Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5559/2023 ~ М-4684/2023 от 18.08.2023

дело № 2-5559/2023

50RS0036-01-2023-006086-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2023 год

г. Пушкино                                                                         Московской области

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи                               Бляблиной Н.Н.,

при секретаре                                                 Ляльковой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио, действующей в интересах несовершеннолетнего фио к Окружному управлению социального развития Министерства социального развития <адрес> об оспаривании распоряжения и возложении обязанности по включению несовершеннолетнего в списки детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

    фио обратилась в Пушкинский городской суд <адрес> с административном иском в интересах несовершеннолетнего фио к Окружному управлению социального развития Министерства социального развития <адрес>, в котором просила суд признать незаконным распоряжение .50-Р-686 от <дата> об отказе во включении несовершеннолетнего фио, <дата> года рождения, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и возложении обязанности по включению несовершеннолетнего фио в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

В обоснование своих требования указала то, что на основании распоряжения -Р от <дата> назначена опекуном несовершеннолетнего фио, <дата> года рождения. На основании данного распоряжения он был поставлен на учет в отдел опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Ивантеевка, а также было определено место его жительства по адресу: <адрес>. фио постоянно зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, проживание в котором невозможно, что подтверждается постановлением от <дата>. Они обратились к ответчику для включения несовершеннолетнего в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, распоряжением от <дата> во включении фио в список на территории городского округа Пушкинский отказано, так как он не является жителем <адрес>. Указанные обстоятельства послужили основанием обращения в суд.

На основании определения Пушкинского городского суда <адрес> от <дата> на основании ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. (л.д. 38).

Истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. В судебном заседании представитель истца по доверенности фио исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности фио в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в распоряжении от <дата>, также показала то, что поскольку несовершеннолетний фио не имеет постоянной регистрации на территории Пушкинского городского округа <адрес>, то должен быть включен в список по месту постоянной регистрации.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом – ФЗ от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» определено абз. 3 ст. 1 указанного Федерального закона – как лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона – ФЗ от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Порядок обеспечения детей – сирот жилыми помещениями устанавливается законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 Федерального закона – ФЗ) и не должен ограничивать права детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо существенно затруднять реализацию прав, установленных федеральным законом.

На территории <адрес> таким законом является <адрес> от <дата> -ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

    Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо отказе во включении в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> , который устанавливает порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В список включаются дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (п. 3).

Заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в течение 3 месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В ходе рассмотрения дела судом установлено то, что решением Дудинского районного суда <адрес> от <дата> фио лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего фио, <дата> года рождения. (л.д. 26-28).

Распоряжением -Р от <дата> подопечный фио, <дата> года рождения, поставлен на учет в отделе опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Ивантеевка с целью осуществления контроля за условиями жизни и воспитания несовершеннолетнего, опекуном назначена фио, определено место жительства несовершеннолетнего – место жительства опекуна по адресу: <адрес> (л.д. 21-22).

Несовершеннолетний фио, 2008 года рождения, постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, Таймырский Долгано – Ненецкий муниципальный район, <адрес>, в период с <дата> по <дата> зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 30).

Квартира, кадастровый , общей площадью 45,5 кв. м., по адресу: <адрес>, принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Постановлением Администрации Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района от <дата> установлен факт невозможности проживания несовершеннолетнего фио, <дата> года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, Таймырский Долгано – Ненецкий муниципальный район, <адрес> (л.д. 19-20).

Истец обратилась к ответчику с заявлением о включении подопечного в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в городском округе <адрес>.

Распоряжением .50-Р-686 от <дата> отказано во включении несовершеннолетнего фио, <дата> года рождения, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что не является жителем <адрес> (л.д. 15-18).

На основании ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В силу ч. 2 ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации).

Исходя из вышеуказанных норм права, а также исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что место жительства несовершеннолетнего фио определяется местом жительства его опекуна, находящимся в городском округе <адрес>.

В силу ст. 9 Федерального закона от <дата> № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Доводы ответчика о наличии постоянной регистрации у несовершеннолетнего фио по месту предыдущего проживания не имеет правового значения, как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер. (постановления от <дата> N 14-П, от <дата> N 9-П, от <дата> N 2-П, от <дата> N 4-П, от <дата> N 13-П; определения от <дата> N 185-О, от <дата> N 619-О-П, от <дата> N 1309-О-О и др.).

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая то, что несовершеннолетний проживает по адресу: <адрес>, проживание в ранее занимаемом жилом помещении невозможно, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования фио, действующей в интересах несовершеннолетнего фио к Окружному управлению социального развития Министерства социального развития <адрес> об оспаривании распоряжения и возложении обязанности по включению несовершеннолетнего в списки детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, удовлетворить.

Признать незаконным Распоряжение Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес> от <дата> об отказе во включении фио, <дата> года рождения, в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

Возложить на Окружное управление социального развития Министерства социального развития <адрес> обязанность включить несовершеннолетнего фио, <дата> года рождения, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в городском округе Пушкинский.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – <дата>.

Судья:

2-5559/2023 ~ М-4684/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гаркуша Ирина Александровна
Информация скрыта
Ответчики
Министерство Социального Развития
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Бляблина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
18.08.2023Регистрация административного искового заявления
21.08.2023Передача материалов судье
22.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2023Подготовка дела (собеседование)
13.09.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
13.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2023Судебное заседание
24.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2023Дело оформлено
08.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее