Дело № 21-9/2024
Судья: Паймин А.А.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
16 января 2024 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу (с учетом дополнений) директора ООО «Канашское ДРСУ» Николаева В.А. на постановление старшего государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Чувашской Республики МТУ Ространснадзора по ПФО № от 11 октября 2023 года и решение судьи Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 7 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Канашское ДРСУ»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Чувашской Республики МТУ Ространснадзора по ПФО № от 11 октября 2023 года ООО «Канашское ДРСУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 7 ноября 2023 года постановление должностного лица изменено, размер назначенного штрафа снижен до 200 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, директор Общества Николаев В.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, ссылаясь на их незаконность.
В обоснование жалобы указывает, что довод о наличии колейности на дорожном покрытии судом не проверен;при взвешивании транспортного средства были нарушены требования Руководства по эксплуатации комплекса «Бизмэн 7», которым не допускается эксплуатация Комплекса при наличии глубины колейности дорожного покрытия более 3 мм., по результатам обследования Комплекса, проведенного ООО «<данные изъяты>» за месяц до фиксации правонарушения, установлено, что в зоне взвешивания, на полотне асфальта, колейность достигает до 7 мм включительно. В связи с этим считает, что результаты взвешивания транспортного средства и наличие превышения по осевым нагрузкам вызывают сомнения. Полагает, что суд должен объединить в одно производство жалобы, поданные на постановления № и № от 11 октября 2023 года в соответствии с пунктом 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В дополнении к жалобе указывает, что при вынесении постановления по делу были нарушены требования Руководства по эксплуатации комплекса «Бизмэн 7», а также требования ГОСТов и Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств.
В судебное заседание директор ООО «Канашское ДРСУ» Николаев В.А., извещенный о времени и месте рассмотрении жалобы надлежащим образом, что следует из уведомлений о вручении, не явился.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав мнение представителей территориального отдела государственного автодорожного надзора по Чувашской Республики МТУ Ространснадзора по ПФО Леонтьевой Т.А., Ядрёнкина О.В. об оставлении жалобы без удовлетворения, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Николаева В.А., прихожу к следующему.
Частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, перевозка тяжеловесных грузов должна осуществляться в соответствии со специальными правилами.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок установлен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200, под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам; владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена соответствующая информация; транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела усматривается, что 26 сентября 2023 года в 14 час. 45 мин. на <адрес> водитель тяжеловесного 4-хосного транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, собственником которого является ООО «Канашское ДРСУ», в нарушение части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», осуществил перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, согласно акту результатов измерения параметров транспортного средства № 13138 от 26 сентября 2023 года превысил предельно допустимый показатель по осевым нагрузкам транспортного средства на ось № 3на 112,288 % (16,983 тонны с учетом погрешности при предельно допустимой 8,0 тонн), на ось № 4 на 117,35 % (17,388 тонн с учетом погрешности при предельно допустимой 8,0 тонн).
Превышение допустимой нагрузки на ось выявлено с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи - Бизмэн 7, регистрационный номер 22-0017 (комплекс аппаратно-программного автоматического весогабаритного контроля), свидетельство о поверке № С-ДЗЛ/28-12-2022/213507022, поверка действительна до 27 декабря 2023 года).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Канашское ДРСУ» к административной ответственности по части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований усомниться в правильности показаний технического средства измерения, проверки параметров и наличия специального разрешения автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, не имеется.
Фактические обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств по делу, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО «Канашское ДРСУ» правильно квалифицированы по части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что результаты измерения превышения нагрузки на ось получены с нарушением требований законодательства и руководства по эксплуатации комплекса АПВГК «Бизмэн 7» ввиду наличия колейности дорожного полотна в зоне измерения, об отсутствии информационного табло, предусмотренного пунктом 42 Порядка для визуального информирования водителя ТКТС о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства, судьей районного суда проверены, в решении приведены мотивы их отклонения, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Согласно акту проверки готовности участка автодороги под установку комплексов аппаратно-программных автоматических весогабаритного контроля «Бизмэн 7» от 21 ноября 2022 года участок автодороги <адрес> соответствует требованиям колейности (л.д. 35, 36-40).
На момент фиксации административного правонарушения сведения о системе измерения «Комплексы аппаратно-программные автоматические весогабаритного контроля «Бизмэн 7» имеются во включенном перечне типов средств измерений, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2022 года № 3128. Система измерения зарегистрирована в Государственном реестре средств измерений № 69877-17, межповерочный интервал составляет один год, методика поверки – РТ-МП-444-2022.
Система измерения прошла поверку 28 декабря 2022 года (л.д. 32,48,62). 30 декабря 2022 года составлен акт ввода комплекса в эксплуатацию (л.д. 41).
Результаты измерения внесены в акт от 26 сентября 2023 года № 13138. В нем зафиксированы характеристики транспортного средства, направление его движения - «<данные изъяты>» (л.д. 30).
Из актов первичного обследования № 1 к государственному контракту № 113, 114 от 01 августа 2023 года на выполнение технического обслуживания и регламентых работ следует, что 14 августа 2023 года глубина колейности в зоне установки СПМ (под РМП) в направлении Ибреси, в котором осуществлялось движение транспортного средства по настоящему делу, составила 3 и 6 мм., соответствовало допустимым значениям, в направлении <адрес> колейность составила 7 и 9 мм., превышала допустимые требования производителя комплексов.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено выполнение ООО «<данные изъяты>» 14 и 15 августа 2023 года по государственным контрактам № 113, 114 от 01 августа 2023 года регламентных работ и технического обслуживания АПВГК «Бизмен 7», принятых государственным заказчиком КУ «ЦОБДД Чувашской Республики» Минстроя Чувашии актами от 18 августа 2023 года.
После выполненных регламентных работ и технического обслуживания АПВГК «Бизмен 7» ООО «<данные изъяты>» с привлечением производителя комплекса ООО «<данные изъяты>» для контроля измеряемых параметров осуществлены тестовые проезды контрольным транспортным средством (контрольное ТС – это грузовой автомобиль, предварительно взвешенный на весах для статического взвешивания для получения контрольных значений осевых нагрузок и полной массы) по обоим полосам движения. Результаты тестовых проездов не выявили необходимости калибровки, т.к. измеряемые комплексом параметры контрольного ТС находились в пределах допустимых значений. Выполнение регламентных работ вместе с проверкой показаний с использованием контрольного ТС подтвердило техническую исправность комплекса на момент выполнения указанных работ (письмо ООО «<данные изъяты>» от 6 декабря 2023 года № исх.1115).
Вышеуказанные обстоятельства не ставят под сомнение достоверность результатов измерения по настоящему делу, которые были осуществлены при направлении движения транспортного средства в <данные изъяты>, подтверждают надлежащую работу комплекса при осуществлении измерения параметров транспортных средств по обоим полосам.
Указание в жалобе на требования к колейности в государственных стандартах, руководстве по эксплуатации со ссылкой на Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденный приказом Минтранса России от 31 августа 2020 года № 348, основанием для вывода о недостоверности результатов измерения, признания имеющихся в деле доказательств недопустимыми, не является.
Наличие требуемых дорожных знаков подтверждено проектом организации дорожного движение, из которого следует, что непосредственно в месте нахождения комплекса АПВГК «Бизмен 7» имеются дорожная разметка 1.1, дорожные знаки 6.11 «Наименование объекта – Весовой контроль», 7.14.2 «Пункт транспортного контроля» и 6.22 «Фотовидеофиксация» с дублированием дорожной разметкой 1.24.2, 1.24.2 запрещающих знаков и дорожного знака «Фотовидеофиксация», при этом дорожные знаки 7.14.2, 8.1.1, 8.1.4, указывающие о расстоянии до объекта транспортного контроля, установлены на всех перекрестках при следовании к месту его нахождения.
Таким образом, собственник транспортного средства как пользователь автомобильных дорог при осуществлении перевозок груза был проинформирован о существующих транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги и осуществлении в месте фиксации административного правонарушения весового и габаритного контроля транспортных средств, вместе с тем соответствие означенных параметров транспортного средства значениям, установленным Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, не обеспечил в отсутствие на то объективных препятствий.
Доводы жалобы о необходимости объединения дел об административных правонарушения с учетом положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являлись предметом рассмотрения судьи районного суда и признаны необоснованными.
Согласно части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Между тем, вмененное административное правонарушение было выявлено не в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, а зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством. При этом совершенные ООО «Канашское ДРСУ» административные правонарушения совершены не в результате одного действия, каждое из совершенных правонарушений выявлены отдельно, в различные даты и время.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Порядок привлечения ООО «Канашское ДРСУ» к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении ООО «Канашское ДРСУ» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
С учетом изложенного, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Чувашской Республики МТУ Ространснадзора по ПФО № от 11 октября 2023 года и решение судьи Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 7 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Канашское ДРСУ» оставить без изменения, жалобу (с учетом дополнений) директора ООО «Канашское ДРСУ» Николаева В.А. без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А.Максимова