Судья Чернышева Е.В.
Дело №71-125/2023
УИД 59RS0002-01-2023-000455-78
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 30 марта 2023 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Григорьева Алексея Александровича на постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 30.01.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 30.01.2023 Григорьев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на пять суток, срок исчисления наказания с момента задержания с 10 часов 30 минут 28.01.2023.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Григорьев А.А. просит об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено, указывает на отсутствие доказательств совершения вмененного ему административного правонарушения, нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании Григорьев А.А. доводы жалобы поддержал.
Изучив жалобу, заслушав Григорьева А.А., исследовав материалы дела, дополнительно представленную видеозапись, судья краевого суда приходит к следующему.
В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, пунктом 1 которого предусмотрено, что государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Согласно пункта 2 указанного Положения Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Пунктом 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по участию в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; выявлению причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.
В силу пункта 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения возложен на полицию.
Данный закон, определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статья 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28).
В силу статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются, помимо указанной выше обязанности, в том числе, обязанности пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Согласно пунктам 2, 8, 13 части 1 статьи 13 названного Федерального закона для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 28.01.2023 в 10 часов 15 минут на ул. Мира г. Перми, в районе д. 113 был остановлен автомобиль TOYOTA COROLLA г/н ** под управлением Григорьева А.А., который не выполнил неоднократное законное требование сотрудника полиции находиться на месте административного задержания с целью осуществления административных процедур освидетельствования на состояние опьянения, пытался скрыться бегством, оказав указанными действиями неповиновение законным требованиям сотрудников полиции при исполнении ими своих служебных обязанностей в области охраны общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения.
Признавая Григорьева А.А. виновным в совершении вмененного административного правонарушения, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о невыполнении Григорьевым А.А. законных требований сотрудников полиции при исполнении ими возложенных на них служебных обязанностей.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Фактические обстоятельства дела вопреки доводам Григорьева А.А. подтверждаются протоколом от 28.01.2023 об административном правонарушении, которым зафиксировано событие административного правонарушения, рапортом старшего инспектора ДПС полка ДПС Госавтоинспекции УМВД России по г. Перми Ж. от 28.01.2023, согласно которому в 10 часов 15 минут на ул. Мира, 113 был остановлен автомобиль TOYOTA COROLLA г/н ** под управлением Григорьева А.А., который двигался со стороны Шоссе Космонавтов в сторону ул. Милиционера Власова, при проверке установлено наличие признаков опьянения, Григорьеву А.А. было предложено пройти к патрульному автомобилю для освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; осознавая возможную ответственность за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, Григорьев А.А. не выполнил неоднократное законное требование сотрудника полиции находиться на месте административного задержания в целях осуществления административных процедур, попытался скрыться бегством, чем оказал неповиновение законным требованиям сотрудника, был задержан возле д. 109 по ул. Мира, к нему было применено спецсредство наручники; копией протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; видеозаписью с видеорегистратора, установленного в патрульном автомобиле; частично объяснениями Григорьева А.А. относительно событий имевших место после остановки транспортного средства.
На представленной видеозаписи с видеорегистратора патрульного автомобиля video-d0ef7674b60fc2101670c35a9388fbc6-V виден автомобиль марки TOYOTA COROLLA, сотрудник ДПС с водителем данного автомобиля стоят рядом с ним, после чего водитель передает документы сотруднику полиции, который после чего направляется к патрульному автомобилю, в этот момент водитель автомобиля TOYOTA COROLLA закрывает его и направляется в сторону расположенного справа от проезжей части здания. В связи с чем сотрудники полиции на патрульном автомобиле последовали за водителем автомобиля TOYOTA COROLLA, после поворота патрульного автомобиля на право вслед за мужчиной видно как он, свернув с тротуара налево, начинает убегать в направлении рядом стоящего двухэтажного здания, тогда как оба сотрудника полиции бегут следом за ним, пытаясь его остановить. В момент, когда мужчина скрывается, один из сотрудников полиции продолжает преследование, второй возвращается в патрульный автомобиль для продолжения преследования.
Сомнений в том, что на указанном видео автомобиль Григорьева А.А., а убегающий мужчина Григорьев А.А., при том, что марка автомобиля узнаваема, как и куртка в которую он был одет, не имеется. Кроме того, в судебном заседании в Пермском краевом суде Григорьев А.А. факт того, что на видео запечатлен именно он и его автомобиль не оспаривал.
Позиция Григорьева А.А., направленная на то, что сотрудники полиции достаточно долго занимались документами, останавливали другие автомобили, в связи с этим Григорьев А.А. направился в неподалеку находящийся ларек, сотрудники полиции требования к нему не высказывали, а подошли сзади, направлена на избежание административной ответственности, не соответствует событиям, зафиксированным на видеозаписи, которая дополняет по своему содержанию рапорт должностного лица Ж. Из видеозаписи видно, что Григорьев А.А. сначала уходит от автомобиля, а после того, как он был настигнут патрульным автомобилем, пытается убежать от сотрудников полиции. Полагать, что Григорьев А.А. не слышал требования сотрудников полиции, как и то, что к нему приблизился автомобиль, а впоследствии оба сотрудника осуществляли его преследования, в том числе с учетом реакции прохожего, у суда не имеется.
Доводы жалобы о том, что Григорьеву А.А. сотрудниками ГИБДД не разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, не находят своего подтверждения. Из видеозаписей, сделанных в отделе полиции при составлении процессуальных документов, в присутствии Григорьева А.А., их содержание было доведено до Григорьева А.А., копии вручены. Так Григорьеву А.А. были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, процессуальные права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, о чем свидетельствует видеозапись составления протокола об административном правонарушении (20230128_121340). При этом разъяснение положений Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» процессуальными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения, событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции части 1 статьи 19.3 названного Кодекса. Текст протокола Григорьеву А.А. зачитан, копия протокола Григорьеву А.А. была вручена, от подписей в протоколе Григорьев А.А. отказался.
Доводы о том, что судьей районного суда было отказано в предоставлении Григорьеву А.А. юридической помощи, несмотря на его устное заявление при составлении протокола об административном правонарушении, не свидетельствуют о нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку обязанность лица, составляющего протокол об административном правонарушении, обеспечить лицо, привлекаемое к административной ответственности, защитником, не предусмотрена, равно как и не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях обязательное предоставление защитника в суде на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Положения закона указывают только о необходимости обеспечения возможности реализации права на получение юридической помощи защитника. Каких-либо сведений, что в реализации такого права Григорьев А.А. был ограничен, не имеется. В судебном заседании 30.01.2023 Григорьеву А.А. разъяснялись права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе пользоваться юридической помощью защитника, знакомиться с материалами дела. Григорьев А.А. указал на то, что права ему понятны, каких-либо ходатайств, в том числе об отложении рассмотрения дела с целью обращения за помощью к защитнику, об ознакомлении с материалами дела не заявлял.
Ссылка на указание в протоколе судебного заседания от 30.01.2023 о рассмотрении дела в отношении Григорьева А.А. по части 1 статьи 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не принимается, поскольку является явной технической опиской. Согласно постановлению судьи районного суда дело в отношении Григорьева А.А., рассматривалось по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Григорьев А.А. привлечен к административной ответственности также по указанной норме.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Правильность выводов судьи районного суда о виновности Григорьева А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств. Действия Григорьева А.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и не влекут отмену постановления.
Постановление о привлечении Григорьева А.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Григорьеву А.А. в пределах санкции части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 названного Кодекса), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
При назначении административного наказания судья принял во внимание наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, данные о личности Григорьева А.А. Сведения о том, что Григорьев А.А. относится к лицам, которому не может быть применено наказание в виде ареста, отсутствуют.
Вместе с тем, при назначении Григорьеву А.А. административного наказания судьей районного суда не было учтено следующее.
Согласно части 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьи 27.2 данного Кодекса.
Частью 3 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Из протокола от 28.01.2023 об административном задержании следует, что Григорьев А.А. был доставлен в дежурную часть ОП №2 УМВД России по г. Перми 28.01.2023 в 10 часа 15 минут. Следовательно, срок назначенного Григорьеву А.А. административного наказания в виде административного ареста необходимо исчислять не с 10 часов 30 минут (время задержания), как указано в постановления судьи районного суда, а с 10 часов 15 минут 28.01.2023.
При таких обстоятельствах постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 30.01.2023, вынесенное в отношении Григорьева А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению в части исчисления срока административного ареста.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Григорьева А.А. допущено не было.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 30.01.2023 изменить: указать, что срок назначенного Григорьеву Алексею Александровичу административного наказания в виде административного ареста следует исчислять с 28.01.2023 с 10 часов 15 минут; в остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу Григорьева Алексея Александровича - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись