УИД11MS0048-01-2020-001185-71
КГ 001186 Дело № 5-381/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 июля 2020 годас. Койгородок
Резолютивная часть постановления оглашена 28 июля 2020 года
Мировой судья Койгородского судебного участка Республики Коми Шевченко Н.И., рассмотрев дело об административном правонарушении по ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Шильниковской Ирины Васильевны, <ОБЕЗЛИЧЕНО> ранее не привлекавшейся к административной ответственности, в том числе за совершение однородных правонарушений,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении КГ № 001186 от 30.06.2020, Шильниковская И.В., являясь должностным лицом <ОБЕЗЛИЧЕНО> совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:
01 июня 2020 года в день празднования Международного дня защиты детей в 10:09 Шильниковская И.В., находясь в помещении продовольственного магазина <НОМЕР> <ОБЕЗЛИЧЕНО> расположенного по адресу: <АДРЕС>, допустила реализацию алкогольной продукции - вина фруктового столового полусладкого «Винный погреб», объемом 1,5 литра с содержанием этилового спирта 14%, по цене 175 руб., в нарушение ст. 1 Закона Республики Коми от 03.07.2012 N 60-РЗ "Об установлении отдельных требований и дополнительных ограничений при розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Коми";.
После разъяснения Шильниковской И.В.прав, предусмотренных ст.25.1 КоАП РФ, отводов и ходатайств заявлено не было.
Шильниковская И.В. вину в совершении вменяемого правонарушения признала, обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердила, в содеянном раскаялась, пояснила, что по причине большого количества покупателей в торговом зале машинально пробила чек за товар, переданный ей покупательницей, ранее подобных нарушений не допускала.
Заслушав объяснения Шильниковской И.В., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 названного Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно абз. 2 п. 9 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
На территории Республики Коми в соответствии со ст. 1 закона Республики Коми от 03.07.2012 № 60-РЗ «Об установлении отдельных требований и дополнительных ограничений при розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Коми» не допускается розничная продажа алкогольной продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) в следующие дни: День знаний (1 сентября), Международный день защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня), а также ближайшие выходные дни (суббота, воскресенье), следующие за Днем молодежи, Днем семьи, любви и верности (8 июля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет объема её оборота. Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ определено, что порядок учета объема производства, оборота и (или) использования алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливается Правительством Российской Федерации,
Постановлением Правительства РФ от 19.06,2006 № 380 определены Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила учета). Согласно пункту 11 Правил учета значения показателей, используемых для учета объема оборота продукции, фиксируются организациями в журнале учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 №164.
В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Приказом №164 (далее - Порядок), заполнение журнала осуществляется по месту осуществления деятельности организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной или спиртосодержащей продукции.
Пунктом 3 Порядка установлено, что журнал заполняется не позднее следующего дня после факта розничной продажи каждой единицы потребительской тары (упаковки) алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо по факту вскрытия транспортной тары (в том числе многооборотной тары), используемой для поставки и последующего розлива продукции потребителю (далее - транспортная тара), одним из следующих способов: на бумажном носителе; в электронном виде с использованием программных средств ЕГАИС.
Абзацем 16 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции.
В соответствии с пунктом 16 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции организации представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, в том числе сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека и др.), сведения об алкогольной продукции, нанесенные на федеральную специальную марку или акцизную марку, которой маркирована реализованная алкогольная продукция.
Согласно разделу II.I Приказа Минфина России от 15.06.2016 № 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе" заявка о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже маркированной алкогольной продукции, представляемая организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки), направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию.
Факт административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении КГ № 001186 от 30.06.2020; рапортом начальника отдела ОПАЗ УОООП и ВОИВ РККК и ОМС МВД по РК; копией журнала учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам.
Вместе с тем, действия Шильниковской И.В. подлежат переквалификации с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ на ст. 14.2 КоАП РФ по следующим основаниям.
Как установлено судом, Шильниковская И.В. приказом директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> с <ДАТА11> принята на работу в магазин <НОМЕР> с. Койгородок на должность продавца, под роспись ознакомлена с приказом директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> от 09.01.2020 о соблюдении требований Закона Республики Коми от 03.07.2012 N 60-РЗ "Об установлении отдельных требований и дополнительных ограничений при розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Коми"; в части запрета розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Коми в случаях, предусмотренных ст. 1 указанного закона.
Исходя из положений ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, субъектами данного административного правонарушения являются должностные и юридические лица.
В силу положений примечания к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе в числе прочих лиц следует понимать совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников организаций.
Применительно к положениям главы 14 КоАП РФ лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя могут быть привлечены к административной ответственности как граждане.
Материалы дела не позволяют сделать вывод о том, что Шильниковская И.В., являясь продавцом магазина <НОМЕР> с. Койгородок <ОБЕЗЛИЧЕНО> была наделена организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.
При таких данных правовых оснований для привлечения Шильниковской И.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, как должностного лица не имеется.
Согласно правовым позициям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что специальные нормы ответственности за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренные для должностных и юридических лиц согласно ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не исключают возможности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лица, непосредственно осуществившего розничную продажу алкогольной продукции в нарушение требований закона, ограничивающих ее свободную реализацию.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействий) лица на последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 14.2 КоАП РФ незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Поскольку санкция ст. 14.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа, переквалификация действий Шильниковской И.В. на ст. 14.2 КоАП РФ не ухудшает её положение.
При таких обстоятельствах действия Шильниковской И.В. подлежат квалификации по ст. 14.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, суд не находит. Исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу не усматривается обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Вместе с тем, при назначении наказания суд учитывает положения ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3, а также положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Принимая во внимание, что <ОБЕЗЛИЧЕНО> включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, учитывая отсутствие в материалах дела сведений о привлечении должностного лица к административной ответственности, а также отсутствие доказательств причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, с учетом конкретных обстоятельств дела, в частности время совершения правонарушения, признание вины, раскаяние, суд при назначении наказания в виде штрафа находит возможным заменить его на предупреждение.
Руководствуясь ст.ст. 4.1.1, 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
Признать должностное лицо Шильниковскую Ирину Васильевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, назначив административное наказание, с применением ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Сысольский районный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения копии настоящего постановления.
Мировой судья Шевченко Н.И.