Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-89/2012 (2-2077/2011;) ~ М-2654/2011 от 01.11.2011

       К делу №2-89/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Крымск                                                                           «18» января 2012 года.

         Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                                            Копаевой Т.Н.,

при секретаре                                           Кривопуск Л.А.,

с участием помощника Крымского межрайонного прокурора Шаенко Е.А., представителя ответчика - администрации муниципального образования Крымский район Нестеренко Н.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков - Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Крымский район, Печерица Ю.Н., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора, в интересах Костенко Евгения Романовича к администрации муниципального образования Крымский район, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Крымский межрайонный прокурор в интересах Костенко Е.Р. обратился в Крымский районный суд с иском к администрации муниципального образования Крымский район, и Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Костенко Е.Р. о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Костенко Евгений Романович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании постановления главы МО Крымский район Краснодарского края от 25.11.2010 года поставлен в общую очередь и льготную очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на льготном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, до настоящего времени Костенко Е.Р. не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался. Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года за №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с законодательством Краснодарского края путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, в связи с чем, просит суд обязать администрацию муниципального образования Крымский район и Департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Костенко Е.Р. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм.

В ходе рассмотрения дела по существу прокурор изменил свои исковые требования, просил обязать администрацию муниципального образования Крымский район предоставить Костенко Е.Р. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм за счет средств бюджета Краснодарского края в виде субвенций, а также обязать Департамент семейной политики Краснодарского края обеспечить выполнение администрацией муниципального образования Крымский район полномочий по предоставлению жилого помещения в городе Крымске Краснодарского края Костенко Е.Р..

В судебном заседании помощник Крымского межрайпрокурора Шаенко Е.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

В судебном заседании Костенко Е.Р. поддержал заявленные Крымским межрайонным прокурором требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Крымский район, Нестеренко Н.А. исковые требования не признала, пояснив, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Им делегированы государственные полномочия в этой сфере, однако они могут предоставлять жилье детям-сиротам только в рамках субсидий поступающих от администрации Краснодарского края на эти цели. Они несут ограниченную ответственность в пределах выделенных субвенций.

Представитель ответчика - Департамента семейной политики по Красно-дарскому краю в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении судебной телеграммы. Сведений о причинах неявки и доказательств уважительности этих причин суду не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил. Руководствуясь ч.4 ст.167 ГПК РФ суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика Департамента семейной политики по Краснодарскому краю, признав причины его неявки неуважительными.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков - Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в судебное заседание не явился. В отзыве, представленном в суд, просит в удовлетворении исковых требований отказать, а также рассмотреть дело в его отсутствие. Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков - Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков - Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Крымский район, Печерица Ю.Н. в судебном заседании поддержала возражения администрации муниципального образования Крымский район по заявленному Крымским межрайонным прокурором иску, считая, что Костенко Е.Р., в интересах которого заявлены исковые требования, имеет право на обеспечение жилым помещением, но только по мере поступления субвенций из краевого и федерального бюджетов, и в порядке очередности.

Выслушав помощника Крымского межрайпрокурора Шаенко Е.А., истцаКостенко Е.Р., представителя ответчика - администрации муниципального обра-зования Крымский район Нестеренко Н.А., представителя третьего лица - Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Крымского района Печерица Ю.Н., огласив отзыв, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании установлено, что Костенко Е.Р. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года, что подтверждается постановлением главы администрации муниципального образования Крымский район от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенным к материалам гражданского дела.

Его право на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с Законом № 159-ФЗ ответчиками не оспаривается.

Исходя из пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», во взаимосвязи следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В Краснодарском крае 15 декабря 2004 года принят Закон за №805-КЗ                    «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в социальной сфере», в абз. 8 п.1 ст.1 которого установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения лицам, из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей лежит на администрации муниципального образования Крымский район, поэтому требования прокурора, предъявленные к администрации муниципального образования Крымский район являются обоснованными и законными.

Вместе с тем, реальное осуществление делегированных администрации муниципального образования Крымский район полномочий возможно только при наличии необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, предоставляемых из краевого бюджета (ст. 132 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 13 Закона № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в социальной сфере» контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется органами государственного финансового контроля Краснодарского края и уполномоченными органами исполнительной власти Краснодарского края в области образования, в области опеки, попечительства и семейной политики, в области здравоохранения, в области физической культуры и спорта в установленном порядке.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1265 утверждено положение «О Департаменте семейной политики Краснодарского края», в пункте 1.1. которого указано, что Департамент семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Красно-дарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики в Краснодарском крае.

В функции Департамента семейной политики помимо прочих входят:

- координация деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края и подведомственных им учреждений, а также органов местного самоуправления в вопросах реализации государственной семейной политики на территории Краснодарского края и осуществления деятельности по опеке и попечительству, в части переданных полномочий (п.3.2);

- в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края обеспечение финансирования органов местного самоуправления, реализующих переданные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в муниципальных образованиях края (п.3.20);

- осуществление контроля за проведением мероприятий, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность (п. 3.26).

Следовательно, реализация прав лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения напрямую зависит, как от органов местного самоуправления, которые в соответствии с законом Краснодарского края от 3.06.2009 года -КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставляют указанной категории лиц жилые помещения по договору социального найма за счет краевого бюджета, так и соответствующего органа исполнительной власти Краснодарского края - Департамента семейной политики, который обязан обеспечить выполнение отдельных государственных полномочий, переданных администрации муниципального образования Крымский район в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, однако своих функций на достаточном уровне не выполняет.

При таких обстоятельствах, прокурором обоснованно предъявлены требования, как к органу местного самоуправления, так и к органу исполнительной власти субъекта РФ, которые при таких обстоятельствах, должны нести солидарную ответственность перед лицами, в интересах которых предъявлен иск по реализации их жилищных прав, предусмотренных законом.

Суд, в соответствии с позицией Верховного суда РФ, отраженной в обзоре судебной практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», критически относится к доводам представителя администрации муниципального образования Крымский район, который при рассмотрении дела, указывал на то, что Костенко Е.Р. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений администрации муниципального образования Крымский район, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                       РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 21.02.2012░.

                     

2-89/2012 (2-2077/2011;) ~ М-2654/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Крымский межрайонный прокурор в итнересах Костенко Евгения Романовича
Костенко Евгений Романович
Ответчики
Администрация Краснодарского края
Администрация МО Крымский район
Другие
Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Крымский район
Суд
Крымский районный суд Краснодарского края
Судья
Копаева Тамара Николаевна
Дело на сайте суда
krimsk--krd.sudrf.ru
01.11.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2011Передача материалов судье
01.11.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2011Подготовка дела (собеседование)
14.11.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.12.2011Предварительное судебное заседание
10.01.2012Предварительное судебное заседание
18.01.2012Судебное заседание
23.01.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее