Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6/2023 (2-1229/2022;) ~ М-1133/2022 от 31.10.2022

УИД 04RS0020-01-2022-001727-62                                                            № 2-6/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                      18 января 2023 года

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Григорьевой В.В., при секретаре ФИО1,

с участием Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 и его помощника ФИО3,

представителя ответчика АМО ГП «<адрес>» ФИО4, Главы ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО ГП "<адрес>" о возложении обязательств,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к администрации МО ГП "<адрес>", указывая, что в ходе осуществления надзора за соблюдением законов в области охраны окружающей среды и природопользования установлены факты возведения в границах муниципального образования городского поселения строений, используемых для осуществления незаконной добычи водных биологических ресурсов. Согласно акту осмотра территории и справке специалиста Северобайкальского отдела Управления Росреестра по <адрес> в границах обследуемой территории расположено <данные изъяты> строений и два сооружения, <данные изъяты> из которых - в границах земельного участка с кадастровым номером , <данные изъяты> оставшихся строения и <данные изъяты> сооружения расположены вне границ указанного участка. Вне границ земельного участка с кадастровым номером расположены: деревянный дом, материал кровли - рубероид <данные изъяты>); деревянный сарай деревянный дом из бруса, материал кровли - рубероид ); деревянный дом из бруса, материал кровли - шифер металлический контейнер; деревянный туалет. Согласно справке специалиста Росреестра земельный участок, в границах которого расположены спорные строения, находится в границах поселка Нижнеангарск, имеет категорию земель - земли населенных пунктов. Строения возведены в отсутствие прав на землю, а также расположены в границах государственного природного заказника регионального значения «Верхне-Ангарский». При этом в границах заказника запрещается возведение строений и сооружений, отвод земельных участков, нахождение транспортных средств. Т.о. возведение и эксплуатация на территории заказника строений и сооружений является нарушением требований закона. Со ссылками на нормы ст. 13,25,26,42 Земельного кодекса РФ указывает, что использование земельных участков, в том числе для возведения и эксплуатации строений и сооружений, допускается при наличии прав землю, и в соответствии с целевым назначением и режимом, охраны от негативного воздействия. Также со ссылкой на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, ФЗ «Об охране озера Байкал» указывает о нахождении спорных объектов в местности с особым правовым режимом – водоохраной зоны озера Байкал и центральной экологической зоне Байкальской природной территории, который устанавливает существенные ограничения и запреты при использовании земельных участков. Более того, возведение спорных объектов осуществлено без согласования с Росрыболовством. Следовательно, поскольку спорные строения возведены с нарушением требований закона, то они подлежат сносу. Ввиду того, что распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского поселения, осуществляется органом местного самоуправления, то ответчиком по делу является администрация МО ГП «<адрес>» и просит суд обязать последнюю в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления в силу решения суда освободить от деревянного дома деревянного сарая деревянного дома деревянного дома металлического контейнера и деревянного туалета земельный участок, расположенный в координатах в системе МСК -

В судебном заседании Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор ФИО2 и помошник ФИО3 иск поддержали по изложенным в нем основаниям, просили удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО ГП «<адрес>» ФИО4 возражал против иска, полагал, что поскольку спорные объекты находятся на территории заказника, который расположен в на землях лесного фонда, то оснований возлагать ответственность на администрацию поселка не имеется, поскольку нет доказательств того, что администрация причастна к использованию земельного участка, а равно строительства на нем каких либо сооружения, администрация поселка не может нести ответственность за действия третьих лиц. Ссылки прокурора о браконьерской деятельности несостоятельны и не являются основанием для удовлетворения иска.

Глава администрации МО ГП ФИО8 ФИО5 также возражала против иска, придерживалась доводов письменного возражения, согласно которому Заказник по данным кадастрового дела расположен в границах Верхне-Заимского участкового лесничества Северо-Байкальского лесничества на землях лесного фонда в <данные изъяты>%, т.е. землями лесного фонда распоряжается Российская Федерация, отсутствуют доказательства использования земельного участка и возведения на нем строений администрацией городского поселения. Указано о ненадлежащем ответчике.

Представители третьих лиц БУ «Природопользование и охрана окружающей среды <адрес>», Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Специалист ФИО6 суду пояснила, что принимала участие в выездной проверки земельных участков в кадастровом квартале , где были выявлены строения. Условно участки были разделены на <данные изъяты>. На всех участках имеются строения, участок под располложен в границах населенного пункта МО ГП «<адрес>», при сопоставлении координат земельного участка, границ нет, т.к. он не состоит на кадастровом учете, установлено пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 7. При этом характерные точки обследуемого участка обозначались с учетом стоящих на нем строений относительно их местоположения по крайним точкам.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или земельном участке, разрешенное использование которого не допуска строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные б получения на это необходимых разрешений или с нарушение градостроительных и строительных норм и правил.

Исходя из требований ст.ст. 13 Земельного кодекса РФ земля подлежит использованию в соответствии с целевым назначением и режимом, а также охране от негативного воздействия.

Использование земельных участков, в том числе для возведения и эксплуатации строений и сооружений, допускается при наличии прав землю (ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с положениями ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.

Пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

В соответствии с требованиями ст. 24 Федерального закона от 14.03.1 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет в природным комплексам и их компонентам (часть 1).

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (часть 1).

В соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В 1996 году Решением XX Сессии Комитета Юнеско по всемирному наследию озеро Байкал включено в список объектов всемирного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до <данные изъяты> км на запад и северо-запад от него.

Распоряжением Правительства Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, а также перечень населенных пунктов, вошедших в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Северобайкальским межрайонным прокурором совместно со специалистами Северобайкальского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны, Северобайкальского отдела Управления Росреестра по <адрес> проведен осмотр территории острова в кадастровом квартале в <адрес>, расположенного в северной точке озера Байкал, по итогам чего составлен ситуационный план и справка и установлено, что на острове расположено <данные изъяты> строений, <данные изъяты> из которых в границах земельного участка с кадастровым номером , оставшаяся часть <данные изъяты> расположены вне его границ, а именно: деревянный дом, материал кровли рубероид деревянный сарай деревянный дом из бруса, матриал кровли рубероид деревянный дом из бруса, материал кровли шифер металлический контейнер; деревянный туалет. Земельные участки под данными строениями не сформированы.

В границах земельного участка с кадастровым номером распложены: беседка, деревянный щитовой дом на столбиках с металлической крышей, деревянный сарай

Перечисленные объекты не имеют признаков постоянного проживания, имеются признаки использования строений для добычи рыбы (остатки рыболовных снастей, чешуя).

В обоснование изложенного приложена фототаблица к указанному акту от ДД.ММ.ГГГГ, в которой отображены фотографии деревянный строений (дома, беседки и др.).

     Из справки государственного инспектора Северобайкальского и <адрес> по использованию и охране земель Управления Росреестра по <адрес> – Государственный земельный надзор о результатах осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе совместного мероприятия с Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой обследовано <данные изъяты> (три) земельных участка, расположенных по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала

При обследовании третьего земельного участка установлено, что последний расположен в обозначенном кадастровом квартале и в границах населенного пункта городского поселения «<адрес>». При визуальном осмотре также установлено, что земельный участок не огорожен, доступ третьих лиц на земельный участок на ограничен, на его территории находятся три деревянных дома площадью <данные изъяты> кв.м. площадью <данные изъяты> кв.м. и площадью <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты> а также деревянный сарай площадью <данные изъяты> кв.м. (

При этом сведения о постановке земельного участка на кадастровый учет, сведений о правах на обследуемый земельный участок и строения, расположенные на нем, в ЕГРН отсутствуют.

Помимо этого при осуществлении геодезической съемки и сопоставлении границ земельного участка установлено, что имеется пересечение с земельным участком с кадастровым номером , который по сведениям ЕГРН расположен по адресу: <адрес>, местность устье средней протоки реки Верхняя Ангара, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, площадь <данные изъяты> кв.м. (уточнённая). На земельном участке также распложены деревянные строения, сведения о правах на земельный участок и строения на нем также отсутствуют в ЕГРН.

По результатам геодезической съёмки проведено сопоставление границ всех обследуемых земельных участков и установлено, что они расположены в границах Государственного природного биологического заказника регионального значения «Верхне-Ангарский».

К обозначенной справке уполномоченным специалистом составлен и приложен ситуационный план, протокол инструментального обследования с каталогом координат и характерных точек фактических границ обследованных земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, а также фототаблицы.

Согласно письму Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора следует, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлена совместная выездная проверка в Северобайкальский ра1он, залив Ангарский сор, устье реки Верхняя Ангара, местность Дагары и Верхне-Ангарский биосферный заказник, в т.ч. с представителями рыбоохраны, межрайонного природоохранного прокурора и специалиста Росреестра ФИО6, по результатам которой выявлены деревянные постройки в местности правого берега реки Верхняя Ангара на расстоянии примерно <данные изъяты> км. от устья реки, левого берега реки Верхняя Ангара на расстоянии примерно <данные изъяты> км. от устяь реки, местности Ангарский сор, устье протоки Власиха на расстоянии примерно <данные изъяты> км. от устья реки Верхняя Ангара.

При этом отражено в справке, что согласование какой-либо хозяйственной деятельности, т.е. строительства и эксплуатации данных сооружений с Росрыболовством не производилось.

Из кадастрового дела Государственного природного биологического заказника Верхне-Ангарский по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что поседений является действующим региональным природными биологическим заказником, подчиняющийся Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, БУ «Природопользование и охрана окружающей среды <адрес>».

     На территории заказника запрещены виды деятельности, противоречащие целям создания Заказник и причиняющие вред природным комплекса и их компонентам, в т.ч. засорение территории отходами производственной и бытовой деятельности, мусором, нефтепродуктами, отвод земель под застройку, возведение строений и сооружений, в т.ч. временных, в целях не связанных с деятельностью заказника, а также иная деятельность, препятствующая сохранению и восстановлению природных комплексов и компонентов, причиняющий прямой или косвенный вред диким животным, влекущая за собой негативное изменение среды их обитания.

По данным БУ «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что учреждение не обладает информацией о дате, сроках возведения спорных строений, а также о лицах их возводивших. Спорные объекты строений учреждению не принадлежат, сведения в бухгалтерском балансе учреждения о них отсутствуют, в целях связанных с функционированием заказника строения не используются. Данных о правовых, а равно законных основаниях возведения учреждение не располагает (разрешение, согласование деятельности).

Аналогичная информация представлена Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ.

По запросу суда Управлением Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ представлена информация о том, что по результатам сопоставления координат характерных точек земельного участка (таблица из иска) со сведениями ЕГРН установлено, что земельный участок с координатами

    расположен частично (площадь <данные изъяты> кв.м.) в границах прибрежной защитной полосы оз.Байкал (о.Ярки), частично (площадь <данные изъяты> кв.м.) в акватории оз. Байкал, вне границ водоохраной зоны о.Байкал, в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, вне границ Северо-Байкальского лесничества, в границах государственного природного биологического заказника регионального значения «Верхне-Ангарский», в границах населённого пункта <адрес>, в границах земель кадастрового квартала , на неразграниченной территории.

Ввиду отсутствия сведений о координатах характерных точек построек, находящихся на указанном участке, определить их местоположение не представляется возможным.

Исходя из изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку доподлинно установлено, что выявленные в ходе совместной выездной проверки спорные строения в границах земель кадастрового квартала в границах земель населённого пункта <адрес>, т.е. АМО ГП «<адрес>», возведены без законных на то оснований, в т.ч. с нарушением режима использования и охраны земель, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, центральной экологической зоны Байкальской природной территории и водоохранной зоны озера Байкал, тогда как из анализа вышеприведённых норм права следует, что за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

     Доводы возражения ответчика в той части, что администрация МО ГП «<адрес>» является по делу ненадлежащим ответчиком ввиду того, что спорные объекты строений возведены на земельном участке, который расположен в биологическом природном заказнике на землях лесного фонда в %, суд находит не состоятельным поскольку данный довод основан на сведениях кадастрового дела Государственного природного биологического заказника Верхне-Ангарский по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, тогда как по актуальной информации Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что заказник расположен частично в границах прибрежной защитной полосы оз.Байкал (о.Ярки), акватории оз. Байкал, вне границ водоохраной зоны о.Байкал, в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, вне границ Северо-Байкальского лесничества, в границах государственного природного биологического заказника регионального значения «Верхне-Ангарский», в границах населённого пункта <адрес>, в границах земель кадастрового квартала , на неразграниченной территории, оснований которой не доверять у суда не имеется.

    При таких обстоятельствах суд признает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО ГП "<адрес>" о возложении обязательств - удовлетворить.

Обязать Администрацию МО ГП «<адрес>», , в течении <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения в суда в законную силу освободить от деревянного дома ), деревянного сарая ), деревянного дома деревянного дома металлического контейнера и деревянного туалета земельный участок, расположенный в координатах в системе МСК -

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

Судья                                                                 подпись                   В.В. Григорьева

                 Копия верна. Судья                                       В.В. Григорьева

Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 25.01.2023 года.

2-6/2023 (2-1229/2022;) ~ М-1133/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация МО ГП "поселок Нижнеангарск"
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия
БУ "Природопользование и охрана окружающей среды РБ"
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Григорьева Валентина Викторовна
Дело на странице суда
severobaikalsky--bur.sudrf.ru
31.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2022Передача материалов судье
03.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2022Подготовка дела (собеседование)
14.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2022Судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Судебное заседание
18.01.2023Судебное заседание
25.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2023Дело оформлено
17.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее