Дело № 2а-953/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2019 года Пермский край г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Соломникова К.Э.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.В.,
с участием представителя административного истца Богачевой Н.Ю.,
административного ответчика Драчева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Драчеву Александру Сергеевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
прокурор Осинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Драчеву А.С. о прекращении права на управление транспортными средствами, предоставленного на основании водительского удостоверения на право управления транспортным средством № № от ДД.ММ.ГГГГ с разрешенной категорией «А,В».
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения территориальными органами федеральных органов государственной власти требований Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проверки установлено, Драчев А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете у врача-нарколога ГБУЗ ПК «Осинская ЦРБ» с диагнозом «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ. ОГИБДД МО МВД России «Осинский» предоставлены сведения, согласно которым Драчеву А.С. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение № № на право управления транспортными средствами категориями «А,В». Указанные обстоятельства свидетельствуют, что Драчев А.С., в нарушение требований закона Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.7 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного Правительством РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего, по мнению административного истца, нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. Наличие у Драчева А.С. водительского удостоверения и, соответственно, права управления транспортными средствами, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании представитель административного истца Богачева Н.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик Драчев А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора Осинского района Пермского края согласился, указывая, что у него заканчивается срок действия водительского удостоверения.
Представители третьих лиц ОГИБДД МО МВД России «Осинский» и ГБУЗ ПК «Осинская центральная районная больница» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом уведомленных судом о рассмотрении дела.
Заслушав административного истца и ответчика, оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (пункт 6 статьи 23 названного Федерального закона).
На основании ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Статья 27 данного Закона устанавливает условия, при которых предоставляется получение права на управление транспортными средствами.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, федеральным законодательством в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно п. 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19).
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377 утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности согласно которому, противопоказанием к управлению транспортными средствами являются алкоголизм и наркомания.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения в связи, с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Как следует из материалов дела, прокурором <адрес> проведена проверка исполнения территориальными органами федеральных органов государственной власти требований Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в ходе которой установлено, что Драчев А.С. имеет водительское удостоверение № № от ДД.ММ.ГГГГ с разрешенной категорией «А, В».
Из ответа на запрос ГБУЗ ПК «Осинская ЦРБ» следует, что Драчев А.С. состоит на диспансерном учете с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>», стойкой ремиссии у данного пациента не наблюдается.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что у Драчева А.С. имеются медицинские (наркологические) противопоказания для управления транспортными средствами, связанные с имеющимся у него заболеванием, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения действия права Драчева А.С. на управление транспортными средствами, в связи с чем, следует признать обоснованным заявленные административным истцом требования, в связи, с чем они подлежать удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрение административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с Драчева А.С. в доход Федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Осинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Драчеву Александру Сергеевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами у Драчева Александра Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, водительское удостоверение № № от ДД.ММ.ГГГГ, категории «А, В».
Взыскать с Драчева А.С. в доход Федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда направить в ОГИБДД МО МВД России «Осинский» для розыска и изъятия водительского удостоверения и обеспечения хранения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия судом решения.
Судья –