2-656/19 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
01 августа 2019 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием истца Осипова В.В., представителя ответчика, третьего лица Морозовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осипова Валерия Владимировича к начальнику ЗП №1 филиала МЧ-4 Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть №11 Федеральной службы исполнения наказаний" Имадаевой Ирине Владимировне, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть №11 Федеральной службы исполнения наказаний" о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Осипов В.В. обратился в суд с иском к начальнику ЗП №1 филиала МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Имадаевой И.В. о взыскании компенсации морального вреда в сумме (сумма)., ссылаясь на то, что ответчик разгласила сведения об имеющихся у него хронических заболеваниях, составляющих врачебную тайну, сотрудникам ЕПКТ ФКУ ИК-31, которые использовали полученные сведения для шуток над ним, что причиняло ему нравственные страдания.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено – ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в качестве третьего лица – ФСИН России.
Возражая против удовлетворения иска, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в письменном отзыве указало, что сведения о заболеваниях истца медицинскими работниками учреждения не разглашались.
В судебном заседании истец настаивал на предъявленных требованиях и пояснил, что Имадаева И.В. проводила медицинский прием в присутствии сотрудников ФКУ ИК-31, которым стали известны сведения о состоянии его здоровья.
Представитель ответчика, одновременно представляющая интересы третьего лица, в заседании суда иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном возражении.
Заслушав участников, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как отмечается в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с раскрытием врачебной тайны.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Согласно ч.2 ст.13 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, не допускается, а соблюдение врачебной тайны является одним из принципов охраны здоровья граждан (п.9 ст.4 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ").
Установлено, что Осипов В.В., начиная с 21.09.2016, отбывает наказание в виде лишения свободы в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК и состоит в филиале МЧ №4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России на диспансерном учете по имеющимся заболеваниям.
В силу положений ч.1 ст.26 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в соответствии с законодательством РФ. Порядок организации оказания медицинской помощи таким лицам, устанавливается законодательством РФ, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.7 ст.26 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ").
Указанный Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержден приказом Минюста РФ от 28.12.2017 №285 (далее – Порядок).
Согласно п.8 Порядка первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается осужденным в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в ЕПКТ, при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта).
В соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Минюста России от 13.07.2006 №252-дсп в целях обеспечения личной безопасности медицинских работников прием осужденных осуществляется в присутствии сотрудника администрации исправительного учреждения.
Таким образом, доводы истца о нарушении его прав фактом присутствия сотрудников ФКУ ИК-31 при оказании ему первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, являются несостоятельными,
Исходя из положений ст.ст.151, 1064 ГК РФ, лицо, требующее возмещения морального вреда, обязано доказать наступление такого вреда, то есть представить доказательства, подтверждающие факт физических или нравственных страданий, факт противоправности действий ответчика, а также причинную связь между данными фактами. В свою очередь, обязанность доказать отсутствие вины в причинении вреда лежит на ответчике.
В нарушение ст.56 ГПК РФ истцом не предоставлено суду доказательств подтверждающих как наличие факта раскрытия ответчиком врачебной тайны, так и наличие у истца нравственных страданий, а также причинной связи между данными фактами.
Согласно выписке из амбулаторной карты хронические заболевания возникли у Осипова В.В. до прибытия в ЕПКТ ФКУ ИК-31, в период отбывания наказания в ЕПКТ ФКУ ИК-31 истец неоднократно направлялся на лечение в медицинские учреждения УИС, следовательно, о наличии у Осипова В.В. хронических заболеваний сотрудникам ЕПКТ ФКУ ИК-31 было известно в силу исполнения ими служебных обязанностей, что не может быть квалифицировано как раскрытие врачебной тайны.
Учитывая, что противоправность, наличие вреда и прямой причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступлением вреда являются обязательными условиями привлечения виновного лица к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда другому лицу, а в данном случае этого не установлено, то оснований для возложения на ответчиков обязанности по компенсации морального вреда, причиненного Осипову В.В., не имеется, в связи с чем, иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Осипова Валерия Владимировича к начальнику ЗП №1 филиала МЧ-4 Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть №11 Федеральной службы исполнения наказаний" Имадаевой Ирине Владимировне, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть №11 Федеральной службы исполнения наказаний" о взыскании компенсации морального вреда, причиненного разглашением врачебной тайны – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
|
|
|
|
судья |
А.Е. Ермаков |
|
|
|