Судья Чимит Е.Ш. Дело № 12-246/2024 (№ 21-23/2024)
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл 26 марта 2024 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Кунгаа Т.В., рассмотрев жалобу защитника привлекаемого лица – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Агбаан Ай-Чечек Шолбановны на постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Тыва Тас-оол С.Н. от 12 декабря 2023 года №АП и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 февраля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов ** по реализации особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Тыва Тас-оол С.Н. от 12 декабря 2023 года №АП Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее – Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 февраля 2024 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитник Министерства труда и социальной политики Республики Тыва (далее – Министерство, Минтруд) Агбаан А.Ш. подала жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, ссылаясь на то, постановление вынесено без учета вины должника, который в настоящее время не может исполнить обязательство перед взыскателем по существу в полном объеме по независящим от него объективным обстоятельствам, из-за отсутствия жилого помещения в специализированном жилищном фонде. Фактически исполнить решение суда возможно после передачи Министерством земельных и имущественных отношений жилых помещений Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, то есть после окончания строительства (приобретения) жилых домов и отнесения их к специализированному жилищному фонду путем передачи в распоряжение Министерства труда и социальной политики Республики Тыва. До настоящего времени Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва передано Минтруду 146 жилых помещений для детей-сирот по г. Кызылу. Министерство не является государственным заказчиком на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не является распорядителем денежных средств, не обладает полномочиями по требованию о ходе строительства (приобретения) домов, об их готовности и передаче, ответственность за несвоевременное строительство (приобретение) жилых помещений не несет. Эти обстоятельства указывают на отсутствие вины Минтруда. В настоящее время в соответствии с Указом Главы Республики Тыва от 8 апреля 2022 года № 108 « О внесении изменений в Указ Главы Республики Тыва от 15 октября 2021 года № 408» полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и вопросы специализированного жилищного фонда переданы Министерству образования Республики Тыва. Считает, что все меры для надлежащего исполнения судебного решения были предприняты, а умысла и вины по своевременному исполнению решения суда не было.
В судебное заседание защитник привлекаемого лица - Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Агбаан А.Ш., должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, заместитель начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Тас-оол С.Н. не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного 15 декабря 2021 года Кызылским городским судом Республики Тыва по гражданскому делу №, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва с предметом исполнения: «Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва во внеочередном порядке, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Ч. на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва, общей площадью не ниже 12,5 кв.м., соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям».
Установлен 5-тидневный срок со дня получения должником указанного постановления для исполнения требований исполнительного документа.
В установленный срок должником – Министерством труда и социальной политики Республики Тыва требования исполнительного листа не исполнены, в этой связи 14 января 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Тыва Байкара О.О. от 19 апреля 2022 года №-АП Министерство труда и социальной политики Республики Тыва привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Ховалыг У.Ф. от 11 октября 2023 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 25 октября 2023 года. Постановление получено Министерством труда и социальной политики Республики Тыва 13 октября 2023 года.
Постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Тыва Тас-оол С.Н. от 12 декабря 2023 года №АП Министерство труда и социальной политики Республики Тыва привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
По результатам разрешения жалобы судья городского суда, оставляя постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Тыва Тас-оол С.Н. от 12 декабря 2023 года №АП без изменения, указал, что должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Министерства труда и социальной политики Республики Тыва состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в то время, как Министерством оспаривалось постановление должностного лица, которым оно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ. При этом по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ оценка действиям привлекаемого лица – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва судьей городского суда не давалась.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьёй 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку по результатам рассмотрения данного дела вынесено постановление о признании Министерства труда и социальной политики Республики Тыва виновным с назначением ему административного наказания, не имеется препятствий для отмены принятого по делу судебного акта и возвращения дела судье городского суда на новое рассмотрение для проверки постановления должностного лица о привлечении в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесения законного и обоснованного решения.
При таких обстоятельствах решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 февраля 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, подлежит отмене, а дело - возвращению в Кызылский городской суд Республики Тыва на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Тыва
РЕШИЛ:
решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 февраля 2024 года отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва возвратить на новое рассмотрение в Кызылский городской суд Республики Тыва.
Решение вступает в законную силу со дня принятия.
Судья Т.В. Кунгаа