КОПИЯ
Дело № 2-4067/23
42RS0019-01-2022-004830-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Мухиной И.Г.
При секретаре Краевой Е.В.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
05 июня 2023 года
Дело по иску Солбаковой О. Л. к Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Новокузнецка о возмещении стоимости помещений в связи с изъятием земельных участков и помещений в аварийном многоквартирном доме для муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛ:
Солбакова О.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г.Новокузнецка о возмещении стоимости помещений в связи с изъятием земельных участков и помещений в аварийном многоквартирном доме для муниципальных нужд. Просила взыскать с ответчика стоимость изымаемых помещений в размере 881 000 руб. и 950 000 руб. Сохранить за истцом право пользования нежилыми помещениями до момента полной выплаты стоимости и в течение 6 мес. после выплаты возмещения.
Требования мотивированы тем, что дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Истец владеет двумя нежилыми помещениями общей площадью 19,2 и 23,4 кв.м. Истец получил от КУМИ <адрес> уведомление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и расселении. Ответчик установил выкупную цену 604 000 руб. и 713 000 руб., с которой истец не согласен. По оценке рыночная стоимость помещения составляет 881 000 руб. и 950 000 руб. Заявление истца о пересмотре выкупной цены оставлено без ответа.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, просит взыскать с ответчика возмещение за нежилые помещения в сумме 910 386 руб. и 1 145 554 руб., расходы на госпошлину 18 479,70 руб., юридические услуги 30 000 руб., судебную экспертизу 30 000 руб. От требования сохранить за истцом право пользования нежилыми помещениями до момента полной выплаты стоимости и в течение 6 мес. после выплаты возмещения отказалась. В данной части производство по делу прекращено.
Истец Солбакова О.Л. не явилась, извещена о судебном заседании, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования.
В судебном заседании представитель КУМИ Администрации <адрес> Лебеденко К.П., действующая по доверенности, исковые требования не оспорила, представила письменные возражения, просит снизить судебные расходы.
Выслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно п.1 ст.32 ЖК РФ Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно п.2 ст.32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.4 ст.32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно п.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно п.9 ст.32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01.01.2013, она утверждается на период до 01.09.2017.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Согласно ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно ст.45 Устава г.Новокузнецка Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 N 11/117 (ред. от 14.07.2010) "О принятии Устава города Новокузнецка в новой редакции" Администрация города и ее органы обладают всеми полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории городского округа, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов и Главы города.
В пределах своих полномочий Администрация города: осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ст.56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно п.1 ст.56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:
1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);
2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);
3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);
4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
В соответствии с п.2 ст.239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судом установлено, что истец Солбакова О.Л. является собственником нежилого помещения общей площадью 19,2 кв.м., кадастровый № и нежилого помещения общей площадью 23,4 кв.м., кадастровый №, находящихся на первом этаже в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривается ответчиком.
Многоквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу заключением Межведомственной комиссии и Распоряжением Администрации г.Новокузнецка № от ДД.ММ.ГГГГ, а также, принято решение об изъятии для муниципальных нужд нежилых помещений в соответствии с Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами № и № по <адрес>.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2025 годы. Согласно данной программе, многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> включен в список переселения граждан в срок до 30.12.2022.
В том числе, собственникам нежилых помещений предложена выкупная стоимость за нежилые помещения, в адрес истца направлены проекты Соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, однако, данное соглашение истцом не подписано, поскольку она не согласна с выкупной ценой, определенной КУМИ <адрес> в размере 604 000 руб. за нежилое помещение с кадастровым номером № и 713 000 руб. за нежилое помещение с кадастровым номером №. Рыночная стоимость определена независимым оценщиком ООО «Новолит» от ДД.ММ.ГГГГ по обращению КУМИ.
Оспаривая установленную ответчиком оценку, истец представила отчет специалиста ООО «Центральное бюро оценки и экспертизы» от 01.09.2021, в соответствии с которым рыночная стоимость нежилых помещений по ул.<адрес> по состоянию на 01.09.2021 составляет 881 000 руб. №) и 950 000 руб. (№). ДД.ММ.ГГГГ истец направила в адрес ответчика заявление о пересмотре выкупной стоимости за нежилые помещения, изымаемые для муниципальных нужд. Заявление получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующая отметка.
Из письменных возражений ответчика на иск следует, что оценка произведена специалистом в соответствии с заключенным договором и не оспорена.
Поскольку стороны не согласовали условия соглашения только в части стоимости объекта оценки и, соответственно, выкупной цены, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «Оценка собственности автоэкспертиза» № стоимость нежилого помещения № кадастровый № по <адрес> в <адрес> общей площадью 19,2 кв.м. с учетом доли собственника помещения в общем имуществе, включая рыночную стоимость земельного участка, составляет 910 386 руб. Стоимость нежилого помещения кадастровый № по <адрес> в <адрес> общей площадью 23,4 кв.м. с учетом доли собственника помещения в общем имуществе, включая рыночную стоимость земельного участка, составляет 1 145 554 руб.
Заключение судебной экспертизы сторонами не оспорено, в связи с чем, суд принимает данное заключение как доказательство рыночной стоимости и выкупной цены за изъятое нежилое помещение истца.
Таким образом, разрешая спор, суд, руководствуясь статьями 1, 6, 235, 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 56.6, 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Обзоре судебной практики N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, установив, что жилой дом, в котором находится нежилое помещение, принадлежащее истцу, признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу, земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, и жилые помещения в нем изъяты администрацией для муниципальных нужд, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания возмещения в счет выкупной цены за нежилые помещения истца, размер которого определен заключением судебной экспертизы, а именно, 910 386 руб. и 1 145 554 руб.
Кроме того, на основании ст.94,98,100 ГПК ПФ расходы истца на оплату судебной экспертизы суд признает необходимыми, связанными с рассмотрением дела, учитывая, что требования истца удовлетворены, данные расходы следует взыскать с ответчика, а именно 30 000 руб., подтвержденные квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ, а также, стоимость юридических услуг, снизив их размер до разумных пределов, а именно 25 000 руб.
Также, обоснованными являются расходы по уплате государственной пошлины 18 479,70 руб., подтвержденные документально.
Иных требований истцом не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> в пользу Солбаковой О. Л. в возмещение за встроенное нежилое помещение № кадастровый № общей площадью 19,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №, денежные средства в размере 910 376 рублей.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> в пользу Солбаковой О. Л. в возмещение за встроенное нежилое помещение общей площадью 23,4 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №, денежные средства в размере 1 145 554 рубля, государственную пошлину 18 479,70 рублей, правовые услуги 25 000 рублей, расходы на экспертизу 30 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 13.06.2023.
Председательствующий: (подпись) И.Г.Мухина
Копия верна. Судья: И.Г.Мухина
Подлинный документ подшит в деле № Центрального районного суда <адрес>.