Дело № 2-2251/2022
УИД 86RS0005-01-2022-004262-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2022 года г. Сургут
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Трофимове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Склярова Сергея Васильевича к администрации сельского поселения Ульт-Ягун Сургутского района о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Скляров Сергей Васильевич обратился в суд к ответчику с указанным иском, мотивируя тем, что он является нанимателем жилого помещения по адресу Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 47,90 кв. м., на основании договора социального найма № 5 от 27.05.2015.
В жилом помещении с нанимателем проживают члены его семьи: ФИО10 ФИО11 ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (жена), ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын), ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын), которые вселены на основании договора социального найма № 5 от 27.05.2015 года.
Ответчик - администрация сельского поселения Ульт-Ягун является наймодателем жилого помещения. В 2019 году жилой дом по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <адрес>, сельское <адрес>, <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания. На протяжении всего времени ответчик не принимает никаких мер по переселению истца и членов его семьи из аварийного, опасного для жизни и здоровья жилья.
В судебном заседании истец Скляров С.В. требования поддержал, пояснил, что в спорной квартире проживать опасно для жизни и здоровья, поскольку стены промерзают, на полу вода превращается в лед, пол провалился и отошел от стен.
Представитель ответчика администрации с.п. Ульт-Ягун ФИО8 иск не признала, полагала, что удовлетворение иска нарушит права и интересы других жителей п. Ульт-Ягун, проживающих в аварийном жилье.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40).
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившим в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного Кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
В этой связи, для правильного разрешения возникшего спора юридически значимым обстоятельством являлось выяснение того, несет ли дальнейшее проживание истцов в спорном жилом помещении реальную опасность для жизни и здоровья, которая требует незамедлительного решения вопроса о переселении граждан в другое жилое помещение и имеют ли истцы возможность до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного проживать в другом жилом помещении.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между администрацией с.п. Ульт-Ягун Сургутского района и Скляровым Сергеем Васильевичем заключен договор социального найма № 5 от 27.05.2015 жилого помещения по адресу Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>, <адрес> <адрес>, общей площадью 47,90 кв. м. В жилом помещении с нанимателем проживают члены его семьи: ФИО10 ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (жена), ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын), ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын), которые вселены на основании вышеуказанного договора.
Администрация сельского поселения Ульт-Ягун является наймодателем жилого помещения.
Постановлением главы администрации с.п. Ульт-Ягун сургутского района от 19.12.2019 года № 207 жилой дом по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <адрес>, <адрес>, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения до 31.12.2024г.
Согласно заключения эксперта ООО «Признание» № 105/22м-07 по обследованию жилого дома с целью установления его технического состояния, техническое состояние основных конструктивных элементов оценивается как аварийное и небезопасное для жизнедеятельности человека; фактический износ дома составляет 78,80%, что равно предельному нормируемому физическому износу; жилой дом подлежит немедленному выводу из эксплуатации с последующим демонтажем строительных конструкций.
В соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, на которые ссылается сторона, лежит на лице, заявляющем об их наличии.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что жилой дом, в котором проживают истцы, непригоден для дальнейшего проживания, возникшая ситуация нарушает права нанимателя и членов его семьи, имеются основания для их принудительного восстановления заявленным в иске способом.
По смыслу заключения эксперта, осмотревшего строение, техническое состояние основных конструктивных элементов оценивается как аварийное и небезопасное для жизнедеятельности человека; фактический износ дома составляет 78,80%, что равно предельному нормируемому физическому износу; жилой дом подлежит немедленному выводу из эксплуатации с последующим демонтажем строительных конструкций. Сведений о том, что муниципалитет поддерживает их состояние, в связи с чем дом возможно эксплуатировать до срока сноса, установленного ранее ответчиком, не представлено.
Поскольку администрация, ответственная за состояние жилого дома, сведений, подтверждающих безопасность строения, не представила, аварийный дом не расселен, жилье до разрешения вопроса о предоставлении равнозначного жилья в соответствии со ст.ст. 86-88 ЖК РФ истцам не предлагала, суд пришел к выводу о законности заявленных истцом требований.
Представленными доказательствами и материалами дела установлена угроза жизни и здоровью проживающих в спорном жилом помещении истца и членов его семьи, в связи с чем, требуется их немедленное отселение в другое жилое помещение, при этом не имеет значения отсутствие у муниципалитета свободного жилья.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию сельского поселения Ульт-Ягун Сургутского района предоставить Склярову Сергею Васильевичу на территории Сургутского района по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, отвечающее установленным санитарным, техническим нормам и правилам, с включением договор социального найма в качестве членов семьи нанимателя ФИО5, ФИО3, ФИО4.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сургутский районный суд.
Председательствующий судья подпись А.Л. Алешков
Копия решения верна
Судья Сургутского районного суда А.Л. Алешков