именем Российской Федерации
с. Бердюжье Тюменской области 14 марта 2013 года Мировой судья судебного участка № 1 Бердюжского района Тюменской области Милевских И.А., при секретаре Симоновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой <ФИО1> к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области» о взыскании компенсационных выплат,
У С Т А Н О В И Л:
Васильева <ФИО1> обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области» о взыскании компенсационных выплат, в обоснование своих требований указала, что в период с 1984 года по 2011 год она работала лаборантом бактериологической лаборатории в филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменскойобласти в Бердюжском, Казанском, Сладковском районах». В соответствии с Постановлением РФ от 17.10.2011 года № 839 на нее распространяется право на ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 руб. Меры данной социальной поддержки, предусмотренные постановлением Правительства РФ, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам состоящим в штате и продолжающим работать по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, а так же в случае их увольнения до <ДАТА3> В настоящее время продолжает работать в указанной должности. Пунктом 2 постановления Правительства РФ установлено, что медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения, в случае, если они имели право по состоянию на <ДАТА4> на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, единовременная денежная выплата будет осуществлена в 2012 году за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с <ДАТА5> по <ДАТА6> из расчета 433 руб. в месяц за 2005 год; 565 руб. в месяц за 2006 год; 641 руб. в месяц за 2007 год; 706 руб. в месяц за 2008 год; 878 руб. в месяц за 2009 год; 981 руб. в месяц за 2010 год; 1103 руб. в месяц за 2011 год. Ответчик выплатил денежную компенсацию за период с <ДАТА7> по март 2007 года включительно. За период с <ДАТА8> по <ДАТА9> выплаты ответчиком не были произведены. <ДАТА10> ею была направлена в адрес ответчика письменная претензия о выплате причитающихся компенсационных выплат в размере 25243 руб. 95 копеек за период с <ДАТА11> по <ДАТА12>, однако денежные средства выплачены не были. Просит суд взыскать с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области» компенсационные выплаты в размере 25243 руб. 95 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 957 руб. 32 коп.
Истец Васильева Л.И. в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении на исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила рассмотреть дело в ее отсутствии (л.д. 30).
Представитель ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» Грибач М.А., действующая на основании доверенности от 01 августа 2012 года (л.д. 32) в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя, в письменном отзыве исковые требования не признала, просила суд отказать в заявленных требованиях (л.д. 33-34). Привлеченный по делу в качестве третьего лица представитель Управления социальной защиты населения Бердюжского района в судебное заседание не явился о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, вынесение решения оставляет на усмотрение суда (л.д. 35). В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон. Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные доказательства в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу 8 мая 2003 г.). Пунктом 10 этого постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости. 19 августа 1993 г. вступили в силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (утратили силу 1 января 2012 г.), ст. 63 которых в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (ч. 2). П. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ в ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, ч. 2 данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в нее была введена ч. 4, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. С 1 января 2005 года установленный ранее порядок реализации права медицинских работников на получение натуральных льгот не подлежал применению ввиду утраты силы регламентировавших его нормативных актов. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки. Так, в постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. В соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12 июля 2006 года № 375-О, от 4 декабря 2007 года № 947 -О-П, от 7 февраля 2008 года № 383-О-П, закрепленной в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 -ФЗ - правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 названного Федерального закона не предполагает отмены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления, освещения). Приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно - коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечить предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.Жилищный кодекс Российской Федерации, равно как и другое федеральное законодательство, в настоящее время не предусматривает право на предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением специалистам учреждений (организаций) здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности.
Согласно ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсации, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленных данными федеральными законами и иными нормативными актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. 17 октября 2011 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" которым был установлен механизм компенсации ранее предоставлявшихся социальных льгот путем единовременной выплаты, а также ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений и отопления. Согласно п. 2 вышеуказанного постановления предусмотрено осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 г.) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 г. на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году. Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2011 г. N 1556ан/174н. В соответствии с п. 10 указанного приказа единовременная денежная выплата, начисленная за отработанное в учреждении время в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года, производится учреждением способом, указанным работником в заявлении, в течение двух месяцев, со дня подачи заявления с документами. На основании п. 4 вышеуказанного приказа, единовременнаяденежная выплата работникам назначается по месту их работы в учреждениях.
В судебном заседании установлено, что Васильева <ФИО1> была переведена в СЭС на должность бак лаборанта в порядке перевода <ДАТА32> <ДАТА33> Бердюжская районная санэпидстанция реорганизована в районный центр госсанэпиднадзора. <ДАТА34> переименован в ГУ « Центр госсанэпиднадзора в Бердюжском районе». <ДАТА35> учреждение реорганизовано путем слияния центров госсанэпиднадзора в Тюменской области в филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области в Бердюжском и Армизонском районах». <ДАТА36> переведена на должность лаборанта бактериологической лаборатории. <ДАТА37> учреждение реорганизовано в филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области в Бердюжском, Казанском, Сладковском районах». <ДАТА38> переименован в филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области в Бердюжском, Казанском, Сладковском районах». В настоящее время работает в той же должности (л.д. 10-13).
Данные факты подтверждаются записями в трудовой книжке Васильевой Л.И. и не оспаривались ответчиком.
Установлено, что за период с <ДАТА7> по март 2007 года истцу выплачена единовременная денежная компенсация по оплате жилых помещений, отопления и освещения на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011- г. № 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в остальной части, за период с 01.04.2007 г. по 31.12.2011 г. ей отказано в выплате в связи с тем, что истец в указанный период использовала указанное право, как «ветеран труда» через органы социальной защиты.
Управлением социальной защиты населения Бердюжского района Департамента социального развития Тюменской области представлена справка от <ДАТА40> <НОМЕР>, из которой следует, что за период с <ДАТА41> и по <ДАТА42> Васильева Л.И. пользовалась правом на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% от установленных тарифов по категории « ветеран труда». В период с <ДАТА7> по <ДАТА43> указанные меры не предоставлялись.
Исследованными в судебном заседании справками, выданными Управлением социальной защиты населения Бердюжского района Департамента социального развития Тюменской области от <ДАТА40> подтверждается, что истец Васильева Л.И.в период с <ДАТА8> по <ДАТА44> получала компенсацию стоимости оплаты жилья, коммунальных услуг и топлива по единому основанию в размере 50%. За период с <ДАТА8> по <ДАТА9>а компенсация составила на общую сумму 24541 рублей 05 копеек (л.д.19-21).
Руководствуясь принципом недопустимости ухудшения уже установленного уровня социальной защиты, суд приходит к выводу, что ранее приобретенная истцом социальная льгота не была им утрачена.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В письменном отзыве представитель ответчика Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области» просил в иске отказать, поскольку единовременная денежная выплата не предоставляется работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (л.д.33-34).
Суд полагает, что ответчиком не представлены доказательства в обоснование своих возражений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки с начала работы в учреждении ответчика в виде единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время с <ДАТА11> по <ДАТА6>, с учетом выплаченных ей сумм по категории «Ветеран труда», которая предусматривает пятидесятипроцентную льготу, а как медицинский работник Васильева Л.И. имеет право на 100%.
Сумма выплаты за указанный период определенная истцом в размере 25243 рубля 95 копеек, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Исходя из размера выплат, определенного в п.2 указанного выше постановления Правительства РФ от 17.10.2011 года № 839, и фактически отработанного истцом периода в федеральном учреждении государственной системы здравоохранения:
за 2007 г.: 9 месяцев х 641 руб. = 5769 рублей;
за 2008 г.: 12 месяцев х 706 руб. =8472 рублей;
за 2009 г.: 12 месяцев х 878 руб. =10536 рублей;
за 2010 г.: 12 месяцев х 981 руб. = 11772 рублей;
за 2011г.: 12 месяцев х 1103 руб. = 13236 рублей, итого, сумма составляет 49785 рублей, с учетом выплаченных компенсаций в размере 50% Управлением социальной защиты населения Бердюжского района на общую сумму 24541 рублей 05 копеек, сумма подлежащая взысканию с ответчика составляет 25243 рублей 95 копеек. (49785 руб. - 24541 руб. 05 коп. =25243 рублей95 коп.) Данный расчет ответчиком не оспорен и признается судом правильным.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При подаче искового заявления истцом было уплачено 957 рублей 32 копеек. Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать в возмещение расходов по оплате госпошлины 957 рублей 32 копейки, уплаченных при подаче заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, мировой судья
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Васильевой <ФИО1> к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области» о взыскании компенсационных выплат удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области», расположенного по адресу: <АДРЕС>, в пользу Васильевой <ФИО1> единовременную денежную выплату, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011г. № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 г. медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях», в размере 25243 (двадцать пять тысяч двести сорок три) рубля 95 копеек, а также в возмещение расходов по оплате госпошлины в сумме 957 рублей 32 копейки, всего в сумме 26201 (двадцать шесть тысяч двести один) рублей 27 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Бердюжский районный суд Тюменской области через мирового судью.
Мировой судья И.А. Милевских