Председательствующий: Петров И.М.
Дело № 7п-68/2022
19RS0003-01-2022-000677-52
РЕШЕНИЕ
25 мая 2022 года г. Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Беккер В.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Винникова В.Н. на постановление Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 11 апреля 2022 года, которым Винников Владимир Николаевич привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 11.04.2022 Винников В.Н. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Не согласившись с постановлением суда, Винников В.Н. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление суда отменить. Считает, что протокол об административном правонарушении подлежит исключению из числа доказательств, поскольку положения ст. 51 Конституции РФ и статей 24.2, 24.4, 25.1. 25.5, 30.3 КоАП РФ, указанных в протоколе об административном правонарушении, ему не были разъяснены. Полагая, что Постановление Правительства Республики Хакасия от 13 марта 2020г. № 102 «О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» не распространяет свое действие на жителей населенных пунктов, гигиеническая маска не является средством защиты органов дыхания, и ссылаясь на то, что на момент составления протокола об административном правонарушении был здоров, считает незаконным требование ношения маски.
Проверив соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ), правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. "а.2" п. "а" ст. 10пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона № 68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (пп. "б" п. 3пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 Правил).
Как следует из ст. 11 приведенного выше закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в том числе принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 марта 2020г. № 102 (в ред. от 02.03.2022) «О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (далее - Постановление № 102) в границах территории Республики Хакасия введен режим повышенной готовности функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - режим повышенной готовности) с 13 марта 2020 года по 20 марта 2022 года.
Согласно пп. 2 п. 5 Постановления № 102, граждане обязаны носить гигиенические маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах; соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Несоблюдение Винниковым В.Н. предусмотренной на момент выявления деяния обязанности носить гигиенические маски для защиты органов дыхания в магазине подтверждено достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании судом первой инстанции.
Так, мотивируя выводы о виновности Винникова В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, суд обоснованно сослался, в том числе на данные, изложенные в протоколе об административном правонарушении, согласно которым Винников В.Н. 08.03.2022 в 19 час. 20 мин., находясь в магазине «Продукты от Купца» по адресу: г. Саяногорск, мкр. Заводской, д. 21, не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, находясь без гигиенической маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей в нарушение требований подп. 2 п. 5 Постановления № 102 (л.д. 2).
Данные, изложенные в протоколе об административном правонарушении, объективно подтверждаются фотографией, на которой без средств индивидуальной защиты органов дыхания изображен Винников В.Н. в магазине (л.д. 4), рапортом полицейского ОППСП УМВД России по г. Саяногорску (л.д. 3).
Выяснив обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, проанализировав исследованные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции установил, что Винников В.Н. не выполнил требования правил поведения при введении режима повышенной готовности и, в нарушение обязанности, установленной Постановлением № 102, находился в магазине без средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о виновности Винникова В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Между тем, в настоящее время имеются основания для отмены постановления суда первой инстанции.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу положений ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Положения ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Обязанность граждан соблюдать требование по ношению гигиенических масок для защиты органов дыхания, установленное постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом", установленная и в приведенном Постановлении № 102 в редакции от 13.05.2022, действующей в настоящее время, касается обязанности носить гигиенические маски только в торговых центрах и в общественном транспорте, а также обязанности носить гигиенические маски гражданами, имеющими видимые признаки ОРВИ (повышенная температура, кашель, чихание, выделения из носа) и (или) находившихся в контакте с больными новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), и не подвергнутых изоляции.
Таким образом, поскольку в действующем в настоящее время Постановлении № 102 отсутствует обязанность граждан носить гигиенические маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в такси, на парковках, в лифтах; соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), указанное положение закона имеет обратную силу, как улучшающее положение лица, привлекаемого к ответственности.
Сведения об исполнении Винниковым В.Н. постановления о назначении административного наказания в материалах дела отсутствуют.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021 (вопрос N 22), из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью ст. 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, постановление Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 11 апреля 2022 года, вынесенное в отношении Винникова В.Н., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, подлежит отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 5 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 11 апреля 2022 года по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Винникова Владимира Николаевича отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай