Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2371/2023 ~ М-962/2023 от 20.02.2023

Дело №2-2371/2023

УИД 22RS0068-01-2023-001149-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2023 года Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе: судьи Пчёлкиной Н.Ю., при секретаре Ширяевой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юркова Александра Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о взыскании сумм, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Юрков А.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ОСФР по Алтайскому краю) о взыскании сумм, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указано, что Юрков А.А. имеет диагноз <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истцу проведена ампутация левой ноги до коленной кости. ДД.ММ.ГГГГ Юркову А.А. установлена вторая группа инвалидности. Поскольку истцу потребовался протез, он обратился в ООО «<данные изъяты>» для его изготовления. За протез модульный, в том числе при недоразвитии, Юрков А.А. оплатил 86 937 руб. (75 000 руб. – ДД.ММ.ГГГГ и 11 937 руб. – ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ Юрков А.А. обратился в Филиал ГУ - АРОФСС РФ с заявлением о выплате компенсации за самостоятельное приобретение технических средство реабилитации.

В связи с неполучением компенсации в установленный срок, ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлена претензия. ДД.ММ.ГГГГ Юрковым А.А. получена сумма компенсации в размере 79 840,70 руб.. Остаток в размере 7 096,30 руб. не возвращен. Истец указывает, что компенсация в размере 79 840,70 руб. выплачена с задержкой. Действиями ответчика нарушены права истца согласно ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Решение о выплате компенсации было принято ДД.ММ.ГГГГ, просрочка выплаты возникла ДД.ММ.ГГГГ. Размер процентов за пользование чужими денежными средствами, в соответствии со ст. 395 ГК РФ, составляет 475,76 руб. и 67,07 руб.. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях. Юрков А.А. был вынужден обращаться в различные государственные органы, юридическую компанию с целью восстановления нарушенных прав и защиты интересов. В связи со сложившейся ситуацией у истца возникла бессонница, отсутствует аппетит, он находится в постоянном стрессе. Причиненный моральный вред оценивает в 50 000 руб..

На основании изложенного, просит взыскать с ответчика в счет стоимости приобретенного средства технической реабилитации сумму в размере 7 096 руб. 30 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 475,76 руб. и 67,07 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., по оплате юридических услуг в размере 16 870 руб..

В судебном заседании истец Юрков А.А. на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что он сначала обращался к ответчику для того, чтобы ему приобрели протез, но ему все время говорили об отсутствии заключенного контракта. В связи с этим он самостоятельно обратился в ООО «<данные изъяты>» и приобрел протез. О возможности самостоятельного приобретения протеза ему не сразу разъяснили в Фонде социального страхования. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, поскольку он был вынужден длительное время ждать протеза и возмещения денежных средств за протез, возникла бессонница, пришлось воспользоваться кредитной картой, начислены проценты на сумму кредита.

Представитель ответчика ОСФР по Алтайскому краю Роор В.В. возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва. Указала, что определяя сумму компенсации за протез, ответчик руководствовался характеристиками технического средства реабилитации, содержащимися в ИПРА инвалида, в Классификации и Федеральном перечне ТСР. На дату обращения Юркова А.А. о выплате ему компенсации (ДД.ММ.ГГГГ) имел место последний государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по обеспечению инвалида и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей, стоимость изделия по которому составила 79 840,70 руб.. Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более размера стоимости технического средства реабилитации, предоставляемых уполномоченными органами согласно п.15.1 Правил . Приобретение истцом более дорогого технического средства реабилитации право на возмещение его полной стоимости не порождает. Положения ст. 395 ГК РФ к отношению по предоставлению гражданам мер социальной поддержки применению не подлежат. Произвести выплату компенсации Юркову А.А. в 30-ти дневный срок не представлялось возможным в связи с отсутствием бюджетных ассигнований. Несмотря на несвоевременное перечисление компенсации, право инвалида на своевременную реабилитацию не было нарушено, так как приобретенным средством реабилитации инвалид пользуется с момента его приобретения. Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется. Требование о взыскании судебных издержек не подлежит удовлетворению. Истец, как инвалид 2 группы, имел право пользоваться юридическими услугами без затрат.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Юрков А.А. признан инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разработанной истцу индивидуальной программы реабилитации, истец нуждается в протезе голени модульном, в том числе при недоразвитии.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в филиал ГУ – АРО ФСС РФ о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР среди которых указал протез модульный в том числе при недоразвитии.

Фондом социального страхования указанное техническое средство реабилитации не было предоставлено.

В соответствии с программой реабилитации Юрков А.А. приобрел в ООО «<данные изъяты>» протез голени, в том числе при недоразвитии, на общую сумму 86 937 руб. (75 000 +11937), что подтверждается товарными чеками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Юрков А.А. обратился в Филиал ГУ - АРОФСС РФ о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.

ДД.ММ.ГГГГ филиалом принято решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, на сумму 79 840,70 руб..

ДД.ММ.ГГГГ ГУ - АРОФСС РФ вынесен приказ -ТС о перечислении Юркову А.А. суммы в размере 79 840 руб. 70 коп..

Денежная сумма в размере 79 840 руб. 70 коп. перечислена Юркову А.А. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением .

Обращаясь в суд с данным иском, истец указывает, что сумма компенсации выплачена несвоевременно и не в полном объеме, остаток составил 7 096 руб. 30 коп., что нарушило его право как инвалида, на полное возмещение расходов за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, причинило моральный вред.

Оценивая доводы истца, суд учитывает следующее.

На основании Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" с 01.01.2023 создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации путем реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации и присоединения к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.

С 01.01.2023 функции ГУ – АРОФСС РФ переданы ОСФР по Алтайскому краю, который наделен полномочиями по обеспечению граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, техническими средствами реабилитации. (Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240).

С учетом изложенного, исковые требования заявлены к надлежащему ответчику.

Меры социальной защиты инвалидов Российской Федерации определены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно ст.11.1 указанного закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе - протезные изделия, включая протезно-ортопедические изделия.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (далее Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240).

В соответствии с п.15(1) Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Актуализация классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 N 19694).

Согласно п.3 Порядка от 31.01.2011, компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 г., регистрационный N 50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2019 г., регистрационный N 54799), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этого средства в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данное средство не может быть предоставлено инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет.

При этом, механизм реализации инвалидом указанного права регламентирован. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации не может быть более стоимости предоставляемого уполномоченным органом технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Как следует из материалов деда, индивидуальной программой реабилитации инвалида Юркову А.А. был рекомендован протез модульный в том числе при недоразвитии 8-07-09.

В материалы дела представлен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, техническое задание на выполнение работ по обеспечению инвалида и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей, в соответствии с которыми стоимость аналогичного технического средства реабилитации - протез голени модульный, в том числе при недоразвитии 8-07-09 составила 79 840 руб. 70 коп. (позиция технических условий).

Таким образом, компенсация стоимости приобретенного истцом технического средства реабилитации была выплачена ответчиком в соответствии с Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера. Стоимость возмещения не может превышать те расходы, которые бы возникли у ответчика, при предоставлении истцу за счет бюджетных средств технического средства реабилитации.

В связи с этим, правовые основания для взыскания с ответчика суммы в размере в размере 7 096 руб. 30 коп. отсутствуют.

Требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере, определенном истцом исходя из суммы 7 096 руб. 30 коп., удовлетворению не подлежат, как производные от первоначальных требований.

Рассматривая исковые требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, в связи с несвоевременной выплатой компенсации в размере 79 840 руб. 70 коп., суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 6 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, редакции, действующей до 17.02.2023 года, решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.

Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

Установленный законом срок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации нарушен ответчиком.

Так, с заявлением о выплате компенсации истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, при этом, компенсация перечислена истцу только ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72).

В соответствии с ч.1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Между тем, положения ст. 395 ГК РФ предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.

Однако в данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином (инвалидом) права на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.

Данные правоотношения урегулированы нормами специального законодательства о социальной защите инвалидов, которым возможность взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам ст. 395 ГК РФ не предусмотрена.

Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020).

На основании изложенного, требования Юркова А.А. о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с несвоевременной выплатой компенсации являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст.1064 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 1099 данного Кодекса моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктами 1, 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 предусмотрено, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан.

Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Довод представителя ОСФР по Алтайскому краю об отсутствии финансирования на компенсацию расходов по приобретению технического средства реабилитации не может быть принят во внимание.

Реализация права инвалида на компенсацию таких расходов не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования на данные цели.

Суд принимает во внимание, что ответчик осуществляет публичную функцию по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным инвалидами, то есть в его компетенцию входит осуществление отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты инвалидов.

С учетом статуса истца (инвалид), его состояния здоровья, суд приходит к выводу о том, что несвоевременное получение истцом ТСР и компенсации за его приобретение умалило права истца на предоставление меры социальной поддержки, необходимой для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, на которую истец вправе был рассчитывать, что причинило ему моральный вред.

Доказательств причинения вреда здоровью истца, в том числе возникновения психоневрологических заболеваний и симптомов (нервное напряжение, потеря сна, потеря аппетита), их причинно-следственной связи с действиями ответчика, не представлено.

Руководствуясь принципами разумности и справедливости, принимая во внимание объем нарушения прав истца, период неполучения ТСР, а затем компенсации за его приобретение, состояние здоровья истца, суд полагает возможным, взыскать с ответчика компенсацию морального в размере 4 000 руб..

Указанный размер компенсации является разумным и справедливым. Оснований для взыскания компенсации в большем размер суд не усматривает.

На основании изложенного, исковые требования Юркова А.А. подлежат удовлетворению частично.

В соответствии ст.ст.98, 100 ГПК РФ, с учетом сложности гражданского дела, продолжительности его рассмотрения, объема оказанных истцу юридических услуг, принимая во внимание частичное удовлетворение исковых требований, суд признает разумными и справедливыми расходы истца на оплату юридических услуг в размере 4 000 руб..

Доводы ответчика о возможности получения истцом бесплатной юридической помощи, в том числе путем обращения в прокуратуру, суд во внимание не принимает, поскольку право выбора вида юридической помощи принадлежит истцу.

Кроме того, ответчиком подлежат возмещению расходы истца на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб..

На основании изложенного, суд взыскивает с ОСФР по Алтайскому краю в пользу Юркова А.А. судебные расходы в размере 4300 руб. (4000+300).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН ) в пользу Юркова Александра Анатольевича компенсацию морального вреда в размере 4000 руб., судебные расходы в размере 4400 руб.

В остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Пчёлкина

Копия верна:

судья Н.Ю. Пчёлкина

секретарь В.В. Ширяева

2-2371/2023 ~ М-962/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Юрков Александр Анатольевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по АК
Суд
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Пчёлкина Наталья Юрьевна
Дело на странице суда
centralny--alt.sudrf.ru
20.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2023Передача материалов судье
28.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.03.2023Предварительное судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2023Дело оформлено
05.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее