Дело №--
2.070
УИД 16RS0№---05
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 апреля 2024 года ... ...
Ново-Савиновский районный суд ... ... Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Л.М. Нуруллиной,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харьковой ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... ... о включении периодов работы в специальный страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Харькова О.Л. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... ... о включении периодов работы в специальный страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование иска указано, что истец имеет 25-летий стаж работы воспитателем в детских дошкольных учреждениях с --.--.---- г. по --.--.---- г..
--.--.---- г. истец обратилась в Управление ПФР в ... ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Ответчик в назначении досрочной страховой пенсии отказал ввиду отсутствия необходимого стажа.
Стаж работы с --.--.---- г. по --.--.---- г. гола, с --.--.---- г. по --.--.---- г. включен не был, поскольку наименование учреждения «Детский комбинат» не указано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии.
Педагогический стаж с --.--.---- г. по --.--.---- г. включен не был, поскольку наименование учреждения «ДОУ» не указано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии.
Истец полагает, что отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии незаконный.
На основании изложенного истец просила признать решение УПФ в ... ... от --.--.---- г. незаконным; включить стаж работы с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности воспитателя Детского комбината №-- КПХФО «Татхимфармпрепараты» в педагогический стаж; включить стаж работы с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности воспитателя ДОУ №-- в педагогический стаж; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию.
В ходе рассмотрения дела истец увеличила исковые требования и просила обязать ответчика включить периоды работы в должности воспитателя в Детском комбинате №-- с --.--.---- г. по --.--.---- г. и с --.--.---- г. по --.--.---- г. в педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности; обязать ответчика включить периоды работы в должности воспитателя в «Дошкольном образовательном учреждении» №-- с --.--.---- г. по --.--.---- г. в педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности; обязать ответчика признать наступление права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с даты выработки педагогического стажа (25 лет) то есть с --.--.---- г.; взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в размере 5000 рублей.
Истец Харькова О.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила возражение на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Судом установлено, что --.--.---- г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением Отдела контроля установления пенсий ОСФР по РТ №-- от --.--.---- г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемой выслуги 25 лет.
Как следует из указанного решения, в специальный стаж истца не включен период работы с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности воспитателя Детского комбината №-- КПХФО «Татхимпрепараты», так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. №--, наименование учреждения «Детский комбинат» не предусмотрено.
Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж истца периодов работы с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г., суд приходит к следующему.
Статьей 8 Федерального закона от --.--.---- г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от --.--.---- г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от --.--.---- г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до --.--.---- г..
Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №-- утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №--, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно пункту 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №--, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей. Дошкольные образовательные учреждения включают в себя: детские сады всех наименований, детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Согласно п. 18 части 2 Федерального закона от --.--.---- г. №273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В силу пункта 1 части 3 статьи 12 вышеуказанного Закона к основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 23 указанного Закона в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Судом установлено, что Харькова О.Л. приказом №--к от --.--.---- г. была принята на должность воспитателя в Детский комбинат №--.
Согласно справке №Д-28/174, выданной АО «Татхимфармпрепарат», ФИО1 действительно проработала в КПХФО «Татхимфармпрепараты» воспитателем детского комбината №-- с --.--.---- г. по --.--.---- г. (уволена в порядке перевода в отдел образования при Главе администрации ... ...).
За указанный период работы пользовалась административным отпуском по уходу за ребенком с --.--.---- г. по --.--.---- г..
Согласно приказу №-- от --.--.---- г. КПХФО «Татхимфармпрепараты» реорганизовано путем преобразования в ОАО «Татхимфармпрепараты».
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г. №-- «Об утверждении типового положения о дошкольном образовании учреждений РТ учредителями дошкольного образовательного учреждения могут быть: а) республиканские и местные органы государственной власти, местная администрация; б) ответственные и иностранные объединения, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности; в) общественные и религиозные организации и объединение; г) граждане Республики Татарстан и других государств. Допускается совместное учредительство.
В связи с ликвидацией ... ... учреждение образования, на тот момент – ясли/сад №--, передано в отдел образования ... ....
Решением Казанского совета народных депутатов №-- от --.--.---- г. предложено предприятиям передать ведомственные детские образовательные учреждения (ДОУЗ) в коммунальную собственность ... .... АО «Татхимфармпрепараты» дает согласие на передачу ДОУ №-- на баланс РОО ... ....
Приказом начальника Управления образования Администрация ... ... от --.--.---- г. №-- «О создании коммунальных дошкольных образовательных учреждений отдела образования ... ...» в целях созданий условий для реализации интеллектуальных нравственных, физических возможностей развития индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста было учреждено Коммунальное дошкольное образовательное учреждение №--.
Отказывая во включении в специальный страховой стаж периода работы истца в детском комбинате №-- в должности воспитателя, ответчик исходил из того, что Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №-- не предусмотрено учреждение "детский комбинат".
Между тем, проанализировав представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу о том, что детский комбинат №-- фактически являлся ясли-садом.
Следует учесть, что соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от --.--.---- г. N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали название - детские комбинаты. При этом созданные детские комбинаты независимо от ведомственной принадлежности регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
Таким образом, "детский комбинат" соединил в себе два детских учреждения - детский сад и детские ясли.
Таким образом, наименование учреждения "детский комбинат" приравнивалось к наименованию учреждения "ясли-сад", следовательно, действовавшее ранее пенсионное законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения страховой пенсии досрочно, может осуществляться в детских комбинатах.
С учетом приведенного суд полагает, что спорные периоды подлежат включению в специальный страховой стаж, что в сумме с имеющимся у истца стажем, включенным ответчиком в бесспорном порядке (20 лет 7 месяцев 1 день) дает более 25 лет специального стажа, вследствие чего суд приходит к выводу о том, что право на досрочное назначение страховой пенсии у Харьковой О.Л. возникло с --.--.---- г., в связи наличие 25 лет специального стажа.
Истцом заявлены требования о компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
В соответствии с абзацем 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от --.--.---- г. №-- "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" установлено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу части 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, в силу буквального содержания приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Моральный вред, причиненный нарушениями имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Статья 1069 ГК РФ, регулирующая гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный публичной властью, прямо не предусматривает компенсации морального вреда гражданину или юридическому лицу.
Как следует из материалов дела, в ходе судебного разбирательства не добыто, а истцом не представлено доказательств причинения вреда неимущественным правам и благам истца виновными действиями ответчика. Требования истца основаны на нарушении его имущественных прав на получение пенсионного обеспечения.
Таким образом, требования истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Харьковой ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... ... о включении периодов работы в специальный страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... ... включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы Харьковой ФИО1 с --.--.---- г. по --.--.---- г. и с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности воспитателя в Детском комбинате №--, с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности воспитателя в «Дошкольном образовательном учреждении» №--.
Признать за Харьковой ФИО1 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с --.--.---- г..
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Ново-Савиновский районный суд ... ... Республики Татарстан.
Мотивированное решение изготовлено --.--.---- г..
Судья Л.М. Нуруллина