Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3924/2023 ~ М-3399/2023 от 28.07.2023

Дело 2-3924/2023

55RS0007-01-2023-003963-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2023 года                                                                                  город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе

председательствующего судьи Мотроховой А.А.,

при секретаре судебного заседания Сафьяновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к ООО «Стройбетон», Администрации г.Омска о возложении обязанности устранить загрязнении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с иском к Администрации г.Омска о возложении обязанности устранить загрязнение земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии Омской области проведено плановое (рейдовое) мероприятие по обследованию земельных участков на территории, расположенной <адрес>, в ходе которого выявлены места несанкционированного складирования отходов россыпью и навалами высотой до <данные изъяты>, складируемые преимущественно у автомобильных проездов, площадь которых составляет <данные изъяты>. Отходы складируются на земельных участках с кадастровыми номерами (площадь загрязнения <данные изъяты>), (площадь загрязнения <данные изъяты>) и площадь загрязнения <данные изъяты>).

Согласно выпискам Филиала ППК «Роскадастр» по Омской области из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами , и принадлежат на праве собственности муниципальному образованию г.Омск.

С учетом изложенного истец просит суд обязать Администрацию города Омска провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно устранить, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу загрязнение на земельных участках на территориях, расположенных юго-восточней СНТ «Любитель», СНТ «Патриот» и производственной территории ООО «София» в ЦАО <адрес> (ближайший адресный ориентир здание: <данные изъяты>), с кадастровыми номерами .

В ходе судебного разбирательства по делу по инициативе представителя истца в качестве ответчика привлечено ООО «Стройбетон».

Представитель истца Кадашников Р.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, полагал надлежащим ответчиком ООО «Стройбетон».

Представитель ответчика Администрации г.Омска Филимонова О.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представитель ответчика ООО «Стройбетон» по доверенности Аркушенко Е.М. не возражал по существу исковых требований, просил установить более длительный срок для устранения нарушений – до одного года.

Представители третьих лиц СНТ «Любитель», СНТ «Патриот», ООО «София» в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежаще.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.

Согласно ст.3 Федерального закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, учета природных и социально-экономических особенностей территорий при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, приоритета сохранения естественных экологических систем, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды и др.

В силу п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п.1 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ, ст.22 Федерального закона №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п.2 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ).

Согласно ч.ч.1, 2 ст.13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч.1 ст.13З ЗК РФ).

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по их использованию, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле, как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Федеральный закон от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с п.7.8 ГОСТ 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 13 октября 2015 года №336-П, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе, от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с п.п.9 п.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 года №8 Министерство природных ресурсов и экологии Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, в том числе, в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Задачами указанного Министерства является, в том числе, реализация государственной политики Омской области в сфере обращения с отходами производства и потребления.

    Министерство в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области участвует в проведении государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Омской области; разрабатывает и реализует региональную программу в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами производства и потребления; разрабатывает и утверждает территориальную схему обращения с отходами производства и потребления в Омской области; проводит во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти Омской области мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области; утверждает порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; осуществляет иные функции в соответствии с законодательством.

    Как следует из материалов дела, в адрес Минприроды Омской области поступила информации о складировании отходов производства и потребления на земельных участках с кадастровыми номерами (л.д.11, 48-49).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии ФИО1 <адрес> проведено обследование земельных участков на территории <адрес>, в ходе которого выявлены места несанкционированного складирования отходов россыпью и навалами высотой до <данные изъяты>, складируемые преимущественно у автомобильных проездов, площадь которых составляет <данные изъяты>. Отходы складируются на земельных участках с кадастровыми номерами (площадь загрязнения <данные изъяты>), (площадь загрязнения <данные изъяты>) и площадь загрязнения <данные изъяты>). По результатам обследования составлен акт (л.д.7).

Факты, изложенные в акте обследования, подтверждены фотоматериалами (л.д.8-10.

Согласно сведениям ЕГРН правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами является муниципальное образование городской округ г.Омск Омской области (л.д. 12-47, 76-87).

В соответствии с положениями п.1 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Как следует из статьи 1 Закона №89-ФЗ ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Закон №89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв.Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641» обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 9 Правил №1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

На региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе, крупногабаритных отходов из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.

В силу пункта 15 Правил №1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 16 Правил №1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан уведомить собственника земельного участка.

Пунктом 17 Правил №1156 предусмотрено, что, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

При этом пункт 18 Правил №1156 содержит указание на то, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Статья 13 ЗК РФ возлагает на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от их загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с положениями ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно п.2 ст.22 Земельного Кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно п.1 ст.607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Как следует из п.1 ст.615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

В соответствии с п.2 ст.616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

В материалы дела представлен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между департаментом имущественных отношений Администрации г.Омска и ООО Группа компаний «Стройбетон», в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду на срок действия соглашения до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов площадью <данные изъяты>. Кадастровый номер участка: . Местоположение участка установлено в юго-западной части кадастрового квартала , Центральный АО (л.д.117-119,120).

В соответствии с п.3.2 договора арендатор обязан использовать участок в соответствии с его целевым назначением и условиями настоящего договора способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов в том числе меры пожарной безопасности; организовать вывоз бытовых отходов мусора, образовавшихся в результате деятельности. Вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется арендатором участка самостоятельно или путем заключения договора со специализированной организацией.

Аналогичные договоры аренды представлены в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и (л.д.127-129, 131-133).

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами , на которых были обнаружены скопления мусора, переданы в аренду ООО «Стройбетон», на арендатора в соответствии с договором возложена обязанность по утилизации бытовых отходов мусора, образовавшихся в результате деятельности, учитывая, что доказательств образования мусора до заключения договоров аренды в материалы дела не представлено, суд полагает, что собственником таких отходов и, соответственно, лицом, обязанным обеспечить вывоз мусора с территории земельных участков муниципального образования, является ООО «Стройбетон».

Ненадлежащее выполнение возложенных законом и договором обязанностей ООО «Стройбетон» по очистке территории муниципального образования от отходов приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке, нарушает гарантированное государством право на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

В ходе судебного разбирательства факт нахождения отходов на заявленных в иске земельных участках ответчиком ООО «Стройбетон» не опровергнут и фактически не оспаривается. Одновременно представителем отмечено, что необходимо установить разумный срок для устранения нарушений – в течение 12 месяцев.

В соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом установленных обстоятельств, изложенных выше норм закона и фактических обстоятельств дела, а также сезонности выполнения работ, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Министерством природных ресурсов и экологии Омской области провести мероприятия по устранению загрязнения земель от твердых коммунальных отходов на поименованных в иске земельных участках в срок 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Правовых оснований для установления иного срока исполнения обязанности на данном этапе суд не усматривает.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ООО Группа компаний «Стройбетон» (ИНН ) в доход бюджета г.Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать общество с ограниченной ответственностью Группа компаний «Стройбетон» (ИНН ) провести мероприятия по защите земель от загрязнения путем устранения загрязнения на земельных участках на территориях, расположенных <адрес> с кадастровыми номерами в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «Стройбетон» (ИНН ) в доход бюджета г.Омска государственную пошлину в размере 6000 рублей.

В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Администрации г.Омска отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                 А.А. Мотрохова

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2023 года

2-3924/2023 ~ М-3399/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области
Ответчики
ООО "Стройбетон"
Администрация г. Омска
Другие
СНТ "Любитель"
ООО "София"
СНТ "Патриот"
Суд
Центральный районный суд г. Омска
Судья
Мотрохова Анастасия Александровна
Дело на сайте суда
centralcourt--oms.sudrf.ru
28.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2023Передача материалов судье
04.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2023Подготовка дела (собеседование)
28.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
01.11.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее