Дело № 2-2315/2022
УИД 37RS0007-01-2022-003176-41
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Заволжск Ивановской области 25 ноября 2022 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Румянцевой Ю.А.
при секретаре Бариновой Е.П.
с участием представителя истца ТСЖ «Северный» Ягодкина В.О.,
представителя ответчика Гончаренко В.А. – Исаковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2315/2022 по исковому заявлению товарищества собственников жилья «Северный» к Гончаренко Владимиру Алексеевичу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
установил:
ТСЖ «Северный» обратилось в суд с иском к Гончаренко В.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01 февраля 2020 года по 28 февраля 2022 года в размере 104178 руб. 94 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик, являясь собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, не исполняет обязанность по оплате за предоставленные жилищные и коммунальные услуги.
Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 03 ноября 2022 года, к участию в деле по ходатайству ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Ермаченкова Е.С.
В судебном заседании представитель истца ТСЖ «Северный» Ягодкин В.О. поддержал исковые требования в полном объёме, объяснил, что спорная квартира принадлежала ФИО4 После её смерти наследство принял ответчик Гончаренко В.А., поэтому он и должен нести бремя содержания квартиры. Гончаренко В.А. выехал из квартиры в конце января 2020 года, оплатив коммунальные услуги по январь 2020 года. Один комплект ключей от квартиры на случай возникновения аварийной ситуации ответчик предал председателю ТСЖ «Северный». В дальнейшем оплата коммунальных услуг ответчиком не производилась, показания приборов учёта не передавались. В сентябре 2020 года согласно плану проведения работ ТСЖ «Северный» осуществлялись работы по замене общедомового инженерного оборудования. В связи с этим представители ТСЖ «Северный» заходили в квартиру ответчика, где были сняты показания приборов учёта. В соответствии с показаниями прибора учёта воды выполнен расчёт платы за услуги по водоснабжению и водоотведению за сентябрь 2020 года.
Ответчик Гончаренко В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён, направил своего представителя по доверенности Исакову Л.В.
Представитель ответчика Исакова Л.В. выразила несогласие с исковыми требованиями, объяснила, что после смерти собственника квартиры ФИО4 её супруг Гончаренко В.А. с заявлением о принятии наследства не обращался, право собственности на квартиру за собой не регистрировал. Он выехал из спорной квартиры в январе 2020 года, отдал ключи председателю ТСЖ «Северный» Ягодкину В.О. Более ответчик в квартире не проживал, коммунальными услугами не пользовался. В связи с этим полагала необоснованным начисление платы за водоснабжение и водоотведение в сентябре 2020 года. Также представитель отметила, что помимо ответчика наследником, принявшим наследство после смерти ФИО4 является её дочь Ермаченкова Е.С.
Привлечённая к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Ермаченкова Е.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, просила рассмотреть дело в своё отсутствие, указала, что наследство после смерти своей матери ФИО4 не принимала.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учётом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая в силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором.
В силу ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.
Судом установлено, что ТСЖ «Северный» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что ТСЖ «Северный» производит начисление и сбор платы за услуги по содержанию помещений в многоквартирном доме, отоплению, водоснабжению и водоотведению, электроснабжению, ремонту.
В соответствии с выпиской из лицевого счёта № по <адрес> имеется задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период с февраля 2020 года по февраль 2022 года в размере 104178 руб. 94 коп.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости названная квартира принадлежит на праве собственности ФИО4
ФИО4 умерла 30 июля 2019 года, что подтверждается свидетельством о смерти II-ФО №.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 1, п. 2 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признаётся принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и её момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Как разъяснено в п. 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (п. 4 ст. 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства. Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства.
Из поквартирной карточки усматривается, что на момент смерти ФИО4 была зарегистрирована в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении вместе с мужем Гончаренко В.А.
Ответчик Гончаренко В.А. снят с регистрационного учёта по адресу: <адрес>, с 21 января 2020 года.
Являясь в силу ст. 1142 ГК РФ наследником первой очереди по закону после смерти ФИО4, ответчик с заявлением о принятии наследства не обращался.
Между тем, решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 18 июня 2021 года, вступившим в законную силу 13 сентября 2021 года, по гражданскому делу № по иску ФИО5 к Гончаренко В.А., администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района о взыскании задолженности по договору займа, обращении взыскания на заложенное имущество установлено, что ответчик Гончаренко В.А., будучи зарегистрирован по месту жительства совместно с ФИО4, продолжая проживать в спорной квартире после её смерти и пользоваться находящимся в ней имуществом, оплачивая коммунальные услуги, совершил действия по фактическому принятию наследства.
В установленном законом порядке ответчик от принятия наследства не отказался.
На основании совокупности представленных доказательств суд пришёл к выводу, что Гончаренко В.А. принял наследство после смерти ФИО4 и, соответственно, стал собственником принадлежавшего наследодателю имущества, в том числе квартиры по адресу: <адрес>.
Доказательств того, что иные лица, отнесённые ГК РФ к кругу наследников, приняли наследство, в ходе судебного разбирательства не добыто.
Таким образом, с момента открытия наследства вне зависимости от государственной регистрации перехода права собственности на квартиру на Гончаренко В.А. возлагается обязанность по содержанию квартиры, оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как указано выше, по <адрес> оплата жилищно-коммунальных услуг не производится с февраля 2020 года, что привело к образованию задолженности.
Для взыскания задолженности ТСЖ «Северный» обращалось к мировому судье с заявлениями о выдаче судебного приказа в отношении Гончаренко В.А.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № Кинешемского судебного района в <адрес> от 19 июня 2020 года с Гончаренко В.А. в пользу ТСЖ «Северный» взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 февраля 2020 года по 31 мая 2020 года в размере 15425 руб. 96 коп.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № Кинешемского судебного района в <адрес> от 28 апреля 2022 года с Гончаренко В.А. в пользу ТСЖ «Северный» взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 июня 2020 года по 28 февраля 2022 года в размере 88752 руб. 98 коп.
Определениями мирового судьи судебного участка № Кинешемского судебного района в <адрес> от 09 ноября 2020 года и от 27 июля 2022 года названные судебные приказы отменены в связи с возражениями должника относительно их исполнения.
При этом задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг ответчиком не погашена и по состоянию на 26 марта 2022 года составляет 104178 руб. 94 коп.
Проверив представленный истцом расчёт задолженности, суд находит его арифметически верным, произведённым в соответствии с требованиями закона с учётом установленных тарифов, объёма оказанных услуг.
Возражая против начисления платы за услуги по водоснабжению и водоотведению в сентябре 2020 года, ответчик доказательств потребления услуг в меньшем объёме, равно как и иного расчёта задолженности не представил. Также отсутствуют доказательства надлежащего исполнения обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Утверждения стороны ответчика о том, что в спорный период Гончаренко В.А. в данной квартире не проживал, не имел доступа в квартиру, коммунальные услуги не потреблял, определяющего значения в рассматриваемом случае не имеют, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности требований истца.
В соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учётом перерасчёта платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеприведённых правовых норм, исковые требования ТСЖ «Северный» подлежат удовлетворению, и с ответчика в пользу истца следует взыскать денежные средства в сумме 104178 руб. 94 коп.
Находя заявленные исковые требования подлежащим полному удовлетворению, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым возместить истцу судебные расходы, понесённые при подаче иска.
При обращении в суд истцом уплачена государственная пошлина в сумме 3283 руб. 58 коп., которая подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования товарищества собственников жилья «Северный» удовлетворить.
Взыскать с Гончаренко Владимира Алексеевича (ИНН №) в пользу товарищества собственников жилья «Северный» (№) задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 февраля 2020 года по 28 февраля 2022 года в размере 104178 рублей 94 копейки, а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3283 рубля 58 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Румянцева Ю.А.
Мотивированное решение составлено 02 декабря 2022 года