Дело № 2-527/2023 |
УИД 02RS0006-01-2023-000692-95 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Улаган |
10 мая 2023 года |
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Палагина А.В., при секретаре Чугуловой А.Ю., без участия лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попошева Леонида Владимировича к администрации МО «Улаганский район», Минрегионразвития РА о постановке на учёт в сводных списках граждан имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья с первоначальной даты подачи заявления,
УСТАНОВИЛ:
Попошев Л.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Улаганский район», Минрегионразвития РА, просил обязать ответчиков поставить его на учёт в сводном списке граждан Республики Алтай, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья с даты первоначального обращения 27.12.2011 года, в категорию «работающие».
Исковые требования мотивированы тем, что 27.12.2011 года истец обратился в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о постановке на учёт граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категорию «работающие», с приложением необходимых документов. В список его включили с 10.01.2012 года, что считает необоснованным и нарушает очередность получения жилищной субсидии.
Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела Попошев Л.В., Попошева С.М., Попошева П.Л., Попошева А.Л., Попошев А.Л., представители администрации МО «Улаганский район», Минрегионразвития РА в судебное заседание не явились, отложить рассмотрение дела не просили, уважительных причин неявки не представили. В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
В письменном отзыве представитель Минрегионразвития РА просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что до принятия регионального закона, в 2011 году районная администрация не обладала полномочиями по регистрации и первичному учёту граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из содержания преамбулы, ст.ст. 1-4, 7, 10 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее также - Федеральный закон от 25.10.2002 года № 125-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент подачи Попошевым Л.В. заявления о постановке на учет и регистрации) следует, что федеральный законодатель наделяет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 года, равным правом на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, одинаково определяет условия возникновения этого права и порядок его реализации.
Категории получателей жилищной субсидии выделены в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ при определении очередности предоставления социальной выплаты по принципу нуждаемости в повышенной социальной защите (инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; пенсионеры; граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; пенсионеры граждане).
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
При этом государственная поддержка по обеспечению жильем указанных в настоящей статье категорий граждан предоставляется в соответствии с действующим законодательством в форме государственных жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета, участие в подпрограмме является добровольным и носит заявительный характер.
Статьями 3, 8, 10 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ определено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – Положение о регистрации). Закреплено, что регистрация и учет граждан, имеющих названные права, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2). Органы исполнительной власти субъектов России осуществление данных полномочий могут передавать в соответствии с законодательством Российской Федерации органам местного самоуправления (пункт 3). Решение о постановке на учет или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления, то есть в соответствии с действующим на территории субъекта Российской Федерации порядком (пункты 8, 12). Одновременно с постановкой на учет формируются списки по категориям граждан: инвалиды, пенсионеры, пенсионеры и т.д. (пункт 17). Органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 19). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 Положения, и ежегодно, до 1 марта, представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведения о количестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с вышеупомянутыми федеральными законами (п.п. 24, 27 Положения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 года № 561) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее – Правила выпуска сертификатов).
Пунктом 19 Правил выпуска сертификатов, начиная с 13.04.2006 года предусмотрено, что граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для участия в основном мероприятии подают в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат) следующие документы: заявление об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1(1) с приложением документов (выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 01.01.1992 года; выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (за исключением пенсионеров); копия пенсионного удостоверения и справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - для пенсионеров; справка учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, в установленном ими порядке формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (пункт 29 Правил).
Таким образом, права и обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере определены на федеральном уровне: данные органы утверждают сводный список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, формируют сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, а также сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году.
Судом установлено, что 27.12.2011 года Попошев Л.В. обратился в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением в произвольной форме и заявлением-рапортом о постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «работающие» с составом семьи шесть человек, включая себя, супругу и детей, с приложением предусмотренных п. 9 Положения о регистрации документов.
В материалах учётного дела имеются заявление по форме согласно приложению № 1, датированное 27.12.2011 года; копии документов, удостоверяющих личность заявителя; справка о занимаемом жилом помещении от 12.10.2011 года; копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях от 23.12.2010 года № 58-с, копия трудовой книжки, заверенная нотариусом 20.12.2011 года.
Из указанных документов следует, что Попошев Л.В. родился, проживал и работал в Улаганском районе, по состоянию на 27.12.2011 года имел стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, более 15 лет, в настоящее время проживает <адрес>, прав на недвижимое имущество, расположенное за пределами Улаганского района заявитель Попошев Л.В. и члены его семьи ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО7, ФИО7, не имели.
Таким образом, учитывая доводы истца, а также даты выдачи (исходящие реквизиты) документов о стаже работы, о составе семьи, о правах на недвижимость, суд приходит к выводу, что Попошев Л.В. обратился по месту своего жительства в орган местного самоуправления - администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о регистрации и постановке на первичный учет 27.12.2011 года.
Из решения жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» от 17.12.2012 года№ 16 и постановления администрации МО «Улаганский район» от 21.12.2012 года № 765 следует, что Попошев Л.В. поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в категорию «работающие» с 10.01.2012 года (п. 35 решения комиссии и п. 35 Постановления), что нарушает принцип очередности предоставления жилищных субсидий, предусмотренный ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ.
Изучение журнала регистрации заявлений граждан на получение жилищной субсидии для приобретения жилья администрации МО «Улаганский район» свидетельствует о том, что за исключением периода с 01.01.2010 года по 31.12.2011 года администрации МО «Улаганский район» осуществляла, и в настоящее время осуществляет учёт и регистрацию граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, а 10.01.2012 года зарегистрировано 62 заявления от граждан о постановке на первичный учёт.
В судебном заседании установлено, что основанием для приостановления первичного учёта в администрации МО «Улаганский район» в период с 01.01.2010 года по 31.12.2011 года послужило представление и.о. прокурора Улаганского района Республики Алтай от 15.12.2009 года № 7-4-2009, по мнению которого, с 1996 года постановка на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, осуществлялась администрацией МО «Улаганский район» в нарушение ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, п. 2 Положения о регистрации.
В силу ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ, государственное полномочие - постановка на учет граждан является отдельным государственным полномочием субъекта РФ, соответственно субъект РФ вправе в установленном порядке наделить соответствующие органы местного самоуправления отдельным государственным полномочием.
Пунктами 3, 7 Положения о регистрации (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 года № 780) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно ст.ст. 1, 2, 12 Закона Республики Алтай от 04.06.2012 года № 31-РЗ органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий со дня вступления закона в силу 22.06.2012 года.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Минрегионразвития РА не представило сведений о том, что в течении 2010 – 2011 г.г. жители Улаганского района могли реализовать свое право на получение жилищных субсидий при выезде из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, путем обращения с заявлением о постановке на учёт непосредственно в органы исполнительной власти Республики Алтай.
Таким образом, судом установлено, что до вступления в силу Закона Республики Алтай от 04.06.2012 года № 31-РЗ в Улаганском районе Республики Алтай не были реализованы государственные полномочия по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В этой связи суд приходит к выводу, что отсутствие на момент обращения Попошева Л.В. с заявлением о постановке на учёт Закона Республики Алтай от 04.06.2012 года № 31-РЗ, не может являться основанием для ограничения, предусмотренного Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ права граждан на получение жилищной субсидии при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при соблюдении предусмотренных законом условий. Отсутствие возможности реализовать свое право по месту жительства в органах местного самоуправления или непосредственно в органах исполнительной власти субъекта РФ не может являться основанием для ограничения права Попошева Л.В. на получение жилищной субсидии с даты подачи заявления, то есть с 27.12.2011 года.
В этой связи суд приходит к выводу, что регистрация и постановка на учёт Попошева Л.В. с 10.01.2012 года нарушает право истца на получение социальной выплаты в порядке очередности, которая определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Попошева Л.В. и наличии правовых оснований для удовлетворения искового заявления в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 0402002696), ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ (0411058173) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 27.12.2011 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░ |