дело № 2-88/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2020 года пгт. Ольга
Ольгинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Н.А.Филатовой,
при секретаре Литвиненко Т.Н.,
с участием истца Астафуровой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астафуровой Т.Н. к администрации Ольгинского городского поселения Ольгинского муниципального района Приморского края, администрации Ольгинского муниципального района Приморского края о включении жилого дома в состав наследственного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Астафурова Т.Н. обратилась в суд с названным иском к администрации Ольгинского городского поселения, администрации Ольгинского муниципального района Приморского края, указав, что является наследницей по закону своего брата – ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, после смерти которого остался жилой дом по адресу <адрес>, где умерший проживал с 1949 года до дня смерти. ФИО1 проживал в указанном доме около 70 лет, в установленном порядке свое право собственности на дом не оформил. 20.01.2020 она обратилась к нотариусу Ольгинского нотариального округа, однако ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на дом, она не может реализовать свое право на наследование. Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 234 ГК РФ, просит включить в состав наследственного имущества ФИО1 жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.
Истец Астафурова Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что умерший ФИО1 приходился ей родным братом по линии матери, когда то он был женат, затем брак был расторгнут, в последние годы жизни он проживал с сожительницей, которая умерла около четырех лет назад, детей у её брата ФИО1 не было. В спорном жилом доме проживала вся их семья: мама с отцом брата, она - до своего замужества, а также брат ФИО1 - до дня своей смерти.
В судебное заседание ответчики: представители администрации Ольгинского городского поселения Ольгинского муниципального района Приморского края и администрации Ольгинского муниципального района Приморского края не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом по правилам ст. 113 ГПК РФ, ходатайств об отложении судебного разбирательства не направили. От главы Ольгинского муниципального района поступил отзыв на исковое заявление об отсутствии возражений против удовлетворения иска и о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца и в соответствии с положениями п.3 ст.167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела без участия указанных лиц.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1143 ГК РФ если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Согласно статье 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Пунктом 1 статьи 234 ГК РФ предусмотрено, что лицо – гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
На основании п.п.15 и 19 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> умер ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное Отделом ЗАГС администрации Ольгинского муниципального района).
После его смерти осталось наследственное имущество в виде домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором ФИО1 с 08.04.1983 по ДД.ММ.ГГГГ состоял на регистрационном учете (л.д. 17; 62) и проживал с даты своего рождения и до дня смерти, что подтверждается справкой главы Ольгинского городского поселения и содержанием истребованных судом копий похозяйственных книг на указанное жилое помещение за периоды: с 1955-1957 (№), за 1958-1960 (№), за 1964-1966 (№), за 1971 -1973 (№), за 1973-1975 (№), за 1976-1979 (№), за 1980-1982 (№), за 1983-1985 (№), за 1997-2001 (№), за 2002-2006 (№), за 2007-2011 (№), за 2012-2016 (№).
В копиях похозяйственных книг за 2002-2006 год (№), за 2007-2011 год (№), за 2012-2016 год (№) в строке «Документы, подтверждающие право собственности, владения, пользования», имеется отметка об отсутствии таких документов. Из представленного Астафуровой Т.А. уведомления об отсутствии в реестровых книгах сведений о праве собственности на объект капитального строительства, помещение от 21.11.2019 №, выданной КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» следует, что запись о праве собственности, а также правоустанавливающие документы на объект недвижимости по адресу <адрес> отсутствуют. Из уведомлений филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 22.04.2020 № и № следует, что информация о вышеназванном объекте недвижимости - отсутствует.
Каких-либо доказательств, опровергающих факт добросовестного, открытого и непрерывного владения ФИО1 данным недвижимым имуществом как своим собственным, суду не представлено. Таким образом, факт владения и пользования умершим ФИО1 жилым домом по адресу <адрес> более 15-ти лет нашел свое безусловное подтверждение.
Как следует из копии свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Отделом ЗАГС администрации Ольгинского муниципального района родителями ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО2 и ФИО3. Из копии свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Отделом ЗАГС администрации Ольгинского муниципального района родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО4 и ФИО5. Согласно справке о заключении брака №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГСа администрации Ольгинского муниципального района в органе записи актов гражданского состояния имеется запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ФИО2 и ФИО3 заключили брак, после его заключения жене присвоена фамилия ФИО5.
Согласно справке о заключении брака №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГСа администрации Ольгинского муниципального района в органе записи актов гражданского состояния имеется запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения вступила в брак с ФИО7, после заключения брака жене присвоена фамилия Астафурова.
Нотариусом Ольгинского нотариального округа по запросу суда представлена копия неоконченного наследственного дела № о наследстве ФИО1, согласно которому Астафурова Т.Н. 20.01.2020 обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, в числе наследственного имущества указала жилой дом по адресу <адрес>.
Таким образом, из представленных истцом документов следует, что она является родной сестрой умершего ФИО1 и единственным наследником его имущества по закону.
Поскольку судом достоверно установлено, что спорный жилой дом принадлежал ФИО1 на законных основаниях, учитывая, что правоустанавливающие документы на дом отсутствуют, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования и включить жилой дом в наследственную массу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Астафуровой Т.Н. к администрации Ольгинского городского поселения Ольгинского муниципального района Приморского края, администрации Ольгинского муниципального района Приморского края о включении жилого дома в состав наследственного имущества - удовлетворить.
Включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 35,8 кв.м., в состав наследственного имущества ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Судья Н.А.Филатова
Мотивированное решение принято 14 мая 2020 года.