К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 07 мая 2024 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Паранука М.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием:
прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» об обязании,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> Республики Адыгея обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение», в котором просит обязать администрацию МО «Дмитриевское сельское поселение» в 6-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на здании администрации МО «Дмитриевское сельское поселение», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
При этом указал, что прокуратурой района в марте 2024 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
Социальная защита инвалидов, согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ) - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно ч. 7 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Согласно п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки в марте 2024 выявлено, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля при входе в здание администрации сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес>, не осуществляется.
Выявленные нарушения являются препятствием для инвалидов, нарушают права неопределенного круга лиц, а именно затрудняют обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В судебном заседании прокурор <адрес> Республики Адыгея ФИО2 поддержал исковые требования прокурора района в полном объёме и просил их удовлетворить.
Представитель администрации МО «Дмитриевское сельское поселение», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Глава администрации МО «Дмитриевское сельское поселение» ФИО3 в своем письменном заявлении просил суд рассмотреть данное дело в отсутствие представителя администрации, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Заслушав прокурора <адрес>, с учетом письменного заявления представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит, что иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» об обязании следует удовлетворить по следующим основаниям.
Как следует из ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов несовершеннолетних детей, которые в силу возраста не могут самостоятельно защитить свои имущественные права, а бездействие родителя противоречит их интересам.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Социальная защита инвалидов, согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ) - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Из части 7 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вышеуказанные требования распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
Как следует из письма главы администрации МО «Дмитриевское сельское поселение» ФИО3, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в администрации МО «Дмитриевское сельское поселение», расположенное по адресу: <адрес>, отсутствуют информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно- звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, так как в бюджете не предусмотрены денежные средства для этих целей.
Как следует из п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Таким образом, учитывая, что несоблюдение требований законодательства о социальной защите инвалидов, нарушает права неопределенного круга лиц, а именно затрудняют обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, суд считает, требование прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» об обязании подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» об обязании, удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Дмитриевское сельское поселение» в 6-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на здании администрации МО «Дмитриевское сельское поселение», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательно форме через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено: 08.05.2024
Судья (подпись) М.А. Паранук
Копия верна:
судья
Кошехабльского районного суда
Республики Адыгея М.А. Паранук