сочень

Мотивированное решение суда изготовлено 31.08.2023 г.

2-4068/2023 ~ М-1951/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Брянский природоохранный прокурор
Ответчики
Брянская городская администрация
Другие
Управление Росреестра по Брянской области
Управление имущественных и земельных отношений БГА
Филиал ППК Роскадастра по Брянской области
МТУ ФА Росимущества
МУП Жилспецсервис
Управление имущественных отношений Брянской области
Комитет по ЖКХ БГА
ООО Прометей
МУП Брянский городской водоканал
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Сочень Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
30.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2023Передача материалов судье
31.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
07.02.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
07.02.2024Дело оформлено
07.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее