Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2920/2021 ~ М-2692/2021 от 15.11.2021

...

УИД: 89RS0005-01-2021-004811-37

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2021 г.                     город Ноябрьск, ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Клышниковой О.М.,

при секретаре судебного заседания Дученко А.В.,

с участием помощника прокурора г. Ноябрьск Рубцовой О.Н.,

представителей ответчиков Тарариной В.П., Клыжко С.В., Полякова Ю.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2920/2021 по иску прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» муниципального образования город Ноябрьск, Департаменту образования Администрации города Ноябрьска и Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности по обеспечению выделения финансирования для оборудования территории, перечислению денежных средств, оборудованию территории ограждением,

установил:

Прокурор г. Ноябрьск обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» муниципального образования город Ноябрьск (далее по тексту – МБОУ «СОШ № 13», школа), Департаменту образования Администрации города Ноябрьска и Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности по обеспечению выделения финансирования для оборудования территории школы, перечислению денежных средств, оборудованию территории ограждением.

В обосновании заявленных требований прокурор ссылается на следующие обстоятельства.

В ходе проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму выявлен факт нарушения требований антитеррористической защищенности МБОУ «СОШ № 13» - ворота ограждения образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> не обеспечивают жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, конструкция ворот ограждения и высота ограждения по периметру территории образовательного учреждения не позволяют исключить факты неправомерного проникновения на территорию образовательного учреждения. ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБОУ «СОШ № 13» внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако мер к фактическому устранению нарушения не предпринято, в связи с чем прокурор просит обязать Администрацию г. Ноябрьска как собственника имущества – в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование выполнения мероприятий для оборудования территории МБОУ «СОШ № 13» ограждением, исключающим доступ посторонних лиц, по всему периметру учреждения, доведя его до Департамента образования Администрации г. Ноябрьск; Департамент образования Администрации г. Ноябрьск как главного распорядителя и получателя бюджетных средств – в течение 15 дней с момента поступления бюджетных средств довести их в полном объеме до МБОУ «СОШ № 13» в целях выполнения вышеперечисленных мероприятий; МБОУ «СОШ № 13» выполнить мероприятия по оборудованию территории школы ограждением в течение шести месяцев с момента обеспечения финансированием.

В судебном заседании помощник прокурора Рубцова О.Н. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы изложенные в иске.

Представители ответчика МБОУ «СОШ № 13» Тарарина В.П., Клыжко С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласились, указав, что в настоящее время уже ведутся определенные работы с целью оснащения школы ограждением, при этом пояснили, что при определении высоты ограждения руководствовались нормативами ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии, устанавливающими, что высота ограждения должна быть не менее 2,5 м. Кроме того, с учетом продолжительности учебного процесса, периода проведения летнего лагеря, заявили ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Ноябрьск Поляков Ю.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, представив письменные пояснения, суть которых сводится к тому, что в соответствии с Положением о департаменте образования Администрации г. Ноябрьска в его функции входит осуществление полномочий в области планирования бюджета и финансов в соответствии с бюджетным процессом МО г. Ноябрьска, только организационные мероприятия – планирование расходов, утверждение планов, ведение реестров и перечней, формирование предложений; осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд является полномочием органом местного самоуправления.

Представитель Администрации г. Ноябрьск в судебном заседании участия не принимал, направив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, и представив письменные возражения, в которых просил в удовлетворении требований отказать, поскольку Администрация г. Ноябрьска не является надлежащим ответчиком по делу, так как требования о финансировании не основаны на положениях бюджетного законодательства, Администрация г. Ноябрьска непосредственно функции и полномочия учредителя МБОУ «СОШ № 13» в части финансового обеспечения выполнения муниципального задания и представлений субсидий не выполняет, а осуществляет их через свой отраслевой (функциональный) орган – Департамент образования г. Ноябрьск. Поскольку высота ограждения территории образовательного учреждения не нормирована, считают, что доводы о том, что высота существующего ограждения по периметру территории школы не позволяет исключить факты неправомерного проникновения посторонних лиц, носят предположительный характер, в связи с чем требование истца об оборудовании территории школы ограждением, исключающим доступ посторонних лиц по всему периметру, является неопределенным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно частям 6,7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных организаций.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных, программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 5.2 указанного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г.

В соответствии с пунктом 7 указанной Концепции субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42 Концепции).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. №1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования).

Пунктом 5 Требований к антитеррористической защищенности установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористичеекой защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В соответствии с пунктом 24 Требований к антитеррористической защищенности в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется, в том числе назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности.

В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется, в том числе исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с пунктом 2.2.1 СанПиН СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Из материалов дела следует, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» муниципального образования город Ноябрьск расположено в городе Ноябрьске по улице Высоцкого, д. 40а. Согласно Уставу учреждения учредителем и собственником имущества МБОУ «СОШ № 13» является МО г. Ноябрьск (пункт 1.6 Устава).

В судебном заседании установлено, что МБОУ «СОШ № 13» является местом с массовым пребыванием людей, в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности относится ко 2-ой категории.

В результате прокурорской проверки, проведенной на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ворота ограждения МБОУ «СОШ № 13» не обеспечивают жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, конструкция ворот ограждения и высота ограждения по периметру территории образовательного учреждения не позволяют исключить факты неправомерного проникновения на территорию образовательного учреждения.

В целях устранения выявленных нарушений требований законодательства о противодействии терроризму прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ «СОШ № 13» внесено представление об устранении нарушений законодательства, на которое ДД.ММ.ГГГГ дан ответ с указанием на многочисленные обращения в Департамент образования Администрации г. Ноябрьск о необходимости замены ограждения территории образовательного учреждения, начиная с ... года по настоящее время.

Между тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выявленные в результате проверки нарушения не устранены, что подтверждается актом и фототаблицей, из которых с очевидностью следует, что факты неправомерного проникновения на территорию образовательного учреждения не исключены ввиду того, что этого не позволяют конструкция ворот ограждения и их высота по периметру территории школы, а ворота ограждения не обеспечивают жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, что свидетельствует о наличии свободного доступа посторонних лиц на территорию образовательного учреждения ввиду ненадлежащего состояния ограждения.

Доводы ответчика Администрации г. Ноябрьска о том, что требования к высоте ограждения не нормированы, несостоятельны.

Так, приказом Росстандарта от 22 декабря 2016 г. № 1742-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» утвержден ГОСТ Р 57278-2016 «Ограждения защитные. Классификация. Общие положения», в соответствии с пунктом 5.4 установлена высота ограждений, которая должна быть не менее 2,5 м, а в районах с глубиной снежного покрова более 1 м – не менее 3,5 м.

Кроме того, аналогичные требования разработаны Федеральным казенным учреждением «Научно-исследовательский Центр «ОХРАНА» Росгвардии.

Вместе с тем, ограждение и входные ворота МБОУ «СОШ № 13» на данный момент таковыми не являются, ограждение практически занесено снежным покровом, высота как ограждения, так и ворот не исключает доступ на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, ворота не обеспечивают жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, в силу чего требования прокурора об оборудовании территории школы ограждением, исключающим доступ посторонних лиц по всему периметру, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Более того, из представленного в судебном заседании договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между МБОУ «СОШ № 13» и ООО «Время Ч», предметом которого является разработка рабочей документации по замене ограждения территории школы, усматривается, что ответчиком уже принимаются необходимые меры в целях исполнения требований прокуратуры.

Кроме того, установленные сводом правила "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовой формы и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением.

Следовательно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным, выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, до настоящего времени бюджетные средства на оборудование надлежащего ограждения образовательному учреждению не выделены, что лишает данного ответчика возможности выполнить требования закона об исключении доступа посторонних лиц на территорию МБОУ «СОШ № 13».

Между тем, из информации Департамента финансов Администрации г. Ноябрьска следует, что на основании заявки Департамента образования в проекте решения Городской Думы «О бюджете муниципального образования город Ноябрьск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на 2022 год в объеме ... с целью оборудования территории МБОУ «СОШ № 13» ограждением.

Согласно Положению о Департаменте образования, утвержденном постановлением Администрации г. Ноябрьска от ДД.ММ.ГГГГ, он является структурным подразделением Администрации города Ноябрьска, обладающим правами юридического лица и осуществляющим управление в сфере образования. Финансирование деятельности департамента образования осуществляется за счет средств местного бюджета, а также за счет средств окружного бюджета, предоставляемых местному бюджету в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий (п.1.9). Цель департамента образования - создание условий, гарантирующих защиту конституционного права граждан, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск, на образование (п.1.10). В соответствии с возложенными задачами департамент образования осуществляет следующие основные функции: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п.2.5); осуществление функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание департамента образования и реализацию возложенных на него функций (п.2.34); при осуществлении функций главного распорядителя бюджетных средств обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета (п.2.36.4); в пределах своих полномочий по участию в профилактике терроризма: участвует в разработке и реализации муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; участвует в мероприятиях по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов, закрепленных на праве оперативного управления за подведомственными департаменту образования учреждениями (п.2.66).

Положение о Департаменте не предусматривает возможности финансирования им каких-либо мероприятий, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, за счет иных, помимо бюджетных средств, источников.

Департамент образования, курирующий деятельность образовательных учреждений города, в настоящее время не располагает средствами на финансирование мероприятий по оборудованию ограждения для школы, о чем свидетельствует вышеизложенная информация Департамента финансов.

Возложение обязанности по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с установкой ограждения по периметру на территории образовательного учреждения, не противоречит закону, соответствует компетенции Администрации г. Ноябрьска. Следовательно, обязанность по финансированию мероприятий по оборудованию ограждения школы необходимо возложить на орган местного самоуправления – Администрацию г. Ноябрьска.

С учетом изложенного, учитывая, что учредителем и собственником имущества МБОУ «СОШ № 13» является Администрация г. Ноябрьск, что финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов, а также учитывая, что организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей, а Департамент образования является главным распорядителем денежных средств, суд считает исковые требования прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, предъявленные к МБОУ «СОШ № 13», Департаменту образования Администрации г. Ноябрьск и Администрации г. Ноябрьск требования о возложении обязанности совершить действия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае возложения обязанности совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом вида, объема работ по оборудованию ограждения школы, сроков их выполнения, климатических условий региона, определенные прокурором сроки суд находит разумными и достаточными для устранения допущенных нарушений законодательства о противодействии терроризму. При этом при наличии правовых оснований, с учетом конкретных сроков обеспечения МБОУ «СОШ № 13» финансированием, ответчик не лишён возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию города Ноябрьска в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу обеспечить финансирование выполнения мероприятий по оборудованию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» муниципального образования город Ноябрьск ограждением, исключающим доступ посторонних лиц, по всему периметру учреждения, доведя его до департамента образования Администрации города Ноябрьска.

Обязать Департамент образования Администрации города Ноябрьска в течение 15 дней с момента поступления бюджетных средств из Администрации города Ноябрьска в целях выполнения мероприятий по оборудованию территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» муниципального образования город Ноябрьск ограждением, исключающим доступ посторонних лиц, по всему периметру учреждения, довести их в полном объеме до муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» муниципального образования город Ноябрьск.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» муниципального образования город Ноябрьск выполнить мероприятия по оборудованию территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» муниципального образования город Ноябрьск ограждением, исключающим доступ посторонних лиц, по всему периметру учреждения, в течение шести месяцев с момента обеспечения финансированием.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий судья: (подпись)

Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2021 г.

Подлинник решения суда находится в Ноябрьском городском суде в гражданском деле № 2-2920/2021.

2-2920/2021 ~ М-2692/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Ноябрьска
Ответчики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла" МО г. Ноябрьск
Администрация г. Ноябрьск
Департамент образования Администрации г. Ноябрьск
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Клышникова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
noyabrsky--ynao.sudrf.ru
15.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2021Судебное заседание
17.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2023Дело оформлено
02.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее