Дело №2 –1023/2023
76RS0008-01-2023-001023-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2023 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Бородиной М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Посохиным С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Переславля-Залесского о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги, поставить на кадастровый учет автомобильную дорогу, земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Переславский районный суд Ярославской области с иском к администрации городского округа город Переславль-Залесский, просит обязать ответчика в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию автомобильной дороги «Ярославская обл., Переславский район, с. Лыченцы, ул. Школьная, реестровый <номер скрыт>, протяженностью 400,00 метров», а также поставить на государственный кадастровый учет указанную автомобильную дорогу и земельный участок под ней.
Требования мотивированы тем, что в городском округе город Переславль-Залесский отсутствует технический паспорт на указанную автомобильную дорогу. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы, и необходим для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения. Кроме того, данная автомобильная дорога и земельный участок под ней не поставлены на кадастровый учет, что приводит к тому, что содержание указанной автомобильной дороги не может осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, что в свою очередь, влечет угрозу нарушения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств. Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник. К вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Обращается в защиту интересов неопределенного руга лиц.
В судебном заседании помощник Переславского межрайонного прокурора Несветайлова А.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель администрации города Переславля-Залесского в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором в иске просил отказать в виду недоказанности нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представители третьих лиц Управления муниципальной собственности администрации г. Переславля-Залесского, МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще. Представитель МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» в адрес суда направил письменные пояснения по делу, ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 9 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Из совокупного анализа приведенных положений федерального законодательства следует, что на администрацию городского округа как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Согласно пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
В силу пунктов 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.
Согласно пункту 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.
Таким образом, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.
Из материалов дела установлено, что автомобильная дорога: «Ярославская обл., Переславский район, с. Лыченцы, ул. Школьная, реестровый <номер скрыт>, протяженностью 400,00 метров» включена в реестр муниципального имущества городского округа, а так же в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Переславля-Залесского (л.д.14).
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.
Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
Отсутствие технического паспорта на автомобильную дорогу препятствует проведению оценки технического состояния автомобильной дороги на предмет соответствия её транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности дорожного движения, надлежащего содержания автомобильной дороги.
Указанное свидетельствуют о нарушении ответчиком требований Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», пунктов 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015, пункта 9.1 ГОСТ 33388-2015, пунктов 2, 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288.
Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. (ч.5, ст.1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости")
Судом установлено, что автомобильная дорога: «Ярославская обл., Переславский район, с. Лыченцы, ул. Школьная, реестровый номер <номер скрыт>, протяженностью 400,00 метров», а также земельный участок под ней не поставлены на кадастровый учет, что приводит к тому, что содержание указанной автомобильной дороги не может осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, что в свою очередь, влечет угрозу нарушения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств.
Выявленные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц – участников дорожного движения, повреждения их имущества.
Требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Заявленный процессуальным истцом исполнения решения суда срок является разумным, учитывает характер и объем работ, необходимых для устранения выявленных недостатков, время, необходимое для выполнения работ, соответствует условиям статьи 206 ГПК РФ. Возможность организовать проведение работ в течение заявленного периода у ответчика имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Переславского межрайонного прокурора к администрации г.о. г. Переславль-Залесский (ОГРН 1027601048727, ИНН 7608004065), удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа город Переславль-Залесский (ОГРН 1027601048727, ИНН 7608004065) в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет автомобильную дорогу «Ярославская область, Переславский район, с. Лыченцы, ул. Школьная», реестровый номер <номер скрыт>, протяженностью 400 метров, земельный участок под указанной автомобильной дорогой, а также провести паспортизацию указанной автомобильной дороги.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 11 июля 2023г.
Судья Бородина М.В.