Дело № 2-999-2024 <данные изъяты>
(УИД 74RS0037-01-2024-000817-76)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Сатка 06 июня 2024 года
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Сорокина Е.Е.,
При секретаре Горшковой М.С.,
С участием прокурора Кычевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Саткинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района о понуждении к исполнению закона,
У С Т А Н О В И Л:
Саткинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района о понуждении к исполнению закона.
Просит возложить на администрацию Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района обязанность произвести снос расселенных аварийных домов по адресу: <адрес>, а также ликвидировать строительный мусор с земельных участков.
В обоснование своих требований указал, что Саткинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о сносе расселенных аварийных домов, которой выявлены нарушения.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал в полном объёме, против предоставления срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ не возражал.
Представитель ответчика – администрации Бакальского городского поселения в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте слушания дела надлежаще извещен. Поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, также поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования признает в полном объёме и просил установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
Саткинской городской прокуратурой проведена проверка по исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о сносе расселенных аварийных домов, которой выявлены нарушения.
Частью 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии со ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Пунктов 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 10 ст.32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальный нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилым помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 –3, 5-9 данной статьи.
Пунктом 1 ст.5 ЖК РФ установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст.37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; вопросы использования и охраны земель.
В силу ст.32 ЗК РФ, одной из целей охраны земель является предотвращение и ликвидация загрязнения земель и почв, а также иного негативного воздействия на земли и почвы.
В целях охраны земель собственники и землепользователи земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по сохранению почв и защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, а также по ликвидации последствий такого загрязнения; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Проверкой установлено, что, на основании распоряжения администрации Бакальского городского поселения «О переселении граждан» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, расселены в благоустроенное жилье жители многоквартирных домов, ранее признанных аварийными и расположенными по адресам: <адрес>.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией Бакальского городского поселения, расселение жителей указанных домов произведено в апреле - сентябре 2023 года, многоквартирные дома отключены от коммуникаций. До настоящего времени расселенные аварийные дома не снесены, муниципальные контракты на снос домов не заключены. Доступ посторонних лиц в аварийные здания не ограничен.
Сложившая ситуация создает угрозу возникновения пожаров, загрязнения земель, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к объекту, что является недопустимым.
Следовательно, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку демонтаж вышеуказанных домов является трудоемким процессом, требующим время, кроме того, требуется срок на заключение контракта по демонтажу домов, а также время на демонтаж жизнеобеспечения и вывоз мусора, то суд считает возможным определить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на администрацию Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района <адрес> (ИНН 7417002451) обязанность произвести снос расселенных аварийных домов по адресу: <адрес>, а также ликвидировать строительный мусор с земельных участков, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Саткинский городской суд.
Председательствующий /подпись/ Е. Е. Сорокин
Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2024 года.
Верно:
Судья: Е. Е. Сорокин
Секретарь: М.А. Горшкова