Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 1-25/2021 (1-611/2020;) от 10.07.2020

к делу № 1-25-2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 января 2021 года                                      г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Смирнова Н.Н.

при секретаре Пахолка А.Н.,

с участием государственного обвинителя помощника прокурора г.Таганрога Шитрюк Ю.Н.,

    защитника адвоката Лащенко А.С., ордер № 60088 от 16 июля 2020 г.,

подсудимого Сырокваша Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению:

Сырокваша Ю.Н., <данные изъяты>, ранее судимого: 15.12.2017 г. Таганрогским городским судом Ростовской области по ч.1 ст.199.2 УК РФ к 300.000 штрафа и запрету заниматься определенной деятельностью в течение 2 лет. Штраф оплачен в 2018 г.

в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.247 УК РФ

У С Т А Н О В И Л :

Сырокваша Ю.Н. обвиняется в том, что приказом директора МУП «Спецавтохозяйство» (далее МУП «САХ») от 03.12.2004 № 1237к Сырокваша Ю.Н. назначен на должность начальника полигона ТБО на неопределенный срок. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц МУП «САХ» ИНН 6154000516 зарегистрировано 13.08.1998 по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. Смирновский, 18 с присвоением основного ОКВЭД 38.1 - сбор отходов.

В период с 10.06.2015 года по 31.12.2018 в своей служебной деятельности Сырокваша Ю.Н. руководствовался должностной инструкцией начальника полигона ТБО, утвержденной в 2013 г. директором МУП «САХ» Свидетель №8, с которой Сырокваша Ю.Н. ознакомлен, в соответствии с п.п. 1.1, 1.3, 1.5 раздела 1 которой начальник полигона относится к категории руководителей; в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами, рассматривающими и регулирующими вопросы выполняемой работы, уставом предприятия, инструкцией по эксплуатации полигона; начальник полигона должен знать законодательство Российской Федерации в области правил содержания зданий и сооружений, другие законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к исполнению своих должностных обязанностей; постановления, распоряжения, другие руководящие документы вышестоящих органов, приказы по предприятию, касающиеся вопросов организации и эксплуатации полигонов ТБО; инструкции промышленной санитарии; правила и нормы производственной санитарии.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.3 раздела 2 должностной инструкции на начальника полигона возлагаются функции по руководству работой полигона ТБО, контролю за соблюдением правил содержания и эксплуатации зданий и сооружений, требований промышленной санитарии.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.3, 3.4, 3.9 раздела 3 должностной инструкции начальник полигона обязан осуществлять общее руководство работой полигона ТБО; контролировать все виды деятельности на полигоне; ежедневно производить расстановку рабочих, контролировать соблюдение технологических процессов по утилизации ТБО; участвовать в разработке и внедрять мероприятия по благоустройству, озеленению и уборке закрепленной территории.

В соответствии с п. 4.2 раздела 4 должностной инструкции начальник полигона ТБО имеет право вносить на рассмотрение администрации предложения об улучшении деятельности предприятия по соответствующим вопросам.

В соответствии с п.п. 5.1, 5.2, 5.3 раздела 5 должностной инструкции начальник полигона несет ответственность за неисполнение (не надлежащее исполнение) своих должностных обязанностей; за совершение в процессе своей деятельности правонарушений; за причинение материального вреда.

В соответствии с п. 1.2 раздела 1 устава МУП «САХ», утвержденного приказом УЖКХ г. Таганрога от 16.01.2013 № 3 установлено, что учредителем и собственником МУП «САХ» является муниципальное образование «Город Таганрог». Функции и полномочия учредителя МУП «САХ» от имени муниципального образования «Город Таганрог» осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога (далее УЖКХ г. Таганрога).

В соответствии с п. 2.1 раздела 2 Устава установлено, что МУП «САХ» является специализированной организацией, оказывающей на территории муниципального образования «Город Таганрог» услуги в области оборота с отходами. МУП «САХ» создано в целях обеспечения реализации полномочий органом местного самоуправления города Таганрога (в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления») в сфере оборота с опасными отходами 4, 5 класса опасности (твердыми бытовыми и жидкими бытовыми отходами) в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Целями деятельности МУП «САХ» являются:

- обеспечение должного санитарно-экологического состояния города Таганрога путем дальнейшего усовершенствования мероприятий по сбору и утилизации отходов от физических и юридических лиц всех форм собственности;

- получение прибыли.

Для достижения целей, указанных в п. 2.1 раздела 2 Устава МУП «САХ» осуществляет в установлено законодательством Российской Федерации порядке следующие вины деятельности: удаление и обработка твердых отходов, уборка территории и аналогичная деятельность, удаление и обработка сточных вод, обработка неметаллических отходов и лома, оптовая торговля отходами и ломом, представление в аренду зданий и помещений.

В соответствии с п. 2.4 раздела 2 Устава установлено, что право МУП «САХ» осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение - лицензия, возникает у МУП «САХ» с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.7 раздела 4 Устава установлено, что МУП «САХ» обязано возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции.

Решением исполнительного комитета Таганрогского городского совета депутатов от 25.12.1973 № 320/1 «Спецавтохозяйству» передана часть выработанного «Восточного» участка Марцевского глиняного карьера для переоборудования под городскую свалку.

Постановлением администрации г. Таганрога от 27.12.2004 № 6539 утвержден проект границ земельного участка, представляющего собой единое землепользование общей площадью 272 804 кв.м., с присвоением адреса: Ростовская область г. Таганрог, ул. Николаевское шоссе, 36, для использования в целях эксплуатации городской свалки.

Постановлением администрации г. Таганрога от 18.01.2005 № 52, земельный участок, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Николаевское шоссе, 36, разделен на два самостоятельных земельных участка: земельный участок площадью 170 804 кв.м, с присвоением адреса - Ростовская область, г. Таганрог, ул. Николаевское шоссе, 36 и земельный участок площадью 102 000 кв.м, с присвоением адреса - Ростовская область, г. Таганрог, ул. Николаевское шоссе, 36-1.

В соответствии с указанным постановлением земельный участок, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Николаевское шоссе, 36 выведен из оборота под захоронение твердо-бытовых отходов (далее ТБО) в связи с его полным наполнением, а земельный участок, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Николаевское шоссе, 36-1 предоставлен в аренду МУП «САХ» в целях эксплуатации полигона ТБО, сроком на 25 лет.

30.12.2004 между МУП «Спецавтохозяйство» (далее МУП «САХ») и комитетом по управлению имуществом г. Таганрог заключен договор аренды № 04-1693 земельного участка с кадастровым номером 61:58:0000000:28, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул.Николаевское шоссе, 36-1, для использования в целях эксплуатации полигона ТБО, сроком действия с 18.01.2005 по 18.01.2030.

В соответствии с п.п. 4.4.2, 4.4.7 раздела 4 указанного договора аренды арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории.

05.07.2010 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору МУП «САХ» выдана лицензия № ОП-29-001272 на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, срок действия которой истек 05.07.2015 и в установленном порядке не продлевался.

В соответствии с решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 22.11.2012 по делу № 2-6925-12, вступившим в законную силу 10.06.2013, МУП «САХ» запрещено использование земельного участка с кадастровым номером 61:58:0000000:28, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Николаевское шоссе, 36-1, для размещения отходов производства и потребления по истечении двух дет с момента вступления решения в законную силу, то есть с 10.06.2015.

В соответствии с указанным решением администрация г. Таганрога Ростовской области обязана выполнить рекультивацию вышеуказанного земельного участка в соответствии со скорректированным проектом рекультивации полигона, выполненным ОАО «Ростовский НИИ КХ», с учетом количества поступающих отходов по истечении трех лет с момента вступления решения суда в законную силу, то есть с 10.06.2016.

В период времени с 10.06.2015 по 31.12.2018, Сырокваша Ю.Н., являясь лицом, обязанным осуществлять общее руководство работой полигона ТБО, контролировать все виды деятельности на полигоне, ежедневно производить расстановку рабочих, контролировать соблюдение технологических процессов по утилизации ТБО, понимая, что фактически деятельность МУП «САХ» осуществляется за пределами границ повторно предоставленного согласно договору № 16-170 от 20.05.2016 муниципальным образованием «Город Таганрог» в качестве аренды земельного участка по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Николаевское шоссе, 36, с целью незаконной организации приема отходов потребления и производства в нарушение установленных правил на земельном участке, не заключив соответствующие договоры аренды и пользования, самовольно захватил участок местности прилегающий к земельному участку с кадастровым номером 61:58:0006074:4 с восточной стороны территории, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения (далее Участок), не защищенного от воздействия атмосферных осадков, и не внесенный в государственный реестр объектов размещения, хранения и обращения экологически опасных веществ и отходов, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде создания угрозы причинения существенного вреда окружающей среде, в виде загрязнения, отравления, заражения окружающей среды бактериологическими (микробиологическими), химическими веществами и отходами, а именно таких ее компонентов как воздух и почва, не желая, но сознательно допуская наступление этих последствий, и тем самым действуя умышленно, допустил хранение и захоронение твердых бытовых отходов, в том числе химических и ч бактериологических (микробиологических) веществ и отходов с нарушением установленных правил, действовал незаконно, с нарушением законов и установленных правил Российской Федерации, а именно:

- ст. 42 Конституции Российской Федерации, согласно которой, каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду;

- п. 2 ч. 1 ст. 13, ст. 42, ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым: в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов;

- ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой: отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления на почву;

- ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которой, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию;

- ст. 11, ст. 12, ч. 1 ст. 18, ст. 19, ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым: запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов; юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно- технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов; в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды; юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды;

- ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой: индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

- п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641», согласно которому, накопление, сбор,

транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды;

- п. 4.3, 4.5.1, 5.2, 5.3, 5.6.1, 5.6.2, 5.6.3, 6.7, 6.7.1, 6.10, 6.11, 6.12, 6.16, 6.16.1, 6.24, 6.25, 6.26 ГОСТ Р 56598-2015 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов, утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2015, согласно которым: полигоны являются природоохранными сооружениями и предназначены для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения отходов; должны приниматься меры к тому, чтобы на полигоны не принимались следующие виды отходов: жидкие отходы; биоразлагаемые муниципальные отходы, включая пищевые; отходы, которые в условиях полигона являются взрывчатыми, коррозийными, окисляемыми, легко воспламеняющимися, огнеопасными или имеющими другие свойства, что определено в приложении А к настоящему стандарту; отходы, вступающие в реакцию с водой, инфицированные отходы от медицинских или ветеринарных учреждений, целые отработанные шины; полигоны размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; размещение полигонов не допускается: в пределах границы населенного пункта, непосредственно на участках неорганизованного складирования твердых бытовых отходов (неорганизованных свалках), без соответствующих мероприятий по их специальной подготовке или предварительной рекультивации; размер СЗЗ полигонов принимается не менее 500 м. При устройстве полигона на территории отработанного карьера, с одновременной рекультивацией карьера, размер санитарно-защитной зоны должен составлять не менее 100 м.; складирование отходов на полигоне должно осуществляться таким образом, чтобы гарантировать стабильность массы отходов и связанных с ними конструкций, особенно в отношении предотвращения смещения; для определения массы поступающих отходов на пунктах приема устанавливаются измерительные приборы; полигон для захоронения отходов должен быть расположен и спроектирован таким образом, чтобы выполнять требования, необходимые для предотвращения загрязнения почвы, подземных или поверхностных водных объектов, а также для обеспечения эффективного сбора фильтрата; защита почвы, грунтовых и поверхностных водных объектов должна быть достигнута посредством использования комбинации геологического барьера и нижнего слоя (основания) полигона в течение эксплуатационной/активной стадии и посредством использования комбинации геологического барьера и верхнего слоя (покрытия) полигона в течение пассивной стадии/после закрытия полигона; геологический барьер ниже и вблизи участка полигона определяется геологическими и гидрогеологическими условиями, обеспечивающими достаточную способность предотвращения потенциального риска для почвы и подземных вод; полигон должен быть защищен от свободного доступа посторонних лиц на участок; ворота полигона должны быть заперты, за исключением эксплуатационных часов; должны быть приняты меры, чтобы минимизировать являющиеся результатом функционирования полигона риски и опасности, включая наличие: выбросов запахов и пыли; разносимых ветром материалов; шума и транспорта; птиц, паразитов и насекомых; посторонних (не идентифицированных) соединений и аэрозолей; пожароопасности; оператор полигона должен принять меры по уменьшению образования метана на полигоне путем сокращения объемов захоронения биоразлагаемых отходов с внедрением систем контроля и утилизации свалочного газа; полигон должен быть обустроен таким образом, чтобы образующиеся загрязнения не поступали на автомобильные дороги общего пользования и близлежащую территорию;

- п.п. 4.2, 4.12, 4.13, 4.14, 4.15, 4.16, 4.19, 4.21, 4.23 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, согласно которым: объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов; захоронение отходов I класса опасности, содержащих водорастворимые вещества, следует производить в котлованах в контейнерной упаковке, в стальных баллонах с двойным контролем на герметичность до и после их заполнения, помещаемых в бетонный короб. Заполненные отходами котлованы изолируются слоем грунта и покрываются водонепроницаемым покрытием; при захоронении отходов, содержащих слаборастворимые вещества I класса опасности, должны быть предусмотрены дополнительные меры по гидроизоляции стен и дна котлованов с обеспечением коэффициента фильтрации не более 10(-8) см/с; твердые пастообразные отходы, содержащие растворимые вещества I- III класса опасности, подлежат захоронению в котлованах с гидроизоляцией дна и боковых стенок. Захоронение твердых и пылевидных отходов, содержащих отходы I-III класса опасности, нерастворимые в воде, осуществляют в котлованах с уплотнением грунтом с коэффициентом фильтрации не более 10(-6) см/с. Твердые отходы IV класса опасности складируются на специальной карте с послойным уплотнением. Эти отходы в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением могут использоваться в качестве изолирующего материала; отходы производства и потребления III - IV класса опасности разрешается складировать вместе с ТБО в соотношении не более 30 % от массы ТБО при содержании в их водной вытяжке химических веществ, комплексное воздействие которых по уровню потребления кислорода (БГЖ20 и ХГЖ) не превышает 4000-5000 мг/л, что соответствует фильтрату ТБО; объекты должны быть обеспечены централизованными сетями водоснабжения и канализации, допускается использование привозной воды для хозяйственно-питьевых целей в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением. Для очистки поверхностного стока и дренажных вод предусматриваются локальные очистные сооружения; в проекте полигона по всему периметру зоны захоронения должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 м.; для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа уплотненными глинистыми, грунтобитумно-бетонными, асфальтобетонными, асфальтополимербетонными и другими материалами, имеющими санитарно- эпидемиологическое заключение;

- п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.2, 3.7, 3.9, 4.4, 4.6, 4.7, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 6.5, 8.5 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001, согласно которым: полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно- эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов; выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам; организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатывается регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов; на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами; размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м; на участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания; по всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона; для полигонов, принимающих менее 120 тысяч м3 ТБО в год, рекомендуется траншейная схема складирования ТБО. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, что препятствует разносу ТБО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для их засыпки после заполнения ТБО; по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания; по согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1-2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды; к сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод устраиваются подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб; переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте; регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта; регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы; один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона; на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО; технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах; организация, в ведении которой находится полигон твердых бытовых отходов, обеспечивает безопасное в санитарно- гигиеническом отношении хранение и захоронение отходов;

- п. 5.12 Санитарных правил СП 2.1.7.2790-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации 09.12.2010, согласно которым захоронение обезвреженных отходов класса Б и В на полигоне допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование и так далее) и невозможности их повторного применения.

Совершая обозначенные выше действия, Сырокваша Ю.Н. достоверно знал о наличии приведенных выше правил и требований, установленных упомянутыми нормативно - правовыми актами и умышленно нарушал их, будучи лицом, обязанным осуществлять общее руководство работой полигона ТБО, контролировать все виды деятельности на полигоне, ежедневно производить расстановку рабочих, контролировать соблюдение технологических процессов по утилизации ТБО, зная, что Участок не является объектом хранения и захоронения отходов, специально оборудованным сооружением для их размещения, однако не предпринимал мер, для соблюдения указанных требований - осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде создания угрозы причинения существенного вреда окружающей среде, в виде загрязнения, отравления, заражения окружающей среды бактериологическими (микробиологическими), химическими веществами и отходами, не желая, но сознательно допуская наступление описанных ниже общественно опасных последствий.

В частности, умышленные преступные действия Сырокваши Ю.Н., создали реальную угрозу причинения существенного вреда окружающей среды, выразившиеся в следующем:

- в негативном антропогенном воздействии на почвенный покров и растительность Участка, выраженном в уничтожении почвенного покрова и естественной лугово-степной разнотравно-злаковой растительности путем перекрытия непочвенными образованиями;

- в создании реальной угрозы причинения существенного вреда окружающей среде, в частности, бактериологического (микробиологического) загрязнения окружающей среды, ввиду размещения медицинских отходов классов «Б» (эпидемиологически опасные отходы) и «В» (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы), включающих в себя инфицированные и потенциально инфицированные материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани и так далее); пищевые отходы из инфекционных отделений; отходы из микробиологических, клинико- диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности; биологические отходы вивариев; живые вакцины, непригодные к использованию (класс «Б») и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории, в том числе: отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности (класс «В»);

- в создании реальной угрозы причинения существенного вреда окружающей среде, в частности, химического загрязнения окружающей среды, ввиду наличия очагов сплошного горения размещённых отходов или увеличение количества очагов горения, поскольку при горении отходов в атмосферный воздух выделяются продукты их горения, представляющие собой смесь веществ органической и неорганической природы различного химического и фракционного состава, в зависимости от морфологических и физико-химических характеристик размещённых отходов. При этом изменяется физико-химический состав атмосферного воздуха определённой территории, ухудшается его качество. В последствии продукты горения могут попадать в другие компоненты окружающей среды, также вызывая их загрязнение;

- в создании реальной угрозы причинения существенного вреда окружающей среде, в частности, химического загрязнения окружающей среды, ввиду наличия на прилегающей к полигону территории локальных понижений заполненных фильтратом (густая жидкость темного цвета, представляющая водный раствор полуразложившихся органических и минеральных веществ). В зависимости от состава отходов и способов его размещения фильтрат часто содержит нефтепродукты, следы отработанных масел и токсичные химические вещества. При разливе фильтрата на ландшафт или поступление в толщу пород происходит заражение почв, грунтов, поверхностных и грунтовых вод;

- в причинении вреда почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате размещения отходов за пределами полигона ТБО г. Таганрога - в денежном эквиваленте в размере 204 101 800 (двести четыре миллиона сто одна тысяча восемьсот) рублей;

- в нарушении гарантированных ст.ст. 7, 9, 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 11 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 8, 10, 22 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», конституционных принципов соблюдения прав каждого на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, достойную жизнь и свободное развитие в ней человека; охраны природы, окружающей среды и природных ресурсов (богатств) как основ существования и благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

То есть обвиняется в совершении преступления предусмотренного ч.1 ст.247 УК РФ – нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов, то есть в хранении, захоронении бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, создавшем угрозу причинения существенного вреда окружающей среды.

В судебном заседании подсудимый Сырокваша Ю.Н.. заявил, что вину в предъявленном ему обвинении он не признает, при этом заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности, так как он обвиняется в совершении преступления небольшой тяжести в период времени с 10.06.2015 года по 31.12.2018 года, с момента совершения преступления истекло 2 года, что в соответствии с п.«а» ч.1 ст.78 УК РФ является основанием для прекращения уголовного дела, последствия прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям ему понятны.

Защитник поддержал ходатайство, пояснил, что Сырокваша Ю.Н. разъяснено, что прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности не является реабилитирующим основанием, однако Сырокваша Ю.Н. настаивает на прекращении уголовного дела по данному основанию.

Государственный обвинитель не возражал против прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности.

Представитель потерпевшего, согласно поступившем от нее сведениям, также не возражала против прекращения уголовного дела, оставив разрешение данного ходатайства на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи с истечением срока давности уголовного преследования. Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременное прекращение уголовного преследования.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.25 Постановления ПВС РФ от 27.06.2013 г. №19 « О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», в случае, если во время судебного разбирательства будет установлено обстоятельство, указанное в пункте 3 части 1 статьи 24 УПК РФ, а также в случаях, предусмотренных статьями 25, 25.1, 28 и 28.1 УПК РФ, суд прекращает уголовное дело и (или) уголовное преследование только при условии согласия на это подсудимого. При этом не имеет значения, в какой момент производства по делу истекли сроки давности уголовного преследования.

Согласно ч. 2 ст. 27 УПК РФ прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, не допускается, если обвиняемый против этого возражает.

Как следует из материалов уголовного дела, подсудимый Сырокваша Ю.Н. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.247 УК РФ, которое отнесено к категории преступления небольшой тяжести. В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 78 УПК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года.

Из материалов уголовного дела усматривается, что срок давности уголовного преследования Сырокваша Ю.Н. истек 31 декабря 2020 года.

Сырокваша Ю.Н. не уклонялся от следствия и суда, течение сроков давности не приостанавливалось.

Подсудимый Сырокваша Ю.Н. и его защитник ходатайствовали о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроком давности уголовного преследования, подсудимому разъяснено, что прекращение уголовного дела и уголовного преследования в связи с истечением сроков давности не является реабилитирующим основанием, однако он настаивает на прекращении уголовного дела по данному основанию.

При таких обстоятельствах, в силу п.«а» ч.1 ст.78 УК РФ и п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, данное уголовное дело подлежит прекращению в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.78 УК РФ, ст.24 ч.1 п.3, 27ч.2 УПК РФ, -

П О С Т А Н О В И Л :

Прекратить в соответствии с п. «а» ч.1 ст. 78 УК РФ и п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ уголовное дело и уголовное преследование в отношении Сырокваша Ю.Н. по ч.1 ст.247 УК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Меру пресечения Сырокваша Ю.Н. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить после вступления постановления в законную силу.

Вещественные доказательства: 4 оптических диска (т.9 л.д.198, т.17, л.д.229) – хранящиеся при деле – хранить при деле;

- фрагменты твердых бытовых отходов (т.16 л.д.42-45) – хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств СУ СК РФ по РО – хранить до принятия решения по выделенному уголовному делу;

- документы, изъятые у конкурсного управляющего МУП «САХ» и в администрации г. Таганрога (т.16 л.д.129), хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств СУ СК РФ по РО – хранить до принятия решения по выделенному уголовному делу;

- документы ООО САХ «ЭкоГрад», «ЭкоГород», «ЭкоТех», (т.16 л.д.147), хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств СУ СК РФ по РО – хранить до принятия решения по выделенному уголовному делу;

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья                                      Н.Н.Смирнов

1-25/2021 (1-611/2020;)

Категория:
Уголовные
Статус:
Уголовное дело ПРЕКРАЩЕНОИСТЕЧЕНИЕ СРОКОВ ДАВНОСТИ уголовного преследования
Ответчики
Сырокваша Юрий Николаевич
Другие
Жгенти Эдуард Джумберович
Шатская Юлия Жановна
Лащенко А.С.
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Смирнов Николай Николаевич
Статьи

ст.247 ч.1 УК РФ

Дело на сайте суда
taganrogsky--ros.sudrf.ru
10.07.2020Регистрация поступившего в суд дела
10.07.2020Передача материалов дела судье
15.07.2020Решение в отношении поступившего уголовного дела
21.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
09.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Судебное заседание
12.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Судебное заседание
06.11.2020Судебное заседание
19.11.2020Судебное заседание
04.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Судебное заседание
15.01.2021Судебное заседание
19.01.2021Судебное заседание
22.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2021Дело оформлено
22.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее