Дело №2-192/2018г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2018 года п.Добринка Липецкой области
Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Наставшевой О.А.,
при секретаре Кашириной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к администрации сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области об обязании обратиться в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о постановке скотомогильника на учет как бесхозяйного,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области об обязании администрации сельского поселения обратиться в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о постановке скотомогильника на учет как бесхозяйного. В обосновании своих требований указал, что истцом во исполнении плана работы на 2 полугодие 2017г. проведена проверка исполнения требований федерального законодательства по выявлению, оценке состояния, разработке защитных мероприятий для объектов и территорий складированию биологических отходов на территории Липецкой области. Установлено, что на территории Дуровского сельсовета Добринского муниципального района Липецкой области имеется захоронение сибиреязвенных останков животных. Захоронения расположено в ДД.ММ.ГГГГ. на восток от <адрес> муниципального района (географические координаты № № В соответствии с подпрограммой «Обеспечение эпизоотического и ветеринарного - санитарного благополучия на территории Липецкой области на 2014 -2020г.г. государственной программы Липецкой области «Развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 28.109.2013г. №, территория области является стационарно-неблагополучной по сибирской язве. Учитывая биологические особенности возбудителя и отсутствие точных данных местонахождения захоронений, существует реальная угроза вспышек сибирской язвы среди животных. В случае отсутствия вакцинопрофилактики восприимчивых животных против сибирской язвы велик риск возникновения новых очагов и быстрого распространения заболевания, а также риск заражения сибирской язвой людей. В ходе проверки установлено, что ограждение отсутствует, защитный саркофаг в непригодном состоянии, ров отсутствует, ворота отсутствует, въезд на территорию прилегающую к захоронению свободный, отсутствуют обозначения. Также установлено, что названное сибиреязвенное захоронение является бесхозяйным, права на него не зарегистрированы. Отсутствие собственника сибиреязвенного захоронения влечет невозможность обеспечения его сохранности, а соответственного, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды. Данные обстоятельства могут привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний на территории региона. Просит обязать администрацию сельского поселения Дуровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о постановке захоронения сибиреязвенных останков животных, расположенного в .... на восток от <адрес> муниципального района (географические координаты № № на учет как бесхозяйного.
В судебное заседание истец – Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, не явился. О дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. В адрес суда представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие истца. Исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить исковые требования.
Ответчик – представитель администрация сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны.
Третье лицо – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области (Роспотребнадзор) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представители третьих лиц: ТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, администрации Липецкой области, в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны.
Представитель третьего лица - Управления ветеринарии Липецкой области Климентов С.А., действующий по доверенности, в судебном заседании просил удовлетворить исковое заявление Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.
Суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения представителя третьего лица, принимая во внимание объяснения истца, изложенные в исковом заявлении, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами (абзац 2 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункта "ц" пункта 2 статьи 26.11 данного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В абзаце 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Пункт 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469 к биологическими отходами относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
В силу пункта 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений указанные органы, в том числе, проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.
Пунктом 2.8.4 вышеуказанных Санитарно-эпидемиологических правил предусмотрено, что скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы считаются почвенными очагами.
Согласно пункту 2 Санитарных правил СП 3.1.089-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1320-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных", утвержденных департаментом ветеринарии М. от 18 августа 1996 года N 23, Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации от 31 мая 1996 года N 11, сибирская язва - особо опасная инфекционная болезнь животных и человека, почвенными очагами данного заболевания считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы. Места захоронений не имеют срока давности в силу особенностей возбудителя.
В соответствии с пунктом 4.1 СП 3.1.089-96 ВП 13.3.1320-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва" места утилизации животных, павших от сибирской язвы, должны быть ограничены канавами (по всему периметру), обнесены изгородью, исключающей случайный доступ людей и животных, и обозначены табличками с надписью "Сибирская язва".
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения, объекты, влияющие на состояние подземных вод (Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации). Учитывая особую опасность захоронений, данные объекты должны быть поставлены на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, поскольку иное может привести к утрате места расположения скотомогильника, его несанкционированному вскрытию и последующему заражению людей и животных.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что на территории сельского поселения Дуровский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области расположен скотомогильник в .... на восток от <адрес> муниципального района (географические координаты №
Данное обстоятельство ответчиком не оспорено, подтверждается представленной суду информацией ООО «Экологическая помощь», содержащей сведения о расположении объекта, его исследовании.
В соответствии с подпрограммой «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Липецкой области на 2014-2020 г.г.» государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановлением Администрации Липецкой области от 28.10.2013 г. № 485, территория Липецкой области является стационарно-неблагополучной по сибирской язве.
В результате проверки исполнения требований федерального законодательства по выявлению, оценке состояния, разработке защитных мероприятий для объектов и территорий складирования биологических отходов на территории Липецкой области, проведенной Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что ограждение скотомогильника отсутствует, защитный саркофаг находится в непригодном состоянии, ров отсутствует, ворота отсутствуют, въезд на территорию, прилегающую к захоронению свободный, отсутствуют обозначения.
Таким образом, состояние вышеуказанного сибиреязвенного захоронения, а также его текущее содержание не соответствуют требованиям действующего санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, Санитарным правилам 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 г. № 56.
Кроме того установлено, что указанное сибиреязвенное захоронение является бесхозяйным, права на него не зарегистрированы.
Отсутствие собственника сибиреязвенного захоронения влечет невозможность обеспечения его сохранности, а соответственно, безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, что может привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний на территории региона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с ч.3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании с п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Бездействие ответчика по постановке на учет бесхозяйного имущества, находящегося на его территории, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
Указанные нарушения действующего законодательства создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
При указанных обстоятельствах исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора о возложении на ответчика обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о постановке захоронения сибиреязвенных останков животных на учет в качестве бесхозяйного подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным установить ответчику срок исполнения решения суда в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к администрации сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области об обязании обратиться в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о постановке скотомогильника на учет как бесхозяйного – удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области в течении 3-х (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о постановке скотомогильника, расположенного в 1960м. на восток от дома №42 по ул.Васильевская с.Отскочное Добринского муниципального района Липецкой области (географические координаты №52?09?43.1??; Е040?10?10.6??) на учет как бесхозяйного.
Ответчик вправе в течение семи дней с момента получения решения суда в окончательной форме подать в суд заявление об отмене заочного решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Добринский районный суд Липецкой области в течение месяца с момента истечения срока для подачи заявления об отмене заочного решения суда, а если такое заявление подано, в течение месяца с момента вынесения определения суда об отказе в удовлетворении данного заявления.
Председательствующий судья Наставшева О.А.
Мотивированное решение изготовлено 06.03.2018г.