УИД 11RS0001-01-2023-011888-12 № 2-547/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Машкалевой О.А.
при секретаре Мусс Д.А.,
с участием:
истца Рубчакова А.В.,
представителя третьего лица ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Гиниатулина Е.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
10 января 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению Рубчакова Алексея Владимировича к ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми», Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о признании действий незаконными, обязани назначить дополнительные обследования, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Рубчаков А.В. обратился суд с иском ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» о признании незаконными действий/бездействия, выразившихся в не назначении дополнительных обследований, обязании назначить программу дополнительных обследований: ..., компенсации морального вреда в размере 100000 рублей. В обоснование требований указал, что имеет ряд заболеваний, в связи с чем обращался к ответчику за установлением инвалидности, но ему необоснованно отказали в установлении инвалидности, т.к. на комиссию были представлены противоречивые и неполные сведения о состоянии его здоровья.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Бюро МСЭ № 12 Филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми».
В судебном заседании истец требование поддержал.
Представитель третьего лица с требованием не согласился.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствуют, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Рубчаков А.В. ** ** ** впервые освидетельствован очно в Бюро № 12 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми», инвалидность не установлена.
Решением ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» от ** ** ** решение Бюро № ... в отношении Рубчакова А.В. оставлено без изменения, показаний для разработки ПДО нет.
Не согласившись с действиями ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» не назначившего дополнительные обследования, истец обратился в суд.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что медико-социальная экспертиза представляет собой признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8 Федерального закона № 181-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 утверждены Правила признания лица инвалидом.
В соответствии с п. 3 Правил медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил определено, что условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Согласно п. 6 Правил наличие одного из указанных в п. 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В соответствии с п. 7 Правил в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Согласно п. 39 Правил в случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, составляется программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным им должностным лицом.
Программа дополнительного обследования предусматривает проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, предусмотренного перечнем медицинских обследований, указанным в абз. третьем п. 17 Правил, в организации, осуществляющей деятельность по реабилитации и абилитации инвалидов, в главном бюро или в Федеральном бюро с использованием специального диагностического оборудования, получение консультации главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина, получение заключения психолого-медико-педагогической комиссии о рекомендуемых условиях обучения, выписки из протокола (карты) патолого-анатомического исследования и другие мероприятия.
Приказом Минтруда России от 27.08.2019 № 585н утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Определением суда по делу назначалась судебная медико–социальная экспертиза.
Согласно заключению ФКУ «ГБ МСЭ по Кировской области» Минтруда России медико-социальная экспертиза Рубчакова А.В. проведена по направлению на медико-социальную экспертизу, выданному ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. Представлены медицинские обследования: ....
Основные медицинские обследования, обязательные для получения клинико-функциональных данных в целях проведения МСЭ, при направлении Рубчакова А.В. в соответствии с Перечнем медицинских обследований (приказ № 402н/631н) представлены в полном объеме.
При проведении медико-социальной экспертизы Рубчакову А.В. в бюро № ... и экспертном составе № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России с учетом представленных результатов инструментальных методов обследования и заключений врачей-специалистов, содержащихся в Направлении на МСЭ, позволило специалистам-экспертам оценить ...
Клинические проявления, степень выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленные имеющимися заболеваниями, оценены при личном осмотре специалистами медицинской организации и специалистами бюро № 12 Главного бюро МСЭ по Республике Коми.
Таким образом, Рубчакову А.В. проведена медико-социальная экспертиза в бюро № 12 путем опроса, осмотра и обследования специалистами бюро, изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушений функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведённых реабилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы. Имеющихся данных было достаточно для оценки структуры и степени стойких расстройств функций организма, ограничений жизнедеятельности в различных категориях, нуждаемости в мероприятиях по реабилитации и определения критериев для установления инвалидности.
На период проведения медико-социальной экспертизы Рубчакова А.В. 04.07.2023 в бюро № 12 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России и 11.08.2023 в экспертном составе № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России составление программы дополнительного обследования не требовалось.
Оснований не доверять выводам экспертизы у суда не имеется. Данное заключение дано квалифицированными специалистами. Эксперты об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации предупреждены. Заключение дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы, составлено с учетом документов, представленных судом.
Доказательств, опровергающих заключение экспертизы, или позволяющих усомниться в ее правильности или обоснованности, сторонами не представлено. Отсюда следует, что заключение экспертизы является достоверным и, как доказательство, допустимым.
С учетом приведенных положений материального права и установленных по делу обстоятельств у суда не имеется оснований для признания незаконными действий/бездействия ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми», выразившихся в не назначении дополнительных обследований, обязании назначить программу дополнительных обследований: ....
Так как нарушений прав истца в ходе рассмотрения дела не установлено, то требование истца о взыскании компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Рубчакова Алексея Владимировича (...) к ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» (ИНН 1101486290), Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН 7710914971) о признании незаконными действий/бездействия, выразившихся в не назначении дополнительных обследований, обязании назначить программу дополнительных обследований: ..., компенсации морального вреда в размере 100000 рублей - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение изготовлено 11.01.2024