Дело №12-75/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
15 мая 2020 года г. Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Семёнова Л.Л., рассмотрев жалобу Коворова Евгения Санджиевича на постановление врио начальника Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия Яванова М.М. от 02 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Коворова Евгения Санджиевича,
у с т а н о в и л:
постановлением врио начальника Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия Яванова М.М. от 02 марта 2020 года Коворов Е.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.23 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Элистинский городской суд Республики Калмыкия, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, Коворов Е.С. поставил вопрос об отмене вышеуказанного постановления, прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что в нарушение требований КоАП РФ он не был извещен должностным лицом о дате и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, копию данного протокола об административном правонарушении не получал. Кроме того, указал, что не был извещен о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.23 КоАП РФ, что повлекло нарушение его права на защиту. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.23 КоАП РФ, поскольку от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования он не уклонялся, неоднократно являлся для заключения данного договора в газоснабжающую организацию, специалисты которой ему поясняли, что указанный договор заключается по месту жительства, необходимо ожидать работника газоснабжающей организации. Однако работники этой организации для заключения договора либо осуществления проверки газового оборудования к нему не явились.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, Коворов Е.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не явился, в телефонограмме, адресованной суду, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие, доводы жалобы поддержал, просил суд отменить обжалуемое постановление, прекратить производства по делу об административном правонарушении в отношении него в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Учитывая указанное, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, в силу ст.25.1 КоАП РФ.
Представитель Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия Докаева О.Л., ведущий специалист Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия Авганова Б.В., являющаяся должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, указали на законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, просили оставить его без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч.1 ст.1.5 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.2 ст.9.23 КоАП РФ уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации») определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.
Абзацем 3 ст.2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» определено, что газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований (ст.3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»).
В силу ст.8 названного Федерального закона к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относятся разработка и принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в области газоснабжения.
Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила пользования газом).
Согласно пункту 16 указанных Правил пользования газом техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В силу пункта 17 Правил пользования газом заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутриквартирного газового оборудования является собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» определено, что внутриквартирное газовое оборудование - это газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа; абонент – это сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 21 указанных Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Из материалов дела следует, что 26 декабря 2019 года в адрес Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия поступило заявление начальника юридического отдела акционерного общества «Газпром газораспределение Элиста» ФИО1 о привлечении собственника помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.9.23 КоАП РФ. Заявление мотивировано тем, что по данному адресу установлено следующее газопотребляющее имущество: плита газовая четырехгорелочная, водонагревательный прибор газа, АГВ. Акционерным обществом «Газпром газораспределение Элиста» на основании ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется поставка природного газа по указанному адресу, однако собственники от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования уклоняются.
Как следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, с 15 октября 2015 года принадлежит на праве совместной собственности Коворову Е.С. и ФИО2.
Судом установлено, что по данному адресу в акционерном обществе «Газпром газораспределение Элиста» зарегистрирован лицевой счет №<данные изъяты> на Коворова Е.С. По состоянию на 18 декабря 2019 года по указанному адресу акционерным обществом «Газпром газораспределение Элиста» поставляется природный газ, помещение подключено к газораспределительной сети.
Согласно справке акционерного общества «Газпром газораспределение Элиста» №15 от 20 декабря 2019 года по указанному адресу: <данные изъяты>, установлено следующее газоиспользующее оборудование: 1 колонка (вид – водонагревательный прибор газа); 1 котел (вид – аппарат газовый водонагревательный); 1 плита (вид – плита газовая четырехгорелочная).
05 марта 2019 года акционерное общество «Газпром газораспределение Элиста» письменно уведомило абонента Коворова Е.С. о необходимости заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования со специализированной организацией и предоставлении копии данного договора газоснабжающей организации, а также уведомило абонента о том, что вправе приостановить подачу газа в связи с отсутствием указанного договора не ранее, чем через 20 календарных дней после направления настоящего уведомления.
Данное уведомление было получено абонентом Коворовым Е.С. путем почтовой связи 26 марта 2019 года, о чем свидетельствует его личная подпись на почтовом уведомлении. Однако, как следует из заявления акционерного общества «Газпром газораспределение Элиста» от 25 декабря 2019 года по состоянию на указанную дату договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования данным абонентом не заключен и не представлен газоснабжающей организации.
Установив в бездействии Коворова Е.С. факт уклонения в нарушение требований, установленных подпунктом «к» пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, должностное лицо – ведущий специалист инспекционного отдела Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия Авганова Б.В. 11 февраля 2020 года составила в отношении Коворова Е.С. протокол №11/7 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Коворова Е.С. постановлением должностного лица - врио начальника Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия Яванова М.М. от 02 марта 2020 года к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении №11/7 от 11 февраля 2020 года в отношении Коворова Е.С.; заявлением начальника юридического отдела акционерного общества «Газпром газораспределение Элиста» ФИО1 о привлечении Коворова Е.С. к административной ответственности; справкой акционерного общества «Газпром газораспределение Элиста» №15 от 20 декабря 2019 года; Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 12 декабря 2019 года, полученной через ФГИС ЕГРН; копией уведомления акционерного общества «Газпром газораспределение Элиста» от 05 марта 2019 года; копией почтового уведомления о получении уведомления акционерного общества «Газпром газораспределение Элиста» от 05 марта 2019 года.
Все вышеуказанные доказательства обоснованно признаны должностным лицом достаточными для разрешения дела по существу, указанные доказательства оценены им на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в совокупности объективно свидетельствуют о виновности Коворова Е.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.23 КоАП РФ.
Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, Коворова Е.С. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, поскольку он неоднократно являлся в акционерное общество «Газпром газораспределение Элиста» с целью заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, где ему разъясняли о необходимости заключения такого договора по месту его жительства, суд считает необоснованными.
Так, в силу пункта 18 Правил пользования газом для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заявитель, имеющий намерение выступить заказчиком по этому договору, направляет в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме.
Между тем из содержания жалобы Коворова Е.С. на постановление должностного лица о привлечении его к административной ответственности следует, что с такой заявкой (офертой) в письменной форме Коворов Е.С. в специализированную организацию не обращался, доказательств обратного последний ни суду, ни должностному лицу не представил.
Доводы жалобы о том, что Коворов Е.С. не был извещен должностным лицом о дате и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, копию данного протокола об административном правонарушении не получал, а также не был извещен о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.23 КоАП РФ, в отношении него суд считает необоснованными и опровергающимися материалами дела.
В соответствии с положениями ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1) Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6).
Согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частями 1 и 2 ст.25.5 КоАП РФ предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343 (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Согласно пункту 34 Приказа Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 23 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
Из материалов дела следует, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом Коворов Е.С. был уведомлен путем направления по адресу его места жительства соответствующих извещений заказным письмом с уведомлением о вручении, однако соответствующие отправления адресату вручены не были, в связи с чем возвращены должностному лицу, что подтверждено данными внутрироссийского почтового идентификатора, размещенными на официальном сайте ФГУП «Почта России» - pochta.ru (извещение от 16 января 2020 года исх.№64-ИГЖН о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (<данные изъяты>); повторное извещение от 30 января 2020 года исх.№180-ИГЖН о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (<данные изъяты>); копия протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.23 КоАП РФ, в отношении Коворова Е.С. и извещение от 11 февраля 2020 года №334-ИГЖН о рассмотрении дела об административном правонарушении были направлены ему сопроводительным письмом от 12 февраля 2020 года, однако также вручены не были, в связи с чем возвращены должностному лицу в связи с истечением срока хранения (почтовый идентификатор <данные изъяты>).
Таким образом, извещение Коворова Е.С. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела является надлежащим. Должностным лицом были соблюдены требований КоАП РФ, созданы необходимые условия для реализации лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, права на защиту и непосредственное участие при рассмотрении дела.
Административное наказание должностным лицом назначено Коворову Е.С. в пределах санкции ч.2 ст.9.23 КоАП РФ, а также с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел в области нарушения законодательства Российской Федерации о газоснабжении, который составляет один год со дня совершения административного правонарушения (дня обнаружения).
Нарушений норм материального права при вынесении обжалуемого постановления о назначении административного наказания не допущено. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
постановление врио начальника Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия Яванова М.М. от 02 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Коворова Евгения Санджиевича, - оставить без изменения, жалобу Коворова Евгения Санджиевича - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения суда через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Судья Л.Л. Семёнова