Дело № 12-24/19
РЕШЕНИЕ
г. Усинск 04 апреля 2019 года
Судья Усинского городского суда Республики Коми Ларина Л.В.
при секретаре Новицкой М.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» на постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Кругловой Т.С. № от дд.мм.гггг. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Кругловой Т.С. от дд.мм.гггг. ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 31 000,00 рублей.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ- ЭНЕРГОСЕТИ» допустило нарушение требований трудового законодательства, выразившееся в нарушении требований ч. 3 ст. 193 Трудового кодекса РФ, а именно дисциплинарное взыскание к машинисту парогенераторной установки по закачке пара в нефтяные пласты Корольковой М.Д. за неявку дд.мм.гггг. на экзамен по проверке знаний требований безопасности и охраны труда применено позднее одного месяца со дня обнаружения проступка дд.мм.гггг..
Не согласившись с постановлением, ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» обжаловало его в Усинский городской суд РК. Не оспаривая установленного факта нарушения требований трудового законодательства, просило отменить постановление ввиду малозначительности совершенного правонарушения и освободить от административной ответственности, полагая, что назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 31 000,00 рублей не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности, носит карательный, а не превентивный характер. Просило учесть, что выявленное нарушение трудового законодательство устранено в добровольном порядке до возбуждения дела об административном правонарушении, при этом вид и размер дисциплинарной ответственности работника не изменился.
Представитель ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» Порфирьев А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, - заместитель начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Круглова Т.С. в суд не явилась. Просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие, возражала против доводов жалобы по основаниям, указанным в письменных возражениях
Заслушав представителя ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ», проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ наступает за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 22 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В силу ч. 3 ст. 193 Трудового кодекса РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Как следует из материалов дела, Печорским отделом ГИТ в РК на основании Распоряжения заместителя руководителя ГИТ в РК № от дд.мм.гггг. в период времени с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства, государственных нормативных требований охраны труда в деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ». В ходе проведенной проверки выявлено нарушение ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» требований ч. 3 ст. 193 Трудового кодекса РФ, а именно дисциплинарное взыскание к машинисту парогенераторной установки по закачке пара в нефтяные пласты Корольковой М.Д. за неявку дд.мм.гггг. на экзамен по проверке знаний требований безопасности и охраны труда применено позднее одного месяца со дня обнаружения проступка дд.мм.гггг..
Указанные обстоятельства явились основанием составления в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, и привлечения его должностным лицом к административной ответственности за совершение указанного правонарушения.
Вина ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» в совершении правонарушения подтверждена материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении № от дд.мм.гггг.; актом проверки № от дд.мм.гггг. по результатам проведенной проверки; приказом от дд.мм.гггг. № о примении дисциплинарного взыскания к машинисту парогенераторной установке по закачке пара в нефтяные пласты Корольковой М.Д.; предписанием ГИТ № от дд.мм.гггг.; приказом ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» от дд.мм.гггг. № о частичной отмене на основании предписания Печорского отдела ГИТ в РК № от дд.мм.гггг. приказа от дд.мм.гггг. № «О применении дисциплинарного взыскания» и другими материалами дела.
Таким образом, внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства, государственных нормативных требований охраны труда в деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. проведена уполномоченным должностным лицом на основании Распоряжения заместителя руководителя ГИТ в РК № от дд.мм.гггг., по результатам которой уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной ему компетенции дд.мм.гггг. вынесено в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» предписание № об устранении выявленного нарушения и постановление о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица, судьи.
Оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и степень угрозы охраняемым правоотношениям, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания вмененного ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» правонарушения малозначительным, поскольку ненаступление в результате допущенного нарушения неблагоприятных последствий для работника и неизменение его общей ответственности, установленной приказом, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона (в рассматриваемом случае обеспечить соблюдение требований трудового законодательства РФ).
Согласно ч. 1 Трудового Кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. При этом нормы Трудового кодекса РФ направлены на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве.
Совершенное ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» административное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере трудового законодательства, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
Между тем действия ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» свидетельствуют об игнорировании им требований закона, что существенно нарушает охраняемые интересы граждан в области трудовых отношений.
При этом, вопреки доводам жалобы, существенная угроза охраняемым интересам граждан в данном случае заключается в пренебрежительном отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ», как работодателя, к обязанностям, которые возложены на него трудовым законодательством.
Учитывая изложенное, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» не имеется.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 31 000,00 рублей назначено должностным лицом в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, и требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП РФ. При назначении наказания учтено смягчающее ответственность ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» обстоятельство, а именно добровольное исполнение до вынесения оспариваемого постановления предписания об устранении допущенного нарушения, при этом обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено. Назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному. Оснований для изменения наказания на предупреждение не имеется.
С учетом установленных обстоятельств, суд не находит оснований для отмены постановления заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Кругловой Т.С. № от дд.мм.гггг. по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Кругловой Т.С. № от дд.мм.гггг. о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.В. Ларина