Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3997/2023 ~ М-2557/2023 от 29.06.2023

Дело № 2-3997/2023

УИД 91RS0024-01-2023-003293-74

З А О Ч Н О Е     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                21 декабря 2023 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Копыловой А.А. с участием помощника прокурора Величко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ялты к Администрации города Ялта Республики Крым, индивидуальному предпринимателю Гурцишвили Надежде Тариеловне о возложении обязанности совершить определённые действия,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым»,

у с т а н о в и л :

заместитель прокурора г. Ялты Республики Крым, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском, уточнённым в порядке части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Ялта Республики Крым, индивидуальному предпринимателю Гурцишвили Н.Т. о возложении обязанности обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к месту отдыха и к предоставляемым в нем услугам, а именно - пляжа общего пользования, расположенного по адресу: <адрес> и индивидуальным номером №<номер> в соответствии с ГОСТ Р-70502-2022 «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Пляжи, доступные для инвалидов», путём оборудования туалета, кабинки для переодевания специальными знаками, поручнями, крючками для одежды и вещей, размещёнными на доступной высоте для людей на инвалидных колясках и кнопкой вызова помощи, в соответствии с СП 59.13330.2020; перед входом на пляж или сразу после него в зоне расположения информационного узла, включающего информационное табло и информационный стенд, разместить тактильно-визуальную или тактильно-звуковую схему выполненную в соответствии с ГОСТ Р 59602, с указанием расположения доступных пляжных объектов и доступных путей следования к ним.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения ответчиками требований соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой установлено невыполнение данных требований, а именно пляж общего пользования с наименованием «Кастрополь-1» не оборудован для использования лиц с ограниченными возможностями.

В судебном заседании помощник прокурора Величко О.Н. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Администрации города Ялта Республики Крым Орлов И.В. в письменных объяснениях указал, что орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком по делу.

Сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно размещены на интернет-сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

В соответствии со статьёй 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика индивидуального предпринимателя Гурцишвили Н.Т., представителей ответчика Администрации города Ялты Республики Крым и третьих лиц Департамента социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного автономного учреждения Республики Крым «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым», надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области (статья 3.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона № 181-ФЗ органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий) обеспечивают инвалидам, в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Статьёй 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Из материалов дела следует, что <дата> Администрацией города Ялта Республики Крым (Администрация) и индивидуальным предпринимателем Гурцишвили Н.Т. (пользователь) заключён договор №<номер> о благоустройстве пляжа общего пользования, по которому Администрация предоставляет пользователю право на осуществление благоустройства пляжа «Кострополь-1» (место расположения: <адрес> протяжённость береговой линии 252 м, площадь 0,2646 га), в том числе установку нестационарных объектов различного назначения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство. Срок действия договора – с <дата> по <дата>

Пунктом 2.4.16 договора предусмотрено, что пользователь обязан обеспечить инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, и собак-проводников, условия для беспрепятственного доступа на пляж и к предоставляемым на нем услугам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о социально защите инвалидов.

Проведённой прокуратурой города Ялты проверкой с привлечением специалистов Департамента социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым установлено, что указанный пляж не оборудован для использования лиц с ограниченными возможностями, пляж условно доступен для посещения его лицами с ограниченными возможностями, пляж условно доступен для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха, с нарушением умственного развития. Отсутствует обустройство для инвалидов на коляске.

Согласно повторному акту осмотра от 21 сентября 2023 г. установлено, что объект признан доступным частично всем категориям инвалидам. Рекомендуется обеспечить размещение тактильных покрытий, средств информации и наземных указателей при входе и внутри объекта, системы информации на объекте с использованием контрастных и тактильных направляющих на всех путях движения. Для обеспечения доступности для граждан, передвигающихся на креслах-колясках рекомендуется кабинка, оборудованная на пляже для переодевания, должна быть обозначена специальным знаком и быть достаточно просторной с учетом разворота инвалидной коляски, должна быть оборудована поручнями, крючками для одежды и вещей, размещёнными на доступной высоте для людей на инвалидных колясках и кнопкой вызова помощи. Санитарно-бытовые помещения должны быть оборудованы специальной удобной сантехникой, поручнями, держателями и тактильными указателями. Также туалет для инвалидов должен быть оснащён специальной кнопкой вызова помощи с персоналом, в случаях возникновения экстренной ситуации.

С учётом изложенного, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку состояние пляжа общего пользования нарушает требования положения ст. 2, 3.1 Федерального закона № 181-ФЗ, статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, исковое заявление предъявлено заместителем прокурора города Ялты в целях обеспечения конституционных прав неопределённого круга лиц, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.

Заместитель прокурора города Ялты полагает, что обязанность по благоустройству пляжа является для ответчиков солидарной.

В соответствии с пунктами 32, 36 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 26 декабря 2019 г. утверждены правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в соответствии с пунктом 6.2.1.8 которых береговая зона пляжей должна быть оборудована проходными дорожками и другими удобствами для маломобильных групп населения, и обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам, расположенным на пляжной территории, и к предоставляемым услугам.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что в соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации во исполнение пункта <дата> договора, заключённого ответчиками <дата>, индивидуальный предприниматель Гурцишвили Н.Г. обязана создать условия для беспрепятственного доступа на пляж и к предоставляемым на нём услугам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о социально защите инвалидов, у Администрации города Ялта Республики Крым такая обязанность отсутствует, основания для солидарной ответственности в данном случае отсутствуют.

В связи с частичным удовлетворением иска в соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с общества с индивидуального предпринимателя Гурцишвили Н.Т. в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой заместитель прокурора города Ялты был освобождён в силу закона.

Руководствуясь статьями 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск заместителя прокурора города Ялты к Администрации города Ялта Республики Крым, индивидуальному предпринимателю Гурцишвили Надежде Тариеловне о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить частично.

Обязать индивидуального предпринимателя Гурцишвили Надежду Тариеловну в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к месту отдыха и к предоставляемым в нем услугам, а именно - пляжа общего пользования, расположенного по адресу: <адрес> и индивидуальным номером №<номер> в соответствии с ГОСТ Р-70502-2022 «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Пляжи, доступные для инвалидов», путём оборудования туалета, кабинки для переодевания специальными знаками, поручнями, крючками для одежды и вещей, размещёнными на доступной высоте для людей на инвалидных колясках и кнопкой вызова помощи, в соответствии с СП 59.13330.2020; перед входом на пляж или сразу после него в зоне расположения информационного узла, включающего информационное табло и информационный стенд, разместить тактильно-визуальную или тактильно-звуковую схему выполненную в соответствии с ГОСТ Р 59602, с указанием расположения доступных пляжных объектов и доступных путей следования к ним.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Гурцишвили Надежды Тариеловны в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым государственную пошлину в размере 300 рублей.

Ответчики вправе подать в Ялтинский городской суд Республики Крым заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии решения, а также подать в Верховный Суд Республики Крым апелляционную жалобу через Ялтинский городской суд Республики Крым в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Истцом заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                Л.В. Корпачева

2-3997/2023 ~ М-2557/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурора города Ялты
Ответчики
индивидуальный предприниматель Гурцишвили Надежда Тариеловна
Администрация города Ялта Республики Крым
Другие
Руднев Денис Викторович
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Департамент социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым
Государственное автономное учреждение Республики Крым "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым"
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Корпачёва Любовь Викторовна
Дело на странице суда
yalta--krm.sudrf.ru
29.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2023Передача материалов судье
05.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
26.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
18.03.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
16.04.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
17.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее