Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-388/2022 (2-2994/2021;) ~ М-3204/2021 от 21.12.2021

№ 2-388/2022

70RS0001-01-2021-005370-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.04.2022 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ершовой Е.Ю.,

при секретаре Власовой В.В.,

помощник судьи Карповой С.В.,

с участием

представителя истца Харченко И.Г. - Козьминых А.Ю., действующего на основании доверенности от 26.06.2021,

представителя ответчика ГУ-ОПФ РФ по Томской области Слепаковой С.В., действующей на основании доверенности от 01.10.2021 сроком по 31.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Харченко ИГ к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в специальный стаж,

установил:

Харченко И.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее - ГУ-ОПФ РФ по Томской области), в котором с учетом уточнения просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 в льготном исчислении один год работы за один год шесть месяцев периоды работы с 01.07.1998 по 31.07.1998 в должности медсестры отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», с 25.01.1999 по 31.12.2001 в должности медсестры ПИТ отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», с 01.01.2002 по 18.08.2002 в должности медсестры ПИТ отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», с 19.08.2002 по 15.10.2005 в должности медсестры палаты реанимации и интенсивной терапии отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», а также возместить расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 руб. В обоснование заявленных требований указано, что 01.02.2021 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика № 2262 от 18.05.2021 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности. Указанным решением истцу засчитано в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения 26 лет 9 месяцев 4 дня. В специальный стаж не засчитаны, в том числе, вышеуказанные спорные периоды. Полагает, что оснований для отказа во включении указанных периодов в специальный стаж работы в льготном исчислении не имеется.

Определением Кировского районного суда г.Томска от 21.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница».

Истец Харченко И.Г., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, для представления своих интересов в суде направила в судебное заседание своего представителя.

Представитель истца Козьминых А.Ю. в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно указал, что функциональные обязанности Харченко И.Г. не менялись и соответствовали должности, предусмотренной необходимыми списками, даже после переименования отделений ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» в 2002 году.

Представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области Слепакова С.В. исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Считала, что решение, принятое пенсионным органом № 2262 от 18.05.2021 в отношении истца, является законным и обоснованным, так как оно вынесено в полном соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил.

Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, определив на основании ст. 167 ГПК РФ о рассмотрении дела в отсутствие истца и третьего лица, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Статьей 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8).

В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 закона установлено право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу ч. 1.1. ст. 30 закона (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Таким образом, с 01.01.2019 страховая пенсия по старости лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, может быть назначена только через определенный период времени после выработки специального стажа необходимой продолжительности. Данный период в 2019 году составляет 12 месяцев и далее увеличивается на 12 месяцев ежегодно до достижения в 2023 году 60 месяцев.

Согласно ч. 3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков

В соответствии с ч. 2, 3, 4 ст. 30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В судебном заседании установлено, что Харченко И.Г. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 13.08.1998.

01.02.2021 Харченко И.Г. обратилась в клиентскую службу (на правах отдела) в Октябрьском районе г. Томска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В подтверждение права на досрочную страховую пенсию Харченко И.Г. были представлены: трудовая книжка серии /________/, заполненная /________/ на имя Харченко И.Г.; уточняющая справка № 101/19-19/18 от 26.06.2018, выданная ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница»; справка № 1550 от 18.07.2018, выданная ОГАУЗ «Томский областной онкологический диспансер», свидетельства о рождении детей. Указанное следует из решения ГУ-ОПФ РФ по Томской области от 17.03.2021 № 1169.

Решением ГУ – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 (в настоящее время ГУ-ОПФ РФ по Томской области) от 18.05.2021 № 2262 Харченко И.Г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности. В специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения засчитано 26 лет 9 месяцев 4 дня. Исключено из специального стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения 5 лет 4 месяца 24 дня.

Из содержания решения пенсионного органа, в частности, следует, что в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не учтены при подсчете специального стажа в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном исчислении один год работы за один год шесть месяцев в числе прочих, спорные периоды: с 01.07.1998 по 31.07.1998 в должности медсестры отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», с 25.01.1999 по 31.12.2001 в должности медсестры ПИТ отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», с 01.01.2002 по 18.08.2002 в должности медсестры ПИТ отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», с 19.08.2002 по 15.10.2005 в должности медсестры палаты реанимации и интенсивной терапии отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница».

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

В силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (ред. от 26.05.2009) утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам.

Пунктами 1-3 Правил предусмотрено, что они регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п.а 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, названным нормативным актом регулируется порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в должностях и учреждениях, указанных в соответствующем списке, при соблюдении определенных условий.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников, может производиться по условиям и нормам, установленным в нормативных актах, действовавшим до вступления в силу Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

В соответствии с Правилами от 06.09.1991, право на льготное исчисление специального стажа – один год работы за один год и шесть месяцев предоставляется среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, а также среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анстезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, а также отделений (палат) хирургического профиля стационаров. При подсчете продолжительности специального стажа применяется перечень отделений хирургического профиля, утвержденный п.3.3.5.1 приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения».

Как следует из Правил от 22.09.1999, право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности (один год работы за один год и шесть месяцев) имеют медицинские сестры – анестезисты, медицинские сестры, в том числе старшие, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии – реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.

В соответствии с Правилами от 29.10.2002, право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности (один год работы за один год и шесть месяцев) имеют медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры анестезисты, работающие в отделениях (групп, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии – реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.

Право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности – один год работы за один год и шесть месяцев имеют медицинские сестры, работающие в отделениях реанимации и интенсивной терапии, поименованных в Перечне, который является приложением к названным Правилам, где указаны отделения, в том числе отделение кардиологии (Правила от 22.09.1999, 29.10.2002).

В соответствие с п. 4 Правил от 29.10.2002, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течении неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объем работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Как разъяснено в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Пунктом 15 названного постановления разъяснено, что перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости». При этом обращено внимание судов на то, что в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

В соответствии с положениями ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из представленной в материалы дела трудовой книжки истца /________/, заполненной /________/, следует, что с 24.07.1995 Харченко И.Г. принята в Областную клиническую б-цу на должность санитарки 2 р-да в отделение кардиологии (запись № 3); 01.09.1996 истец переведена санитаркой 2 р-да палаты интенсивной терапии отделения кардиологии (запись №4); 10.01.1998 переведена медсестрой отделения кардиологии по 8 разряда ЕТС (запись № 5); 25.01.1999 истец переведена медсестрой отделения кардиологии по 8 разряда ЕТС (запись №6); 25.04.2001 присвоена вторая категория «сестринское дело» по ЕТС 9 разряд (запись №7); 19.08.2002 согласно номенклатуры отделение переименовано в кардиологическое, палата реанимации и интенсивной терапии (запись №8); 27.05.2003 согласно аттестации присвоен 10 разряд ЕТС первая категория «сестринское дело» (запись № 9); 15.10.2005 Харченко И.Г. уволена в порядке перевода в Томский областной онкологический диспансер по согласованию между руководителями, п. 5 ст. 77 ТК РФ (запись №10).

Аналогичные сведения о работе истца содержатся в уточняющей справке ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» № 101/19-19/18 от 26.06.2018, согласно которой Ильичева (Харченко) И.Г. работала в ГУЗ Томская областная клиническая больница в должности медсестры в отделении кардиологии стационара на 1.0 ставки (приказ №33-к от 19.01.1998). С 25.01.1999 переведена на должность медсестры ПИТ в отделение кардиологии стационара на 1.0 ставки (приказ № 46-к от 25.01.1999).

Из представленных 01.10.2021 и 30.03.2022 (№1437) ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» сведений по запросам истца и суда соответственно, следует, что положение об отделении кардиологии стационара, действующее в 1998 году; должностная инструкция медсестры отделения кардиологии стационара, действующая в 1988 году, не сохранились, как и табели рабочего времени за 1998 год в связи с истечением установленного пятилетнего срока их хранения (основание – перечень, утвержденный приказом Рос.архива от 20.12.2019 №236).

Давая оценку исковым требованиям Харченко И.Г. в части включения периода работы с 01.07.1998 по 31.07.1998 в должности медсестры отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 в льготном исчислении один год работы за один год шесть месяцев, суд приходит к выводу о том, что представленные в материалы дела первичные документы подтверждают работу истца в спорный период медицинской сестрой отделения кардиологии, при этом факт ее работы в отделении реанимации и интенсивной терапии исследованными доказательствами не подтвержден, а потому данный период включению в страховой стаж в льготном исчислении не подлежит.

Разрешая требования истца о включении периодов работы в страховой стаж в льготном исчислении с 25.01.1999 по 31.12.2001 в должности медсестры ПИТ отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», с 01.01.2002 по 18.08.2002 в должности медсестры ПИТ отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», с 19.08.2002 по 15.10.2005 в должности медсестры палаты реанимации и интенсивной терапии отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», суд не может согласиться с выводами пенсионного органа в данной части и полагает, что спорные периоды подлежат включению в страховой стаж в льготном исчислении.

Согласно штатным расписаниям за 1999-2001 годы, в лечебных отделениях лечебного учреждения имелось отделение кардиологии, в котором значится 9,50 ставок медсестер ПИТ (анастезисток) и 14 ставок медсестер палатных.

Из штатного расписания за 2002 год следует, что структуре терапевтических отделений предусмотрено кардиологическое отделение, в составе которого предусмотрена палата реанимации и интенсивной терапии, с наличием в его штате 9,50 ставок медицинских сестер палаты и интенсивной терапии и 15,25 ставок медицинских сестер.

Из штатного расписания за 2003 год следует, что структуре стационара предусмотрено кардиологическое отделение с наличием в его составе палата реанимации и интенсивной терапии, с наличием в его штате 9,50 ставок медицинских сестер палаты и интенсивной терапии и 12,25 ставок медицинских сестер.

Согласно штатному расписанию за 2004 год, в стационаре лечебного учреждения имелось кардиологическое отделение, в том числе палата реанимации и интенсивной терапии с наличием в его штате 5,75 ставок медицинских сестер палаты интенсивной терапии и 15 ставок медицинских сестер палатных.

Из штатного расписания за 2005 год следует, что структуре стационара предусмотрено кардиологическое отделение с наличием в его составе палаты реанимации и интенсивной терапии, с наличием в его штате 5,75 ставок медицинских сестер палатных палаты реанимации и интенсивной терапии и 15 ставок медицинских сестер.

Положение о кардиологическом отделении ГУЗ Томской областной клинической больницы, согласованное Председателем ПК Гудковой Л.В. 08.08.2002, содержит указание на палату интенсивной терапии в составе отделения (п. 2.2). В штат включено 9,5 ставок медицинских сестер для работы в палате интенсивной терапии (п. 2.3).

Как следует из уточняющей справки ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» №101/19-19/18, должностная инструкция медицинской сестры палаты интенсивной терапии отделения кардиологии стационара от 18.01.2000 утверждена в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР, с учетом требований к должности медицинской сестры палатной отделения (палат) реанимации и интенсивной терапии. Положение по палате интенсивной терапии и реанимации в отделении кардиологии стационара до 08.08.2002 определялось приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению». Медицинскому персоналу палаты реанимации и интенсивной терапии в отделении кардиологии стационара производилось повышение оклада в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, согласно приказу МЗ РФ: приказ № 377 МЗ РФ до 15.10.1999 г.р. 4, п. 4.1, п.п.4.1.1., приложение № 2 к положению об оплате труда «Перечень…» р.1., п.1., п.п.1.11. С 19.08.2002 при переименовании отделения кардиологии в кардиологическое отделение, палаты интенсивной терапии кардиологического отделения в палату реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения стационара, функции и задачи отделения и палаты не изменились. Отдельное положение по палате реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения стационара не разрабатывалось. Функциональные обязанности врачей и среднего медицинского персонала кардиологического отделения и палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения стационара не изменились. Уволена 15.10.2005 в порядке перевода по согласованию между руководителями в Томский областной онкологический диспансер, п. 5 ст. 77 ТК РФ (приказ № 200-л от 29.09.2005). Отпуска по уходу за детьми, отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска, специализации и командировки с отрывом от производства не предоставлялись, на военные сборы не призывались. Государственное учреждение здравоохранения Томская областная клиническая больница переименовано в Областное государственное учреждение здравоохранения Томская областная клиническая больница на основании Устава в новой редакции, приказа главного врача № 239 от 29.12.2004. Областное государственное учреждение здравоохранения Томская областная клиническая больница переименовано в Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения Томская областная клиническая больница на основании Устава в новой редакции, приказа главного врача № 184 от 28.07.2011. Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения Томская областная клиническая больница переименовано в Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Томская областная клиническая больница» на основании Устава в новой редакции, приказа главного врача № 155 от 06.07.2012.

Указанное согласуется с имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе с приказом Томской областной клинической больницы №412 от 19.08.2002, согласно которому в связи с переименованием отделений в произвольном порядке произведено переименование структурных подразделений ОКБ в соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения, приказов областного управления здравоохранения, с действующими штатными нормативами, утвержденными Минздравом РФ, при этом отделение кардиологии (в том числе ПИТ) переименовано в кардиологическое отделение (в том числе Палаты реанимации и интенсивной терапии).

Из пояснений представителя истца следует, что функциональные обязанности Харченко И.Г. в должности медицинской сестры ПИТ отделения кардиологии в полном объеме соответствовали функциональным обязанностям медицинской сестры палатной палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения, при переименовании отделения не менялись.

При этом согласно карточкам-справкам, расчетным листам с января 1999 по декабрь 2005 года, истец с 25.01.1999 значится работающей в кардиологическом отделении медицинской сестрой ПИТ, которой производилось повышение окладов в связи с особыми условиями труда, что также согласуется с трудовой книжкой AT-VII № 3187792, заполненной на имя Харченко И.Г., 21.08.1976 г.р.

Указанные документы подтверждают наличие в спорный период в ГУЗ «Томская областная клиническая больница» (затем ОГУЗ «Томская областная клиническая больница», ОГБУЗ «Томская областная клиническая больница», ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница») отделения кардиологии (кардиологического отделения), в составе которого была образована с самостоятельным штатом врачей, среднего и младшего медицинского персонала палата реанимации и интенсивной терапии, где истец осуществляла свою деятельность в должности медицинской сестры палатной. Данные обстоятельства подтверждают соответствие указанной палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» структурным подразделениям, поименованным в Перечне №1066 и Перечне №781, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования о включении в стаж для досрочного назначения пенсии в льготном исчислении периодов работы с 25.01.1999 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 18.08.2002 в должности медсестры ПИТ отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», и с 19.08.2002 по 15.10.2005 в должности медсестры палаты реанимации и интенсивной терапии отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного)учета.

Харченко И.Г. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 13.08.1998. Согласно сведениям лицевого счета застрахованного лица по вышеуказанным спорным периодам работы истца с 10.01.1998 работодателем индивидуальные сведения представлены с кодом льготы (ЗП81ГД), что не подтверждает работу истца в эти периоды в должности в структурном подразделении, дающем право на льготное исчисление стажа.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета требуемых сведений, судом сделан вывод о том, что в спорные периоды Харченко И.Г. занималась указанной лечебной деятельностью, несмотря на ненадлежащее исполнение работодателем истца обязанности по указанию необходимого кода льготы. Доводы ответчика в данной части отклоняются судом как несостоятельные.

В соответствии с ч. 1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истцом при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в размере 300руб., что подтверждается квитанцией от 15.12.2021.

Поскольку исковые требования Харченко И.Г. удовлетворены, на основании ст. 98 ГПК РФ ответчиком подлежат возмещению расходы в сумме 300 рублей.

В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Расходы, понесенные истцом Харченко И.Г. на оплату услуг представителя Козьминых А.Ю., подтверждаются договором на оказание консультационно-юридической помощи от 26.06.2021, по которому Козьминых А.Ю. получил от Харченко И.Г. денежные средства в размере 40000 руб.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.07.2007 № 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

В соответствии с п.п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

При решении вопроса о возмещении ответчиком расходов истца на оплату услуг представителя, суд принимает во внимание сложность дела, объем выполненной представителем истца работы. В связи с чем, суд полагает разумным взыскать с ответчика в пользу истца в счет понесенных расходов на оплату услуг представителя 15 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Харченко ИГ удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области включить в стаж работы, дающий право Харченко Ирине ИГ на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», следующие периоды работы в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев: с 25.01.1999 по 31.12.2001 - в должности медсестры ПИТ отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница»; с 01.01.2002 по 18.08.2002 - в должности медсестры ПИТ отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница»; с 19.08.2002 по 15.10.2005 - в должности медсестры палаты реанимации и интенсивной терапии отделения кардиологии стационара в ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области в пользу Харченко ИГ в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кирвоский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.Ю.Ершова

Решение в окончательной форме изготовлено 20.04.2022

2-388/2022 (2-2994/2021;) ~ М-3204/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Харченко Ирина Геннадьевна
Ответчики
ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российского Федерации по Томской области
Другие
ОГАУЗ "Томская областная клиническая больница"
Козьминых Александр Юрьевич
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Ершова (Травкова) Е.Ю.
Дело на сайте суда
kirovsky--tms.sudrf.ru
21.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2021Передача материалов судье
24.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2022Подготовка дела (собеседование)
01.02.2022Подготовка дела (собеседование)
08.02.2022Подготовка дела (собеседование)
08.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2022Судебное заседание
01.04.2022Судебное заседание
20.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2024Дело оформлено
22.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее