Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 января 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-197/2020 по административному исковому заявлению Куваева О.В. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости,
с участием представителя административного истца по доверенности Улькина С.А.,
у с т а н о в и л:
Куваев О.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, равной рыночной стоимости в размере 397 902 рубля 47 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 560 848 рублей 83 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 353 367 рублей 38 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 391 366 рублей 60 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 313 642 рубля 55 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 213 559 рублей 64 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 362 193 рубля 49 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Улькин С.А. поддержал уточненные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти, Министерство имущественных отношений Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Куваевым О.В. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Куваеву О.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 36 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> ( ? доля в праве общей долевой собственности);
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 53,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 31,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 35,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 27,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 17,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 32,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанных нежилых помещений определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 в следующих размерах:
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 09 августа 2013 года в размере 651 287 рублей 52 копейки;
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 964 267 рублей 36 копеек;
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 568 067 рублей 45 копеек;
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию 24 июля 2013 года в размере 638 623 рубля 60 копеек;
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию 24 июля 2013 года в размере 495 702 рубля 17 копеек;
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию 17 августа 2013 года в размере 320 216 рублей 36 копеек;
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию 24 июля 2013 года в размере 584 349 рублей 64 копейки.
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД административный истец уплачивает налоги на имущество, исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владеющего объектами недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений и считая свои права нарушенными, 28 ноября 2019 года Куваев О.В. с пропуском срока обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости №, выполненный 24 октября 2019 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Институт независимой оценки и аудита».
Указанным отчетом рыночная стоимость объектов недвижимости определена в следующих размерах:
- нежилого помещения с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 09 августа 2013 года в размере 337 205 рублей 48 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 475 295 рублей 61 копейка;
- нежилого помещения с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 299 463 рублей 88 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию 24 июля 2013 года в размере 331 666 рублей 61 копейка;
- нежилого помещения с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию 24 июля 2013 года в размере 265 798 рублей 77 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию 17 августа 2013 года в размере 180 982 рубля 74 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию 24 июля 2013 года в размере 306 943 рубля 64 копейки.
В связи с тем, что указанным отчетом определение рыночной стоимости нежилых помещений произведено с выделением в ее составе НДС, что противоречит требованиям законодательства об оценочной деятельности, административным истцом представлен в суд отчет об оценке № от 18 декабря 2019, в котором величина рыночной стоимости нежилых помещений определена без выделения в ее составе НДС, и она составила:
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 09 августа 2013 года в размере 397 902 рубля 47 копеек;
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 560 848 рублей 83 копейки;
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 353 367 рублей 38 копеек;
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию 24 июля 2013 года в размере 391 366 рублей 60 копеек;
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию 24 июля 2013 года в размере 313 642 рубля 55 копеек;
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию 17 августа 2013 года в размере 213 559 рублей 64 копейки;
- для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию 24 июля 2013 года в размере 362 193 рубля 49 копеек.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 09 августа 2013 года, 17 августа 2013 года, на 24 июля 2013 года, то есть на даты определения кадастровой стоимости нежилых помещений.
Для оценки оценщик применил сравнительный и доходный подходы.
Давая оценку представленному отчету № от 18 декабря 2019 года, суд отмечает, что приведённые в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости нежилых помещений на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком подходов. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке № от 18 декабря 2019 года, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке № от 18 декабря 2019 года, рыночная стоимость нежилых помещений является достоверной.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 09 августа 2013 года, 17 августа 2013 года, на 24 июля 2013 года, на дату, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке № 251-19А от 18 декабря 2019 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 28 ноября 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Куваева О.В. удовлетворить.
Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 36 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 09 августа 2013 года в размере 397 902 рубля 47 копеек.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 53,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 560 848 рублей 83 копейки.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 31,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 353 367 рублей 38 копеек.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 35,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 391 366 рублей 60 копеек.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 27,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 313 642 рубля 55 копеек.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 17,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 213 559 рублей 64 копейки.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 32,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 362 193 рубля 49 копеек.
Датой обращения Куваева О.В. в суд считать 28 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2020 года.