14RS0№-83
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Якутск 18 декабря 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Николаевой Л.А., при секретаре Руфовой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Старостина ФИО10 к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд к ответчику с данным иском, указав, что решением комиссии ответчика от 10.10.2023 г. ему было отказано во включении в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории городского округа «город Якутск» в связи с тем, что истец достиг № возраста. С данным решением он не согласен, считает его незаконным. ___
Истец и его представитель по устному ходатайству Старостин И.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просят удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен судом. На основании ст. 118 ГПК РФ считается извещенным надлежащим образом. На основании ч. 1 ст. 233 ГПК РФ дело рассматривается в порядке заочного производства без участия ответчика.
Заслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй п. 1).
Пунктом 8 ст. 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8 указанного выше закона).
Согласно ч.1 ст.3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 г. 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с целью обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) (далее - уполномоченный орган) формирует единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - реестр) в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.
Согласно ч.12 ст.3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 г. 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» решение уполномоченного органа об отказе во включении в реестр, а также акт органа опеки и попечительства органа местного самоуправления об установлении факта возможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд.
Судом установлено, что истец Старостин О.Г. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускником МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ___».
Мать – Сыромятникова ФИО11, ____ г.р., решением Верхоянского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29.04.2005 года лишена родительских прав в отношении истца и его брата. Отец – Старостин ФИО12, ____ г.р., умер ____ года в с. Дулгалах Верхоянского района.
Из ответа главного специалиста по опеке и попечительству Администрации Муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) от 10.06.2011 года в адрес МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Усть-Нерский детский дом» следует, что Старостин И.Г. был 10.06.2011 г. поставлен в предварительную очередь для получения жилья за №____.
Согласно ответу Администрации Муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) от 10.06.2011 в адрес МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Усть-Нерский детский дом» истец Старостин О.Г. состоит в очереди под №29 в предварительной очереди на получение жилья.
Истец обратился к ответчику с заявлением о включении в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Якутска и постановке на учет.
20.05.2016 г. заключением комиссии Окружной администрации г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцу было отказано во включении в вышеуказанный реестр в связи с не подтверждением постоянного места проживания в г. Якутске.
17.05.2023 за №31-41/6-1 ответчиком в отношении истца было вынесено заключение о невозможности включения в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия) в связи с тем, что по достижении 28 лет истец не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, т.к. он утратил одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно частей 2-8, 14, 18 ст.3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 г. 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявления о включении указанных детей в реестр в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту жительства указанных детей в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет оснований для предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Заявления о включении в реестр также могут представить в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту своего жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в реестр соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет.
К заявлению о включении в реестр прилагаются следующие документы:
1) копия свидетельства о рождении ребенка и копия паспорта;
2) справка о месте жительства лица, которое относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждающая, что указанное лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или об отсутствии в собственности всех членов семьи жилого помещения;
4) копии документов, подтверждающих правовой статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
в случае отказа родителей от ребенка или подкидывания ребенка заявление родителей об отказе от ребенка или акт о подкидывании ребенка;
в случае лишения родителей родительских прав или ограничения их в родительских правах решение суда о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах;
в случае смерти родителя (родителей) свидетельство (свидетельства) о смерти;
в случае нахождения родителя (родителей) в местах лишения свободы или в случае, если их местонахождение неизвестно, копия (копии) обвинительного приговора (определения, постановления) суда, выдаваемая (выдаваемые) в установленном порядке, или документ, выданный органами внутренних дел, подтверждающий этот факт;
в случае признания родителей недееспособными или ограниченно дееспособными - решение суда, а при наличии у них психического заболевания - справка психоневрологического диспансера;
в случае, если данные об отце в свидетельстве о рождении ребенка записаны со слов матери, - справка, выданная отделом записи актов гражданского состояния, подтверждающая этот факт.
Документы, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органом опеки и попечительства органа местного самоуправления, если такие документы не были представлены законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечителя родителей, объявленными полностью дееспособными (эмансипированными), лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Орган опеки и попечительства органа местного самоуправления в течение 15 рабочих дней со дня представления всех документов, прилагаемых к заявлению о включении в реестр, готовит заключение, содержащее вывод о включении в реестр или об отказе во включении в реестр (далее - заключение).
В случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, орган опеки и попечительства органа местного самоуправления предварительно устанавливает факт возможности или факт невозможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, о чем составляет акт. Копия акта в течение пяти рабочих дней направляется заявителю.
Орган опеки и попечительства органа местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня вынесения заключения направляет его и заявление о включении в реестр с приложенными документами, а в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, также акт, указанный в части 7 настоящей статьи, в уполномоченный орган.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный срок заявлений о включении указанных детей в реестр орган опеки и попечительства органа местного самоуправления обязан в течение 30 календарных дней со дня истечения срока подачи указанных заявлений самостоятельно принять меры для включения указанных детей в реестр.
При перемене места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган обязан направить дела указанных детей по новому месту их жительства в течение 15 дней со дня получения от опекунов или попечителей извещений о перемене места жительства подопечных.
Из представленных суду документов следует, что истец был признан лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоял на учете в Верхоянском районе Республики Саха (Якутия) для получения жилья, в 2016 году написал заявление о перемене места жительства с последующей постановкой на учет в г. Якутске, обратился с соответствующим заявлением в орган опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска о постановке на учет по новому месту жительства и включении в Реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Право на получение социального жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени им не реализовано.
Вместе с тем, закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Согласно ст. 112 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В данном случае, орган опеки и попечительства надлежащим образом не исполнил свою обязанность по своевременной постановке истца на учет по новому месту жительства и не включил его в Реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, заключение комиссии Окружной администрации г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №31-41/4207 от 10.10.2023 года об отказе Старостину ФИО14 в постановке в Реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в обеспечении жильем в г. Якутске нельзя признать законным.
Следовательно, суд полагает возможным удовлетворить требования истца и установить юридический факт, что Старостин ФИО13, ____ года рождения, уроженец с. ____), в возрасте до № лет являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, восстановить Старостину ФИО15, ____ года рождения, уроженцу с.Суордах, Верхоянского района, РС(Я), срок для обращения с заявлением в отдел опеки и попечительства Окружной администрации города Якутска о включении его в Единый государственный реестр детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать отдел опеки попечительства Окружной администрации «город Якутск» внести Старостина Олега Гаврильевича, ____ года рождения, уроженца с. Суордах Верхоянского района, РС(Я) в Единый государственный реестр детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 234, 236 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить юридический факт, что Старостин ФИО16, ____ года рождения, уроженец с. ____), в возрасте до 18 лет являлся ребенком, оставшийся без попечения родителей.
Восстановить Старостину ФИО17, ____ года рождения, уроженцу с.____), срок для обращения с заявлением в отдел опеки и попечительства Окружной администрации города Якутска о включении его в Единый государственный реестр детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать отдел опеки попечительства Окружной администрации «город Якутск» внести Старостина ФИО18, ____ года рождения, уроженца с. ____) в Единый государственный реестр детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Николаева
Решение изготовлено 18.12.2023