АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
рп. Мама ДД.ММ.ГГГГ
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: судьи Ермакова Э.С., при секретаре Концевых М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Репиной Елены Александровны на решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № по <адрес> мирового судьи судебного участка № <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Муниципального унитарного предприятия «Мамское жилищно-коммунальное хозяйство» к Репиной Елене Алексеевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
у с т а н о в и л :
Муниципальное унитарное предприятие «Мамское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее по тексту «МУП «Мамское ЖКХ») обратилось в суд с иском к Репиной Елене Алексеевне о взыскании задолженности за сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8 101 рубля 91 копейка, а так же 400 рублей расходов по уплаченной государственной пошлине по иску.
В обоснование заявленных требований истец указал, что распоряжением Администрации Мамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, на МУП «Мамское ЖКХ» возложены полномочия по проведению ремонта и аварийного обслуживания многоквартирных жилых домов, а так же по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО), включая частный сектор.
В связи с этим, в спорный период времени истец оказывал ответчику, являющемуся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, рп. Мама <адрес>, услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на основании публичного договора, предусмотренного ст. 426 ГК РФ. Однако Репина Е.А. оплату услуги по вывозу ТБО не производила, а выданный мировым судьей судебный приказ о взыскании с неё задолженности, был отменен по её заявлению определением от ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем, истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 615 рублей 11 копеек.
Ответчик Репина Е.А.. в судебном заседании у мирового судьи (суда первой инстанции) исковые требования МУП «Мамское ЖКХ» не признала в полном объеме.
Решением мирового судьи судебного участка № по <адрес> мирового судьи судебного участка № <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск МУП «Мамское ЖКХ» удовлетворен частично и в пользу этого предприятия с Репиной Е.А. было взыскано 2 461 рубль 28 копеек задолженности по оплате за сбор и вывоз твердых бытовых отходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 121 рубль 50 копеек в возмещение расходов по уплаченной государственной пошлине, а всего в сумме 2 582 рубля 78 копеек.
В остальной части исковых требований к Репиной Е.А. о взыскании задолженности, а именно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУП «Мамское ЖКХ» было отказано.
Не согласившись с постановленным по делу решением, Репина Е.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований МУП «Мамское ЖКХ» в полном объеме.
Поданную жалобу Репина Е.А. мотивировала тем, что при принятии обжалуемого решения, мировым судьей неправильно были применены положения ст. 426 ГК РФ о публичном договоре, в частности об акцепте на предложение заключить договор, которым может быть признано только фактическое пользование предоставляемыми по предмету такого договора услугами. Однако такая услуга по вывозу ТБО со стороны МУП «Мамское ЖКХ» никогда не оказывалась, за предоставлением такой услуги Репина Е.А. не обращалась, квитанции на оплату данных услуг ему предприятием не выставлялись и соответственно не оплачивались. Первичное требование об оплате услуги за вывоз ТБО было вручено ей только непосредственно перед подачей первоначально МУП «Мамское ЖКХ» заявления о выдаче с неё приказа на взыскание долга.
По мнению Репиной Е.А., мировой судья, сделав вывод в постановленном по делу решении, что поскольку ей не представлено доказательств самостоятельного вывоза ТБО, то, следовательно, такая услуга оказывалась, неправильно распределил обязанности по доказыванию по делу и возложил на ответчика обязанность, которую должен был исполнить истец – доказать факт предоставления услуг в вывозу мусора.
Неверным полагает ответчик и ссылку мирового судьи на нормы закона, которые действуют лишь в отношении регионального оператора, который в <адрес> свою деятельность не осуществляет.
Поскольку решение мирового судьи принято с нарушением норм материального и процессуального права, ответчик полагает, что оно подлежит отмене с отказом в удовлетворении исковых требований.
Письменных возражений на апелляционную жалобу ответчика от истца не поступило.
В судебное заседание ответчик – Репина Е.А. не явилась, о времени и месте слушания дела судом извещена, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель истца – директор МУП «Мамское ЖКХ» Рехтнина Е.В. просила рассмотреть дело в её отсутствие и оставить решение мирового судьи по настоящему делу без изменения, а апелляционную жалобу Репиной Е.А. – без удовлетворения.
Третье лицо – Администрация Мамского городского поселения своего представителя для участия в деле не направило, о времени и месте слушания дела судом извещено, не сообщило о причинах неявки и не просило о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся истца, ответчика на основании части 5 ст. 167 ГПК РФ, а третьего лица - на основании части 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных обстоятельств по настоящему делу не установлено, поскольку принимая обжалуемое решение и взыскивая в пользу МУП «Мамское ЖКХ» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 615 рублей 11 копеек за вывоз ТБО, мировой судья правильно установил обстоятельства, имеющие значение дела и применил к спорным правовым отношениям сторон материальный закон, не допустив при этом нарушения гражданского процессуального права.
Так, согласно со ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 3 ст. 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее «ЖК РФ) определено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Ст. 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 ст. 169 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4).
Частью 1.1. ст. 157 ЖК установлено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 148 (1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее «Правила предоставления коммунальных услуг..», предусмотрено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) – 148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 148 (2) «Правил предоставления коммунальных услуг…»).
В пункте 148(4) «Правил предоставления коммунальных услуг…» предусмотрено, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, за исключением случаев, указанных в подпунктах «г» - «е» пункта 148 (11) настоящих Правил. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в указанный договор условий о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги;
б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив. При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме, являющемуся или не являющемуся его членом, в заключении договора о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги;
в) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Подпунктом «б» пункта 148 (11) «Правил предоставления коммунальных услуг…» предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 148 (8) или 148 (9) настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанного в пункте 148 (8) или 148 (9) настоящих Правил.
В пункте 148 (16) «Правил предоставления коммунальных услуг…» установлено, что для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее информацию, указанную в подпунктах «в», «г», «д» и «л» пунката 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копии документов, указанных в пункте 148 (14) настоящих Правил.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 ст. 24.7).
Частями 1 и 2 ст. 24.7 Ф Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
«Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил.
Приведенные выше положения объективно подтверждают выводы мирового судьи о том, что договор на оказание услуг коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику жилого дома является публичных договором, к которому применяются положения ст. 426 ГК РФ, согласно которой публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (часть 1). Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
Согласно статье 438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Как установлено мировым судьей и подтверждено материалами дела, Репина Елена Алексеевна является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, рп. Мама <адрес>, кадастровый №, который приобрела на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 24, 35-36).
Исходя из данных Единого государственного реестра недвижимости следует, что квартира, собственником которой является Репина Е.А., находится в многоквартирном жилом доме. Данных о том, что жилое помещение составляет отдельный блок дома блокированной застройки, сведения реестра не содержат.
Соответственно к спорным отношениям сторон применяются положения о правах и обязанностях собственника жилого помещения.
При этом в материалы дела при рассмотрении в суде первой инстанции, равно и при рассмотрении апелляционной жалобы, не было представлено доказательств, подтверждающих избрание собственниками способа управления многоквартирным жилым домом, а равно то, что в порядке, предусмотренном частью 17 ст. 161 ЖК РФ управление таким домом осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления.
Поэтому со дня возникновения права собственности на квартиру, именно Репина Е.А.. на основании части 3 ст. 30, части 3 ст. 154, части 1, части 1., части 1.1. ст. 157 ЖК РФ, а так же приведенных выше пунктов 148(1), 148(4), 148 (11), 148 (16) «Правил предоставления коммунальных услуг…» она была обязана заключить договор на вывоз ТБО.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что истец не доказал факт предоставления услуг по вывозу ТБО, в связи с чем, заключение публичного договора с Репиной Е.А. ничем не подтверждено, и, кроме того, региональный оператор в <адрес> не осуществляет деятельность, в связи с чем, нормы, касающиеся этого оператора о порядке заключения договора на вывоз ТБО, не применимы к возникшему спору, нельзя признать обоснованными.
Пункт 5 ст. 153 ЖК РФ прямо определяет момент возникновения у собственника жилого помещения обязанности по оплате предоставляемых коммунальных услуг – с момента возникновения права собственности на жилище.
Отношения в области жилищного законодательства в части вывоза твердых коммунальных отходов взаимосвязаны с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно ст. 1 которой определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
По смыслу приведенных выше норм, данных в системной взаимосвязи, твердые коммунальные отходы являются продуктами жизнедеятельности человека и неизбежно образуются в процессе потребления. Поэтому наличие таких отходов у собственника, нанимателя жилого помещения, жилого дома предполагается, а приведенные выше положения регулируют лишь усредненные нормативы таких отходов на каждого человека и определяют исходя из этого тариф на оказание соответствующих услуг по обращению с коммунальными отходами.
Данные нормы законодательства закрепляют базовый принцип, что отходы потребления подлежат удалению, возлагая при этом такую обязанность на гражданина – собственника жилья, и при этом данная обязанность должна выполняться не любым, а именно предусмотренным законом способом.
Заключение гражданином, являющимся собственником помещения, договора на сбор и вывоз бытовых отходов со организацией, имеющей договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию отходов, или заключение договора непосредственно со специализированной организацией, является одним из возможных предусмотренных законом способов обеспечения соблюдения на принадлежащей ему на вещном праве территории (в помещении, доме, строении) природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, правовых норм в сфере благоустройства и, соответственно, жилищного законодательства.
Вопреки суждениям ответчика, самостоятельный вывоз твердых бытовых отходов на полигон либо место складирования бытовых отходов недопустим, поскольку деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является лицензируемой (часть ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
МУП «Мамское ЖКХ» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (л.д. 22).
Публичные оферты с договорами на оказание услуг по обращению с ТКО для физических и юридических лиц в соответствии с требованиями Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» размещены в сети «Интернет», а именно: на официальном сайте администрации Мамского городского поселения https://mamaslyuda.ru/, где опубликованы распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
По договору от ДД.ММ.ГГГГ заказчик – Администрация Мамского городского поселения поручил исполнителю – МУП «Мамское ЖКХ» осуществлять сбор, вывоз твердых бытовых отходов из контейнерных площадок механизированным способом по направлениям согласно приложению №, в котором определены 34 контейнерные площадки, в том числе по <адрес>, которая находится в непосредственной близости от жилого <адрес> в рп. Мама <адрес>.
Последнее обстоятельство, а именно наличие контейнерной площадки по указанному адресу, её доступность и возможность использования, при рассмотрении дела никем не оспаривалась.
Транспортировка собранных твердых коммунальных отходов в настоящее время осуществляется на находящийся в собственности Мамского городского поселения – учредителя МУП «Мамское ЖКХ» склад таких отходов, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Распоряжением Главы Мамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № предписано МУП «Мамское ЖКХ» производить оказание услуг по сбору, вывозу бытовых отходов и мусора на территории Мамского городского поселения до уведомления о начале работы Регионального оператора – ООО «РТ-НЭО Иркутск» по тарифам, установленным на ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, из информации этого регионального оператора следует, что по результатам конкурсного отбора Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес>, ООО «РТ-НЭО» наделено статусом Ргеионального оператора по обращению с ТКО и обладает исключительным правом на обращение с ТКО на территории <адрес> в Зоне 2 «Юг», к которой относится <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ услуга по обращению с ТКО на территории этого района не оказывалась в связи с отсутствием инфраструктуры.
Совокупность приведенных выше обстоятельств, в частности (а) предусмотренная частью 5 ст. 30, части 3 ст. 154, части 1.1. ст. 157 ЖК РФ, пунктами 148(1), 148(2), 148(4), 148 (11), 148 (16) «Правил предоставления коммунальных услуг…» обязанность собственника домовладения заключить договор со специализированной организацией на вывоз твердых коммунальных отходов, (б) установление действующего в Мамском городском поселении порядка сбора коммунальных отходов, мест их предварительного накопления (контейнерной площади в районе нахождения домовладения ответчика), наличия специализированной организации, имеющей лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности, (в) недопустимость самостоятельного, бездоговорного вывоза гражданином твердых коммунальных отходов, (г) доступность существующего расположения мест накопления твердых бытовых отходов в виде контейнерных площадок для использования жителям Мамаканского городского поселения, включая площадки в районе жилого <адрес> в рп. Мама, <адрес> котором принадлежащего Репиной Е.А., объективно подтверждает факт заключения ею публичного договора с МУП «Мамское ЖКХ» в силу конклюдентных действий в соответствии со ст. 426 ГК РФ.
Поэтому мировой судья правильно распределил обязанности по доказыванию по настоящему делу, сделав вывод о том, что ответчик не доказал как факт заключения договора с иной специализированной организацией по вывозу ТБО и осуществлении оплаты ему за оказанную услугу в спорном расчетном периоде, включая регионального оператора – ООО «РТ-НЭО», так и самостоятельного вывоза или утилизации твердых коммунальных отходов способом, не нарушающим приведенных выше норм санитарного законодательства.
Не было предоставлено таких доказательств в судебное заседание при рассмотрении настоящего дела.
Пунктом 6 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Однако в условиях фактического отсутствия осуществления деятельности регионального оператора на территории рп. Мама <адрес>, вывод о безусловном прекращении всех договоров у потребителей на вывоз ТБО, заключенных ранее с другими организациями, оказывающими такие услуги, в частности, с МУП «Мамское ЖКХ», означало бы невозможность сбора, вывоза твердых бытовых отходов из контейнерных площадок, его накопления. Это нарушало бы право граждан на благоприятную природную среду, гарантированное Конституцией РФ и принятым в обеспечение Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Эти цели в спорном правовом отношении являются наиболее значимыми.
При этом в настоящее время вывоз твердых бытовых отходов осуществляется МУП «Мамское ЖКХ» в место их предварительного накопления - находящийся в собственности Мамского муниципального образования склад твердых бытовых отходов, что допустимо в соответствии с требованиями части 1 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
С учётом изложенного, мировой судья, оценив исследованные по делу доказательства по правилам ст. ст. 67, 68 ГПК РФ, исходя из их относимости, допустимости и достаточности в их совокупности для разрешения спора, пришел к правильному выводу о доказанности факта заключения в соответствии с требованиями ст. ст. 438, 426 ГК РФ публичного договора на вывоз ТБО между исполнителем этой услуги - МУП «Мамское ЖКХ» и потребителем Репиной Е.А. в связи с совершением последней конклюдентных действий, со дня приобретения в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, рп. Мама <адрес>.
Такой договор, с учетом отсутствия осуществления деятельности региональным оператором в рп. Мама, применительно к положениям пункта 6 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 458-ФЗ, действовал в спорный период предоставления Репиной Е.А. со стороны МУП «Мамское ЖКХ» соответствующих услуг по вывозу ТБО в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ.
Отсутствие же договора, оформленного путём составления единого документа, подписанного сторонами, с учётом приведенных выше положений законодательства, не свидетельствует о его незаключенности или недействительности, а, следовательно, не влияет на вывод суда о возникновении у Репиной И.Е. обязанности оплатить фактически предоставляемые ей МУП «Мамским ЖКХ» коммунальные услуги по вывозу ТБО.
Расчет задолженности произведен мировым судьей правильно, на основании действовавших в спорном периоде тарифов, утвержденных Постановлением Главы Мамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из ставки 2,68 рубля за один кубометр в месяц в расчете на один квадратный метр площади жилого помещения.
Этот расчет ответчиком не был оспорен или опровергнут.
Применив срок исковой давности по заявлению ответчика, мировой судья обоснованно отказал МУП «Мамское ЖКХ» во взыскании с Репиной Е.А. задолженности за коммунальную услугу по вывозу ТБО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворив исковые требования частично, в сумме 2 461 рубль 28 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не смотря на то, что в судебном заседании представитель МУП «Мамское ЖКХ» заявил отказ от исковых требований в части взыскания долга за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 486 рублей 80 копеек, однако такой отказ не был принят мировым судьей, производство не было прекращено, а было отказано в части иска, не является основанием к отмене решения.
В абзаце 2 пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» внимание судов обращено на недопустимость включения в резолютивную часть решения выводов суда по той части исковых требований, по которым не принимается постановление по существу (статьи 215, 216, 220-223 ГПК РФ). Эти выводы излагаются в форме определений (статья 224 ГПК РФ), которые должны выноситься отдельно от решений.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что включение указанных выводов в решение само по себе не является существенным нарушением норм процессуального права и не влечет по этому основанию его отмену в кассационном (апелляционном) и надзорном порядке.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (часть 6 ст. 330 ГПК РФ).
При рассмотрении дела мировым судьей не допущено иных нарушений норм процессуального законодательства, в связи с чем, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене или изменению решения суда, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, установленные на основании исследованных и оцененных в судебном заседании доказательств, суд находит, что решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № по <адрес> мирового судьи судебного участка № <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску МУП «Мамское жилищно-коммунальное хозяйство» к Репиной Е.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Репиной Е.А. – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № по <адрес> мирового судьи судебного участка № <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Муниципального унитарного предприятия «Мамское жилищно-коммунальное хозяйство» к Репиной Елене Александровне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Репиной Елены Александровны – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд в порядке и сроки, предусмотренные ст. ст. 376-378 ГПК РФ.
Судья: Э.С. Ермаков