Дело № 11-13/2024
УИД 04MS0040-01-2023-007605-82
Мировой судья судебного участка № 6
Железнодорожного района г. Улан-Удэ
Григорьева Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2024 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Дабаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корягина А.А. к ПАО «ТГК-14», ООО ЖКС «Саяны» о признании действий по ненадлежащей эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии незаконными, отмене доначислений по лицевому счету, взыскании штрафа и компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца Корягина А.А. на решение мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 13.11.2023,
у с т а н о в и л:
Истец Корягин А.А., обращаясь с иском к вышеуказанным ответчикам, просил признать незаконными действия по ненадлежащему содержанию и обслуживанию общедомового прибора учета тепловой энергии; отменить произведенные в марте 2022 года доначисления по лицевому счету № 208993 на сумму 14 555, 10 руб.; взыскать солидарно с ответчиков штраф за нарушение исполнителем расчеты оплаты за тепловую энергию в размере 7 277, 55 руб. и компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Требования мотивированы тем, что ненадлежащее исполнение ООО ЖКС «Саяны» своих обязанностей привело в снятию с коммерческого учета в июне 2021 года общедомового прибора учета тепловой энергии. ОДПУ снят с коммерческого учета 16.06.2021, Акт датирован 21.10.2021. До 21.10.2021 неисправность ОДПУ установлена не была, меры по устранению неисправности управляющей организацией предприняты не были. ОДПУ был выведен из коммерческого учета в связи с неисправностью термопреобразователя на подающем трубопроводе. Прибор учета вновь введен в эксплуатацию с 01.12.2021, однако, управляющая организация работы по устранению неисправности ОДПУ не проводила, что подтверждается ответом ООО ЖКС «Саяны» от 02.06.2022 № 80, также не была проведена замена неисправного термопреобразователя. ПАО «ТГК-14» должно было осуществить ремонт и ввод в эксплуатацию ОДПУ по истечении 2-х месяцев с момента его вывода, в случае, если этого не сделала управляющая организация. В результате неправомерного бездействия организация получает обогащение в виде оплаты в размере доначисленных сумм. Согласно п. 60 Правил № 354, начисления по нормативу должны осуществлять начиная с 4-го месяца после вывода ОДПУ из эксплуатации. Поскольку ОДПУ выведен ПАО «ТГК-14» в июне 2021 г., а ремонт управляющей организацией не проводился, то до истечения третьего месяца ПАО «ТГК-14» должно было само провести ремонт и ввести в эксплуатацию прибор учета, а также начать производить начисления по нормативу уже в сентябре 2021 года. Однако, ПАО «ТГК-14» не приняло меры по устранению неисправности ОДПУ, им был принят на коммерческий учет неисправным ОДПУ, тем самым не выполнило обязанности, предусмотренные ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении.
В ходе судебного разбирательства истцом исковые требования уточнены, истец просил признать незаконными действия ответчиков по ненадлежащему содержанию и обслуживанию общедомового прибора учета тепловой энергии; отменить произведенные в марте 2022 года доначисления по лицевому счету № 208993 на сумму 14 555, 10 руб.; взыскать ПАО «ТГК-14» штраф за нарушение исполнителем расчеты оплаты за тепловую энергию в размере 7 277, 55 руб.; взыскать солидарно с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 13.11.2023 исковые требования Корягина А.А. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, Корягин А.А. обратился с апелляционной жалобой, просит решение мирового судьи судебного участка № 6Железнодорожного района г. Улан-Удэ отменить и принять новое решение, которым иск удовлетворить.
Мотивирует тем, что отказывая в удовлетворении исковых требований суд не учел все представленные истцом доказательства по ненадлежащей эксплуатации общедомового учета тепловой энергии. Так, судом не принято во внимание, что по данным суточных отчетов ОДПУ при сравнении показаний 2020 и 2021 годов потребление тепловой энергии возросла в 2 раза. При этом завышенные показания стали выдаваться с момента ввода ОДПУ после прохождения поверки. 21.10.2021 ОДПУ выведен из эксплуатации по причине неисправности термопреобразователя и принят на учет 19.11.2021. При этом согласно представленных актов пломбы на УПР№ 3 и КТСП-Н № 5840х не менялись, что свидетельствует о том, что термопреобразователь не снимался. Вывод суда о том, что терпопреобразователи находились на поверке и то, что ООО ЖКС «Саяны» исполняли свои обязанности по надлежащей эксплуатации ОДПУ считает неверным. ОДПУ был снят с коммерческого учета в октябре, поставлен на учет в ноябре и не мог находится в августе на поверке. Ненадлежащее обслуживание и содержание выразилось в неисполнении ООО ЖКС «Саяны» п. 18 постановления Правительства РФ № 290 от 03.04.2013, подп. «д» п. 10 постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006. Показания ОДПУ после поверки и ввода в эксплуатацию возросли в 2 раза, что уже должно было стать поводом для проверки ОДПУ со стороны ответчиков. ОДПУ снят с учета с 16.06.2021, при этом акт датирован 21.10.2021. В дальнейшем ОДПУ принят на учет без предоставления актов выполненных работ и сертификатов о прохождении поверки на термопреобразователь, вышедший из строя. При этом ПАО «ТГК-14» с начала года не осуществляло контроль за ОДПУ, не было обнаружено завышение параметров ОДПУ и не выявило своевременно неисправность термопреобразователя. Суд не принял во внимание и не дал должную оценку письму Управления муниципальной жилищной инспекции от 25.05.2022 № 01540545, 015440893.
В судебное заседание истец Корягин А.А. не явился, имеется заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель истца по доверенности Корягин А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель ПАО «ТГК-14» по доверенности Гордиенко А.В. возражал против доводы апелляционной жалобы, просил решение мирового судьи от 13.11.2023 оставить без изменения.
Представитель ООО ЖКС «Саяны» по доверенности Герасимов М.А. не согласился с жалобой, полагал, что решение мирового судьи является законным и обоснованным.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако, таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с п 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее по тексту – Правила № 491) в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Коллективные (общедомовые) приборы учета теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома, о чем указано в п. 6 Правил № 491.
В соответствии с п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
Подп. «к» п. 11 Правил № 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Согласно п. 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту - Правила № 354) по истечении указанного в п. 59 (1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в п. 48 настоящих Правил; за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в п. 42 (1) настоящих Правил.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истец Корягин А.А. является собственником квартиры № <адрес>
Управление данным многоквартирным домом осуществляется ООО ЖКС «Саяны».
Посредством присоединенных сетей теплоснабжение дома осуществляет ПАО «ТГК-14». В данном многоквартирном жилом доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, который принят на коммерческий учет 21.01.2021.
ОДПУ выведен из коммерческого учета с 16.06.2021 в связи с неисправностью термопреобразователя сопротивления на подающем трубопроводе истечением, о чем составлен Акт от 21.10.2021.
19.11.2021 ОДПУ введен в эксплуатацию, принят на коммерческий учет. 02.03.2022 ОДПУ выведен из коммерческого учета в связи с расхождением (завышением) параметров расхода теплосчетчика.
В марте 2022 года ПАО «ТГК-14» произведена корректировка платы за потребленную энергию (доначисление по услуге «отопление»), за период с 01.02.2021 по 28.02.2022 по формуле 2(4) Правил № 354.
Размер корректировки платы за тепловую энергию в по финансовому лицевого счету истца составил 14 555, 10 руб., указанная сумма выставлена к оплате истцу в финансово-лицевом счете, с чем не согласен истец.
Разрешая возникший между сторонами спор по существу, мировой судья пришел к выводу о том, что ООО ЖКС «Саяны» свои обязательства по содержанию ОДПУ и контролю за его работой исполняло надлежащим образом. Доказательств того, что ОДПУ находился длительное время в неисправном состоянии в материалы дела не представлено. Оснований полагать что ООО «ЖКС «Саяны» длительное время не проводились мероприятия по обеспечению надлежащей эксплуатации ОДПУ не имеется, в связи с чем у ПАО «ТГК-14» отсутствовала обязанность по вводу в эксплуатацию прибора учета, как то предусмотрено ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи, которые основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела. Выводы суда основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, не противоречат требованиям действующего законодательства и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела мировым судьей не допущено.
Учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, мировой судья правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Решение мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 13.11.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Корягина А.А. - без удовлетворения,.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Судья С.Л. Доржиева
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 27.02.2024.