Дело № 2-2478/2021 26 июля 2021 года
78RS0017-01-2021-002103-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Петроградский районный суд Санкт- Петербурга в составе:
председательствующего судьи Байбаковой Т.С.,
при помощнике судьи Петуховой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга к Алексеевой Татьяне Виктровне об обязании предоставить доступ в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику просил обязать ответчика обеспечить доступ работникам истца в <адрес> для осуществления проверки на предмет наличия самовольной перепланировки и переоборудования в квартире.
В обоснование заявленных требований указал, что ответчику на праве собственности принадлежит <адрес> В Государственную жилищную инспекцию поступило обращение от 08.07.2019 о незаконной перепланировке в квартире по адресу: <адрес>. В адрес собственника были направлены телеграммы, согласно которым квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является. Доступ не был предоставлен истцу для проведения проверки, что подтверждается актами.
В судебное заседание истец явился, поддержал исковые требования.
В судебное заседание не явился ответчик, извещен надлежащим образом путем направления судебных повесток по 2 адресам, одна из которых ответчиком получена лично.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участника процесса, оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Алексеева Т.В.. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 23.03.2021 года.
Согласно материалам дела в государственную жилищную инспекцию 08.07.2019 поступило обращения по вопросу перепланировки, переустройства, использования не по назначению <адрес>
03.02.2021 Государственной жилищной инспекцией издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Алексеевой Т.В.. по адресу: <адрес>. В период с 03.02.20211 по 20.02.2021.
О проведении внеплановой выездной проверки 05.02.2021 с 15 час. 30 мин., ответчик извещался телеграммой с уведомлением от 05.02.2021, которая получена лично 05.02.2021
05.02.2021 составлен акт о непредоставлении собственником доступа в <адрес>.
О проведении внеплановой выездной проверки 12.02.2021 с 14 час. 00 мин., ответчик извещался телеграммой с уведомлением от 11.02.2021, но адресат по извещению за телеграммой не явился.
12.02.2021 составлен акт о непредоставлении собственником доступа в <адрес>
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со ст. 8 Жилищного кодекса РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также Правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Жилищного кодекса РФ в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территории каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов Российской Федерации. Иные вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года N 1849, Государственная жилищная инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор, контроль за соответствием жилых помещений жилищного фонда СПб установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании п. 2 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории СПб, утвержденного постановлением Правительства СПб от 10 октября 2013 года N 776, задачами регионального государственного жилищного надзора, в том числе, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Пунктом 6 указанного Порядка установлено, что государственные жилищные инспекторы при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, в том числе вправе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения уполномоченного органа о назначении проверки помещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, предусмотренных федеральным законом или на основании решения суда.
Согласно статье 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу части 4 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся в статье 36 ЖК РФ.
Пунктом 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года N 25, регламентирована обязанность собственника использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, обеспечивать сохранность жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170).
Согласно п. п. 1.7.2, 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к крушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускаются.
В соответствии со ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство или перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ст. ст. 26, 29 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство или перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания - решения органа, осуществляющего согласование по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения, являются самовольными.
Частью 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации определена обязанность собственника жилого помещения, которое было самовольно переустроено или перепланировано, привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что, несмотря на неоднократные предписания о предоставлении доступа в жилое помещение для проверки наличие или отсутствие перепланировки, ответчик препятствует проведению осмотра что влечет нарушение прав и законных интересов иных лиц, проживающих в многоквартирном доме.
Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные нормы права, тот факт, что собственником спорного жилого помещения является ответчик, не выполняющая законные требования должностных лиц Государственной жилищной инспекции, которая в рамках возложенных на нее полномочий имеет право требовать обеспечение доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей в доход государства, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67-68, 103, 167 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга к Алексеевой Татьяне Викторовне об обязании предоставить доступ в жилое помещение – удовлетворить.
Обязать Алексееву Татьяну Викторовну обеспечить доступ в жилое помещение по адресу: <адрес> для проведения проверки обращения граждан на предмет наличия самовольной перепланировки и переоборудования жилого помещения.
Взыскать с Алексеевой Татьяны Викторовны в доход государства государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 06.08.2021