Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-415/2023 (2-7241/2022;) ~ М-5422/2022 от 28.07.2022

Дело № 2-415/2023 (2-7241/2022)

УИД: 56RS0N-82

Решение

Именем Российской Федерации

11 июля 2023 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Семиной О.В., при секретаре Коновалове М.И., с участием:

истца Шишова С.А. и его представителя Болдова С.К.,

представителя ответчика ООО Стоматологическая поликлиника «Ростошь» Ахмеровой Н.К.,

представителя ответчика ООО «Центр исследования условий труда» Лысковцевой И.В.,

заместителя начальника отдела охраны труда, социального партнерства и государственной экспертизы условий труда министерства труда и занятости населения Оренбургской области Симонова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишова С. А. к обществу с ограниченной ответственностью Стоматологическая поликлиника «Ростошь», обществу с ограниченной ответственностью «Центр исследования условий труда» о признании выводов специальной оценки условий труда недействительными,

установил:

Шишов С.А. обратился с названным иском, указав, что состоит в трудовых отношениях с ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» в должности рентгенлаборанта. На его рабочем месте ... ООО «Центр исследования условий труда» проводилась специальная оценка условий труда (далее по тексту СОУТ), по результатам которой установлен класс условий труда - 2, что отражено в отчете о проведении СОУТ от ... N и в заключениях эксперта N от ..., N от ..., однако согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда от марта 2013 года N на рабочем месте был установлен общий класс (подкласс) условий труда 3.1, который подтвержден протоколом измерений и оценки световой среды (класс условий труда 3.1), протоколом измерения и оценки ЭМП ВДТ и ПЭВМ (класс условий труда 2); протоколом оценки ионизирующего излучения (класс условий труда 2), протоколом измерений и оценки напряженности трудового процесса (класс условий труда 2), что давало право на досрочное назначение трудовой пенсии по Спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, право на повышение размера оплаты труда на основании ст. 147 ТК РФ, на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со ст. 117 ТК РФ, на сокращенную продолжительность рабочего времени в силу ст. 92 ТК РФ и постановления Правительства РФ от 14 февраля 2003 года № 101. По результатам СОУТ от 30 апреля 2015 года на рабочем месте рентгенлаборанта условия труда ухудшились, отменили повышенную оплату труда и ежегодный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях на основании карт специальной оценки условий труда, приказом главного врача внесены изменения в Коллективный договор с ..., отменено право на досрочное назначение пенсии. Итоговый класс (подкласс) условий труда с 3.1 понизился до класса 2. Согласно отчету о специальной оценке условий труда не были учтены: физические факторы такие, как параметры микроклимата, неионизирующее излучение, напряженность трудового процесса, необоснованно снизили параметры световой среды (вместо 3.1 класса (подкласса) стал класс 2). Истец указал, что ... ООО «Центр исследования условий труда» на рабочем месте истца проводило специальную оценку условий труда, по результатам которой на рабочих местах установлен класс условий труда 2 в соответствии с отчетом о проведении СОУТ от ... N и заключениями эксперта N от ... и N-И от .... Согласно отчету о специальной оценке условий труда не были учтены: физические факторы такие, как параметры микроклимата, неионизирующее излучение, напряженность трудового процесса, параметры световой среды (сначала был класс 3.1 в 2013 году, потом класс 2 в 2015 году, теперь класс отсутствует). Добавился биологический фактор (класс 3.3), что дало право на повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени и проведение медицинских осмотров. Истец указал, что при проведении СОУТ в 2022 году все вышеперечисленные физические факторы также не учтены, кроме того незаконно исключена вредность по биологическому фактору, в результате чего он лишился доплаты 4 % тарифной ставки (оклада) и дополнительного оплачиваемого отпуска 7 календарных дней, также по карте N и N специальной оценки условий труда отсутствует право на проведение мед. осмотра, что противоречит Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ... Nн, прил. 1 п. 2.4 (1 раз в году), а также право на сокращенную продолжительность рабочего времени, что противоречит Постановлению Правительства РФ от ... N.

Шишов С.А. указал, что его работа связана с источником ионизирующего излучения и должность предусмотрена Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. Класс вредности условий труда по профессии рентгенлаборанта не может быть менее 3. С 2015 года работы по улучшению условий труда в рентгенкабинете не проводились, объем работы не изменился. При осуществлении трудовой деятельности он находится в кабинете как и прежде по 6 часов в день. Истец указал, что не согласен с результатами СОУТ, проведенной в 2022 году, считает её результаты необоснованными и проведенными с нарушениями по следующим причинам. Работодатель не предоставил экспертам, проводившим СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочем месте и разъяснения, подтверждающие наличие вредных и опасных факторов; не был принят во внимание влияние биологический фактор при проведении манипуляций, тогда как он при работе имеет контакт с биологически активными жидкостями (слюна, кровь, рвотные массы); не учтены химические факторы: проведение текущей и генеральной уборки кабинета (текущую уборку проводит самостоятельно без участия младшего медицинского персонала, генеральную уборку с применением 2% уксусной кислоты), сбор отходов класса «Б», обработку рук антисептическими средствами; не принят во внимание постоянный шум во время работы в кабинете от бактерицидной установки «Дезар»; не учтены физические факторы: напряженность трудового процесса (поток пациентов не уменьшился, что взято из годовых отчетов за период с 2019 года по 2022 год), неионизирующее излучение (работа с компьютером, напряженность по зрению); световая среда (лампы в кабинетах те же, замены не проводились), микроклимат; считает заниженной тяжесть трудового процесса (средства индивидуальной защиты, передвижная ширма).

Истец указал, что в 2022 году на основании СОУТ незаконно убрали проведение мед. осмотра, сокращенную продолжительность рабочего времени и наличие биологического фактора, в связи с чем действия работодателя нарушают его трудовые права.

Истец просил, ссылаясь на п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» признать результаты специальной оценки условий труда на его рабочем месте, проведенной ООО «Центр исследования условий труда», утвержденные отчетом о проведении СОУТ от ... N и заключениями эксперта N-И от ... и N от ..., недействительными.

Определениями суда от 18 октября 2022 года, 9 декабря 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Центр исследования условий труда» и Государственная инспекция труда по Оренбургской области, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, ОСФР по Оренбургской области.

Определением суда от 14 июня 2023 года ООО «Центр исследования условий труда» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Ответчик ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» в лице главного врача Максимова Э.Н. письменным отзывом просил в удовлетворении исковых требований отказать, указал, что ... с ООО «Центр исследования условий труда» был заключен договор на оказание услуг по проведению СОУТ; ... издан приказ N о проведении СОУТ 2 рабочих мест рентгенлаборантов по адресам: ... г. ... Бассейный, ..., создана комиссия по проведению СОУТ с соответствующими полномочиями, утверждён график проведения СОУТ, обеспечен доступ экспертов к рабочим местам и к необходимой информации, эксперту предоставлены протоколы измерений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ...» по определению индивидуального эквивалента дозы фотонного излучения за 3 квартал 2020 года и 1-4 кварталы 2021 года в соответствии с Методикой проведения СОУТ, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от ... Nн, должностная инструкция рентгенлаборанта, отчет о проведении СОУТ 2020 года, сведения и информация о рабочих местах рентгенлаборантов, документация на применяемое оборудование, данные об отсутствии случаев производственного травматизма и иная необходимая информация и документация. Комиссией ... оформлен протокол N заседания по проведению СОУТ, которым утверждены результаты идентификации и перечень подлежащих исследованию вредных и (или) опасных производственных факторов, ... комиссией оформлен протокол биологического фактора, согласно которому фактическое значение биологического фактора отсутствует в рабочей зоне двух рабочих мест рентгенлаборантов. Ответчик указал, что не осуществляет ведение форм статистической отчетности в отношении инфекционных заболеваний пациентов, поскольку является организацией с частной формой собственности, у него отсутствует возможность предоставления информации из медицинских карт пациентов эксперту в силу защиты такой информации врачебной тайной, охраны персональных данных и запрета на разглашение информации в силу соглашений о конфиденциальности между ответчиком и страховыми организациями. Ответчик ссылался на то, что отчет о проведении СОУТ отвечает требованиям закона, подписан уполномоченными должностными лицами, специальная оценка условий труда проведена с соблюдением норм федерального закона и Методики проведения СОУТ, утвержденной приказом от ... Nн, с соблюдением сроков осуществления СОУТ на всех этапах её проведения.

В письменном отзыве на иск третье лицо ОСФР по Оренбургской области указало, что из отчета о проведении СОУТ в ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» от ... следует, что в обществе отсутствуют рабочие места и занятые на них работники по 3 классу опасности условий труда. Сведения о страховом стаже в отношении Шишова С.А. с кодом льготных условий труда «27-1, 12300000-24577», что соответствует п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», представлены обществом по ..., после указанной даты сведения о страховом стаже представлены на общих основаниях, т.е. без кода льготных условий труда.

Из письменных пояснений третьего лица Минтруда России следует, что результаты СОУТ в 2015, 2020, 2022 годах при отсутствии соответствующих измерений должны были быть безусловно аналогичны СОУТ 2013 года по той причине, что профессия рентгенлаборанта включена в Список № 1, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В судебное заседание представители третьих лиц ОСФР по Оренбургской области, ГИТ по Оренбургской области, Минтруда России не явились, судом о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам главы 10 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Третьи лица ОСФР по Оренбургской области, Минтруда России письменно просили о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей.

На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, при имеющихся сведениях об извещении.

В судебном заседании истец Шишов С.А. и его представитель Болдов С.К., действующий по доверенности, поддержали заявленные требования, на них настаивали, просили удовлетворить основываясь как на пояснениях самих ответчиков, так и на выводах экспертизы.

Представитель ответчика ООО Стоматологическая поликлиника «Ростошь» Ахмерова Н.К., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что процедура по специальной оценке соблюдена, по итогам экспертизы некоторые моменты не учтены, но это не влияет на итоговый класс, дезинфицирующие растворы относятся к малоопасным и применение этих веществ никак не влияет на заключение, у рентгенолаборанта нет обязанности переносить фартуки самостоятельно, несмотря на то, что он готовит пациента к процедуре рентгенографии, но не указано каким способом, а переносить для себя фартук может и сам пациент.

Представитель ответчика ООО «Центр исследования условий труда» Лысковцева И.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований. Пояснила, что по заданию ответчика провели специальную оценку в соответствии с законом, считает оценка тяжести труда может производится и без измерений. Неточности в заключении не опровергает, но полагает, что они не влияют на определение итогового 2-го класса. По сведениям заказчика на рабочем месте рентгенолаборанта отсутствуют патогенные микроорганизмы. По методике специальной оценки она может основываться на результатах медицинской статистики, которую комиссия и рассмотрела, сделав вывод. На рабочих местах изменения не проводились. Данные предоставила клиника. Биологический фактор оценивается в том случае, если он есть. Замерить должны при оказании скорой помощи, операционной, перинатальной, это четко прописано.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Часть 3 ст.37 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В соответствии с положениями ст.209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (абз. 2 и 13 ч.1 ст.219 ТК РФ).

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч.1 ст.3 N 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч.2 ст.3 N 426-ФЗ).

В соответствии с п.1 ч.2 ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч.1 ст.17 названного Закона.

По общему правилу, установленному ч.4 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Законом.

Судом установлено, что ... Шишов С.А. принят на работу рентгенлаборантом в ООО Стоматологическая поликлиника «Ростошь» о чем между работником и работодателем заключен трудовой договор N от ... с шестидневной рабочей неделей, отпуском 28 календарных дней.

Дополнительным соглашением от ... место работы определено ООО Стоматологическая поликлиника «Ростошь» по адресам: ... ..., ....

Дополнительным соглашением от ... определено, что условия труда на рабочем месте относятся к допустимым, выполняемая работа не относится к тяжелым с вредными и (или) опасными условиям труда и с ... ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуске за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляться не будет.

По представленным карте СОУТ N от ... и карте СОУТ N от ... в ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» установлен итоговый класс условий труда – 2 соответственно на рабочем месте рентгенлаборанта по ... и на рабочем месте рентгенлаборанта по пер...., ....

Тот же итоговый класс условий труда следует и из отчета от ... о проведении специальной оценки условий труда в ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» по ....

Специальная оценка условий труда проведена на основании приказа N от ... работодателя ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь».

Организацией, проводившей специальную оценку условий труда является ООО «Центр исследования условий труда».

Ответчики исходят из соответствия проведенной специальной оценки условий труда требованиям нормативных актов.

Между тем, суд полагает заслуживающей внимание позицию третьего лица Минтруда России.

В соответствии с ч.3 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Результаты проведения специальной оценки условий труда согласно п.95 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н, оформляются в виде отчета, титульный лист которого должен содержать идентификационный номер, получаемый в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

К процедурам, последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда, к которым устанавливаются обязательные требования, относятся: идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформление результатов проведения специальной оценки условий труда (п.1 Методики).

Суд обращает внимание, что в соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ и п.11 Методики первый этап проведения специальной оценки условий труда - идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В раздел XIX Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением кабинета министров СССР от 26 января 1991 года № 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", с кодом позиции 12300000-24577 включена должность рентгенлаборанта.

Таким образом, в отношении должности рентгенлаборанта предусмотрен особый порядок проведения СОУТ, предусмотренный ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которому перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 данного Федерального закона.

В частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:

1) физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, тепловое облучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);

2) химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;

3) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.

2. В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

1) тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;

2) напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

В письме Минтруда России от 2 марта 2016 года N 15-1/ООГ-902 разъяснено, что исходя из установленных согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условий, при которых не проводится идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов, информацию о наличии и составе вредных (опасных) факторов на рабочем месте, где не проводится идентификация, эксперт может получить из материалов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, а также из соответствующих Списков, где также содержится информация о вредных (опасных) факторах.

Указанная информация сопоставляется с перечнем вредных (опасных) производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 426-ФЗ, совпавшие наименования вредных (опасных) производственных факторов формируют Перечень, предусмотренный частью 7 статьи 10 Федерального закона N 426-ФЗ, который составляет эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Сформированный экспертом Перечень утверждается и применяется комиссией по проведению специальной оценки условий труда в порядке, определенном частью 2 статьи 10 и частью 2 статьи 12 Федерального закона N 426-ФЗ.

Поскольку профессия Шишова С.А. - рентгенлаборант включена в Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, исследованию (испытанию) и измерению в целях проведения специальной оценки условий труда подлежали вредные и (или) опасные факторы производственной среды, указанные при проведении аттестации рабочего места в 2013 году, включая параметры световой среды.

Между тем, ответчики, говоря о соответствии процедуры проведения специальной оценки условий труда требованиям нормативных актов, указывают на то, что измерения потенциально вредных производственных факторов не проводились, в то время как при таких обстоятельствах их проведение является обязательным.

Более того, поскольку требования истца основаны на несогласии с указанной специальной оценкой условий труда, которая влияет на его права как работника, занимающего должность рентгенлаборанта в ООО Стоматологическая поликлиника «Ростошь», то с целью установления юридически значимых обстоятельств дела определением суда от 26 декабря 2022 года назначено проведение судебной экспертизы по вопросам соответствия результатов специальной оценки условий труда в заключение эксперта ООО «Центр исследования условий труда» государственным нормативным требованиям в сфере охраны труда, соответствия отраженных в нем факторов фактическим значениям, обоснованности результатов специальной оценки условий труда 2-му подклассу условий труда и фактическое их соответствие.

По заключению государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда N от ..., производство которой поручено Министерству труда и занятости населения Оренбургской области, выявлены несоответствия требованиям Федерального закона от ... № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Так, в протоколе проведения оценки биологического фактора N- СОУТ-1-Б от ... на рабочем месте рентгенолаборанта (рабочее место N) установлен класс условий труда 2, в сводной ведомости данные о биологическом факторе для данного рабочего места отсутствуют, в строке 030 карты N специальной оценки условий труда класс условий труда по биологическому фактору не указан. Нарушены п.5 и п.7 Приложения N к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ... Nн «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»; в п.7 строки 040 Карты специальной оценки условий труда не указано на необходимость проведения медицинских осмотров в соответствии с приказом Минтруда России и Минздрава России от 31 декабря 2020 года № 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» на данном рабочем месте (п.4.1, приложения) и Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 №29н (п.27 приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ).

В протоколе проведения оценки тяжести трудового процесса N-N от ... для рабочего места рентгенолаборанта (рабочее место N): не указано средство измерения расстояния перемещения работника в пространстве, обусловленное технологическим процессом, в течение рабочей смены, км (п.7.1 протокола); не оценен такой параметр тяжести трудового процесса, как масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг (п.2 протокола), вместе с тем согласно представленным хронометражам работы рентгенолаборантов, утвержденным главным врачом ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» ... все работы рентгенолаборанта сопровождаются выполнением такой манипуляции, как снятие защитного фартука с пациента (при этом средний вес рентгенозащитного фартука составляет 3-5 кг.). Нарушены п.п.9 п.16, п.75 Приложения N к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

Выводы эксперта о массе перемещаемого защитного фартука и воротника подтверждены в судебном заседании представленными паспортами на изделия: фартук защитный стоматологический ФРЗС-«Р-К» ООО «Рентген-Комплект» массой не более 5 кг, воротник защитный ВРЗ-«Р-К» ООО «Спецмедприбор» массой не более 1 кг.

Согласно заключению эксперта в протоколе проведения оценки ионизирующего излучения N- N от ... не указаны сведения о применяемых средствах измерений, хотя в разделе I отчета указано на проведение измерений дозиметром ДРГ-01Т1. Нарушены п.п.9 п.16 Приложения N к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ... Nн «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»; в строке 022 Карты специальной оценки условий труда рабочего места рентгенолаборанта (рабочее место N) в перечне используемых материалов не указаны применяемые дезинфицирующие средства «Дезисофт», «Квартет», «Альсептан», уксусная кислота (данные материалы используются в работе согласно письму ООО «Стоматологическая поликлиника «Ростошь» от ... N). Нарушены п.5 Приложения N к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ... Nн «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

В письме от ... N Министерства труда и занятости населения Оренбургской области изложены ответы на вопросы, поставленные судом при назначении экспертизы, согласно которым качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте рентгенлаборанта (рабочее место N) не соответствует требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

В судебном заседании эксперт Симонов А.В. – заместитель начальника отдела охраны труда, социального партнерства и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и занятости населения Оренбургской области выводы, изложенные в заключении, подтвердил.

Данное экспертное заключение в полном объеме отвечает требованиям ст.86 ГПК РФ, принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, оно обосновано, основания сомневаться в его правильности отсутствуют, экспертное заключение сторонами не оспорено, а потому суд принимает его в качестве доказательства по делу.

Изложенное заключение эксперта, принятое судом, в совокупности с применимыми нормами права, позволяет прийти к выводу о несоблюдении обязательных требований к процедурам, реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда, допущенных как со стороны ООО «Центр исследования условий труда», так и со стороны утвердившего отчет СОУТ работодателя, что является основанием к признанию незаконными результатов специальной оценки условий труда на рабочем месте рентгенлаборанта ООО Стоматологическая поликлиника «Ростошь».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Шишова С. А. к обществу с ограниченной ответственностью Стоматологическая поликлиника «Ростошь», обществу с ограниченной ответственностью «Центр исследования условий труда» о признании выводов специальной оценки условий труда недействительными удовлетворить.

Признать незаконными и недействительными результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте рентгенлаборанта поликлиники общества с ограниченной ответственностью Стоматологическая поликлиника «Ростошь», оформленные картами специальной оценки условий труда рентгенлаборанта N 2 и № 3 от ... и отчетом от ... о проведении специальной оценки условий труда, проведенной обществом с ограниченной ответственностью «Центр исследования условий труда».

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25 августа 2023 года.

Судья: ...

...

...

...

...

2-415/2023 (2-7241/2022;) ~ М-5422/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шишов Сергей Анатольевич
Ответчики
ООО Стоматологическая поликлиника "Ростошь"
ООО «Центр исследования условий труда»
Другие
Государственная инспекция труда по Оренбургской области
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Семина Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
leninsky--orb.sudrf.ru
28.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2022Передача материалов судье
04.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2022Подготовка дела (собеседование)
18.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Судебное заседание
25.05.2023Производство по делу возобновлено
14.06.2023Судебное заседание
11.07.2023Судебное заседание
25.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее