РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2023 года город Узловая
Узловский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Сироткиной Т.П.,
при секретаре – помощнике судьи Разореновой А.В.,
с участием представителя истца Романова О.Ю. по ордеру адвоката Лобастова Д.А.,
представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Гаак О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-1724/2023 (УИД 71RS0021-01-2023-001954-94) по исковому заявлению Романова Олега Юрьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области об установлении факта проживания и признании права на пенсию,
установил:
Романов О.Ю. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области (далее — ОФПСС РФ по Тульской области) об установлении факта проживания и признании права на пенсию, мотивируя свои требования тем, что 04.10.2023 обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по стрости. Решением от 17.10.2023 №370655/23 в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия факта проживания в зоне радиоактивного загрязнения требуемой продолжительности, при этом ответчик не оспаривает, что в зоне с правом на отселение истце проживал в течение 4 лет 4 месяцев 2 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на 1 год, в зоне с льготным социально-экономическим статусом проживал 21 год 6 месяцев 7 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на 3 года. Однако ответчик считает, что суммирование периодов проживания в двух разных зонах радиоактивного загрязнения не применимо и право на пенсию истец приобретет по достижению возраста 57 лет, то есть 31.10.2025. Истец не согласен с решением и считает, что имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Указал, что был зарегистрирован в <адрес> в период с 14.07.1986 по 20.10.1988, с 20.10.1988 по 06.05.2009 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 06.05.2009 по настоящее время зарегистрирован в <адрес> однако согласно справке администрации МО Шахтерское Узловского района истец значится в похозяйственной книге №8, начатой 01.01.1986 и законченной 01.01.1990, лицевой счет №345, адрес хозяйства: <адрес> Кроме того, обучался с 01.09.1979 по 25.06.1986 в средней школе №20 г.Узловая. Таким образом, проживал в зоне с правом на отселение с 26.04.1986 по 31.01.1998 (более 11 лет) и в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01.02.1998 по 04.10.2023 (более 21 года), что дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет.
На основании изложенного, просит установить факт проживания Романова О.Ю. на территории зоны с правом на отселение в <адрес> в период с 26.04.1986 по 25.06.1986, признать за Романовым О.Ю. право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет с 31.10.2023, обязав ответчика выплачивать пенсию с 31.10.2023.
Истец Романов О.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель истца Романова Д.О. по ордеру адвокат Лобастов Д.А. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Гаак О.Б. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, указанным в решении об отказе в назначении пенсии.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося истца.
Выслушав представителей истца и ответчика, допросив свидетелей ФИО10, ФИО6, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию имеют лица, достигшие возраста 65 лет и 60 лет (соответственно, мужчины и женщины, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
По состоянию на 31.12.2018 право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 ФЗ № 400-ФЗ, который может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение пенсии раньше общеустановленного возраста.
Статьей 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» установлены общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с абз. 2 ст.28.1 Закона № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч.1.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 ФЗ «О страховых пенсиях», или ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» гражданам, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам. постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на зоны, границы которых и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов (ст.7 Закона № 1244-1).
Частью 1 ст.13 данного закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зона проживания с правом на отселение (пункт 7), постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Таким образом, назначение пенсии по старости вышеуказанным гражданам зависит от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания (работы) на ней).
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р «Об утверждении перечней населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, определенным Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» территории <адрес> и <адрес> внесена в перечень населенных пунктов, находящихся в пределах зоны проживания с правом на отселение.
Распоряжением Правительства РФ от 18.12.1997 №1582 был утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в котором с 01.02.1998 территории г.Узловая и деревни Бибиково Узловского района Тульской области включена в перечень населенных пунктов, находящихся в пределах зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из решения ОФПСС РФ по Тульской области от 17.10.2023 №370655/23, 04.10.2023 Романов О.Ю. обратился в фонд с заявлением о назначении пенсии по старости на основании ст.33, 34 Закона РФ №1244-1.
Отказывая истцу в досрочном назначении пенсии со снижением общеустановленного возраста на 5 лет в соответствии с положениями ст.33, 34 Закона РФ №1244-1 ответчик указал, что Романо О.Ю. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> период с 20.11.1988 по дату обращения 04.10.2023.
При этом, согласно выписке из индивидуального лицевого счета Романов С.Ю. в периоды с 16.07.1986 по 10.11.1986, с 20.11.1988 по 22.11.1992, с 26.01.1997 по 29.01.1997 работал на предприятиях, территориально расположенных в г.Узловая Тульской области, что составляет суммарно 4 года 4 месяца 2 дня проживания (работы) в зоне с правом на отселение.
В зоне с льготным социально-экономическим статусом Романов О.Ю. проживал (работал) в периоды: с 01.12.2001 по 13.05.2010, с 01.07.2010 по 01.11.2011, с 11.01.2012 по 04.10.2023, то есть в течение 21 года 6 месяцев 7 дней.
Остальные периоды проживания (работы) Романова О.Ю. в зонах радиоактивного загрязнения (с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом) исключены ответчиком из подсчета, поскольку Романов О.Ю. работал за пределами зон загрязнения (г.Магадан, Якутия, г.Москва).
На основании указанных сведений Романов О.Ю., по мнению ответчика, имеет право на снижение пенсионного возраста на 1 год на основании ст.33 Закона РФ №1244-1 и приобретет право выхода на пенсию в возрасте 59 лет, или на 3 года на основании ст.34 Закона РФ № 1244-1, то есть приобретет право выхода не пенсию в возрасте 57 лет.
На согласившись с доводами ответчика, Романов О.Ю. обратился в суд с настоящим иском, указав, что на момент аварии на Чернобыльской АЭС он обучался в средней школе №20 в г.Узловая и проживал <адрес> (без указания номера дома и номера квартиры).
Поскольку документального подтверждения регистрации на территории зоны с правом на отселение на момент аварии на Чернобыльской АЭС не имеет, просил установить факт проживания в <адрес> в период с 26.04.1986 (дата аварии на АЭС) по 25.06.1986 (дата официальной регистрации по месту жительства в <адрес>).
В силу ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведенный в указанной правовой норме, не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия. К таким юридическим фактам относится факт постоянного проживания.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются справкой МБОУ «Лицей им.И.И.Федунца», из которой следует, что Романов О.Ю. в период с 01.09.1979 а по 25.06.1986 обучался в средней школе №20 г.Узловая (переименована в лицей). В соответствии с записью №55 алфавитной книги записи учащихся средней школы №20 в период обучения в школе адрес проживания Романова О.Ю. - <адрес>.
Кроме того, согласно справке администрации МО Шахтерское Узловского района Романов О.Ю. значится в похозяйственной книге №8, начатой 01.01.1986 и законченной 01.06.1990, заведенной для учета членов хозяйства по адресу: <адрес>.
Согласно Закону РСФСР от 19 июля 1968 «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» похозяйственная книга является документом первичного учета в сельских Советах народных депутатов и содержит информацию о проживающих на территории сельского Совета гражданах и сведения о находящемся в их личном пользовании недвижимом имуществе.
Кроме того, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО10 и ФИО6 подтвердили факт проживания Романова О.Ю. в <адрес> с момента рождения и по настоящее время, в том числе на момент аварии на Чернобыльской АЭС.
Суд придает доказательственное значение показаниям свидетелей, поскольку даны лицами, не заинтересованными в исходе дела, логичны, непротиворечивы, согласуются с пояснениями представителя истца и письменными доказательствами по делу, исследованными судом.
На основании изложенного, суд считает доказанным факт постоянного проживания Романова О.Ю. период с 26.04.1986 по 25.06.1986 по адресу: <адрес>.
Таким образом, с учетом установленного факта проживания истец Романов О.Ю. имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на первоначальную величину по ст.33 Закона РФ №11244-1 от 15.05.1991 на 2 года.
Право истца на снижение пенсионного возраста на дополнительную величину в 1 год на основании ст.33 Закона РФ №1244-1 в связи с проживанием (работой) в зоне проживания с правом на отселение ответчик не оспаривает, равно как не оспаривает право истца на снижение пенсионного возраста на дополнительную величину в 3 года в связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Уменьшение пенсионного возраста для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является одной из форм компенсации государством вреда, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, и зависит от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Конституционным Судом РФ правовая позиция относительно случаев изменения статуса населенных пунктов Постановлением Правительства РФ была сформулирована в Определении от 11.07.2006 №403-О.
Конституционный Суд РФ в данном определении указал, что федеральный законодатель гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться.
Суд пришел к выводу, что положения ст. ст. 33 и 34 Закона №1244-1 по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ, и для граждан, выехавших с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, не относящуюся к зараженной.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Приведенные нормы ст.ст.33,34 Закона РФ №1244-1 содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет (ст. 7 Закона).
Поэтому граждане, проживающие в зоне радиоактивного загрязнения, границы которой изменялись, имеют периоды проживания в разных зонах радиоактивного загрязнения.
При решении вопроса о назначении пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения, границы которой изменялись, факт проживания на этой территории в период до изменения ее границ не может не учитываться.
В случае последовательного проживания (работы) гражданина в нескольких зонах, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суммирование максимальных величин снижения пенсионного возраста не производится. Данный вывод следует из ч. 2 ст. 3 Закона, согласно которой гражданин имеет право выбора предоставления мер социальной поддержки лишь по одному из оснований.
В то же время, дополнительные величины снижения пенсионного возраста могут суммироваться при определении возраста выхода на пенсию граждан, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения, если ее границы изменялись, при условии, что полученная величина не будет превышать предельную величину, установленную соответствующей статьей Закона РФ №1244-1. Данная правовая позиция была изложена в Обзоре Верховного Суда РФ за третий квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.12.2011).
В соответствии с изложенной позицией Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу, что на основании ст.33,34 Закона РФ №1244-1, путем сложения дополнительных величин снижения пенсионного возраста, определенных на основании указанный статей Закона, Романов О.Ю. приобрел право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, из которых: 2 года дополнительная величина снижения пенсионного возраста в соответствии со ст.33 и 3 года – дополнительная величина снижения пенсионного возраста в соответствии со ст.34.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
За назначением пенсии Романо О.Ю. обратился к ответчику 04.10.2023 года, а возраста 55 лет достиг 31.10.2023 года, в связи с чем, пенсия подлежит назначению с указанной даты.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Романова Олега Юрьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области об установлении факта проживания и признании права на пенсию удовлетворить.
Установить факт проживания Романова Олега Юрьевича, 31.10.1968 года рождения (СНИЛС 147-846-471 07) по месту жительства по адресу: Тульская область, Узловский район, дер.Бибиково в период с 26.04.1986 по 25.06.1986.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ИНН 7106015458, ОГРН 1027100742712) назначить Романову Олегу Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС № 07) пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на основании ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 31 октября 2023 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 декабря 2023 года.
Председательствующий подпись Т.П. Сироткина
<данные изъяты> |