Судья: Трух Е.В. Дело № 33а-11038/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 сентября 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Житниковой О.В., Набок Л.А.,
при секретаре – Ивановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе директора ООО «Космос» Лобазовой Е.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 18 июня 2019 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя ООО «Космос» Косинова А.А. (по ордеру), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области Гришина П.А. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Космос» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным в части предписания, вынесенного ведущим специалистом – экспертом Отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Самарской области Машкановой Е.А. №05/399 от 13 июня 2018 года, пунктами 2,3, 5 которого на административного истца возложена обязанность в срок до 20 мая 2019 г. провести санитарную рубку и удаление валежника в барьерной зоне (на расстоянии 50 м от ограждения территории) в соответствии с п.8.5.1. СП 3.1.3.2352-08; обеспечить расчистку лесного массива от валежника, густого подлеска в радиусе 500-метровой зоны вокруг учреждения в соответствии с п.7.3.4. СП 3.1.7.2614-10; с территории первого пояса санитарной охраны удалить высокоствольные деревья в соответствии с п.3.2.1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02. ООО «Космос» считает предписание в части указанных требований незаконным, поскольку их выполнение повлечет за собой административную или уголовную ответственность за нарушение лесного законодательства. В соответствии с ответом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среду и природопользования Самарской области от 18 августа 2018 г. специалистом Красноярского лесничества ГКУ СО «Самарские лесничества» 15 августа 2018 года проведено обследование участка территории лесного фонда арендованного ООО «Космос», установлено, что на данной территории произрастают здоровые сырорастущие деревья сосны обыкновенной. Погибших и поврежденных древостоев на участке не выявлено, основания для принятия мер санитарной безопасности в лесах не имеется. Разъяснено, что все леса Самарской области отнесены к категории защитных лесов, рубка лесных насаждений без наличия правоустанавливающих документов является незаконной.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 15 ноября 2018 г. требования ООО «Космос» оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Самарского областного суда от 05 февраля 2019 г. решение суда отменено как затрагивающее права и законные интересы лица, не привлеченного к участию в деле, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении к участию в деле привлечены Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среду и природопользования Самарской области, Администрация муниципального района Красноярский Самарской области, ООО «АРМ-С».
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 18 июня 2019 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе директор ООО «Космос» просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В апелляционной жалобе повторно излагает позицию, изложенную ранее в административном исковом заявлении.
В заседании судебной коллегии представитель ООО «Космос» Косинов А.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области Гришин П.А. (по доверенности) возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 1 июня 2018 г. между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и ООО «АРМ-С» заключен договор аренды №318/07 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> квартал №, выделы №,№-№, №, №, кадастровый № для осуществления рекреационной деятельности.
На основании договора субаренды ООО «Арм-С» передало указанный земельный участок ООО «Космос».
На основании распоряжения от 10 мая 2018 г. №05/399 Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведена внеплановая выездная проверка ООО «Космос» Детский оздоровительный лагерь «Космос-2», по результатам которой составлен акт проверки и выдано предписание №05/399 от 13 июня 2018 г. по устранению нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пунктами 2, 3, 5 которого на ООО «Космос» Детский оздоровительный центр «Космос-2» возложена обязанность провести санитарную рубку и удаление валежника в барьерной зоне (на расстоянии 50 м от ограждения территории) в соответствии с п.8.5.1. СП 3.1.3.2352-08; обеспечить расчистку лесного массива от валежника, густого подлеска в радиусе 500-метровой зоны вокруг учреждения в соответствии с п.7.3.4. СП 3.1.7.2614-10; с территории первого пояса санитарной охраны удалить высокоствольные деревья в соответствии с п.3.2.1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02.
Срок для устранения указанных нарушений установлен до 20 мая 2019г.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Закона N52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В силу статьи 39 Закона N52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N10 с 1 июня 2002 года введены в действие санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".
В соответствии с пунктами 1.4, 1.5 названных санитарных правил и норм, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
СП 3.1.3.2352-08 Профилактика клещевого вирусного энцефалита и СП 3.1.3310-15 Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами, устанавливают требования в области профилактики и борьбы с клещевым вирусным энцефалитом, а также требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведением которых обеспечивается предупреждение возникновения и распространения инфекций, передающихся иксодовыми клещами. Соблюдение указанных правил является обязательным для юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8.5.1. СП 3.1.3.2352-08 необходимо проводить благоустройство лесных массивов, в том числе санитарные рубки и удаление сухостоя, валежника и прошлогодней травы, разреживание кустарника, уничтожение свалок бытового и лесного мусора. Участки территории, наиболее часто посещаемые людьми, необходимо оградить от проникновения домашних и диких животных, которые могут занести клещей. Особое внимание необходимо уделять парковым дорожкам, детским площадкам, кладбищам и другим местам массового пребывания людей, где травяная растительность должна быть скошена.
Пунктом 7.3.4 СП 3.1.7.2614-10 "Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26 апреля 2010 г. N 38, предусмотрена обязанность руководителей организаций и учреждений, расположенных в зоне природных очагов ГЛПС (геморрагической лихорадки с почечным синдромом), перед их открытием обеспечить: проведение эпизоотологического обследования территории учреждения для определения численности и зараженности мышевидных грызунов хантавирусом; расчистку лесных массивов от мусора, валежника, сухостоя, густого подлеска в радиусе 500-метровой зоны вокруг учреждения, приведение указанной территории в лесопарковое состояние; грызунонепроницаемость хозяйственных построек и жилых помещений; проведение мероприятий по истреблению мышевидных грызунов на территории учреждения и в постройках; организацию барьерной дератизации 500-метровой зоны с раскладыванием отравленных приманок; проведение камерной обработки постельного белья и влажной дезинфекции помещений.
Согласно пункту 3.2.1.2 «СанПиН 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14 марта 2002 г. № 10, не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды жительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
В силу части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации обязанность не допускать при использовании водных объектов причинения вреда окружающей среде и содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения лежит на собственниках водных объектов и водопользователях.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями указанных выше нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, проанализировав установленные по делу обстоятельства и основания принятия оспариваемого решения, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены предписания, поскольку оно вынесено уполномоченным государственным органом в пределах его компетенции, соответствует требованиям действующего санитарного законодательства, выдано надлежащему лицу, использующему источник водоснабжения.
Доводы административного истца о том, что исполнение предписания повлечет ответственность в связи с нарушением лесного законодательства, предусмотренную за самовольную вырубку деревьев, правильно отклонены судом.
Из сообщения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19 декабря 2017г. №270501/31287 следует, что осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий возможно в соответствии с актом лесопатологического обследования.
Установлено, что на момент рассмотрения дела акт лесопатологического обследования земельного участка, используемого административным истцом под размещение детского оздоровительного лагеря «Космос-2», в отношении которого вынесено оспариваемое предписание, отсутствует.
Со слов представителя истца и представителя ООО «АРМ-С» указанное лесопатологическое обследования проводится уполномоченной организацией на основании заключенного с ООО «АРМ-С» договора, однако, акт до настоящего времени не составлен. В подтверждение представлена копия договора, заключенного между ООО «АРМ-С» и Филиалом ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса Оренбургской области» от 24 августа 2018 г. со сроком выполнения работ до 31 октября 2018 г.
Между тем, в представленной копии договора подпись исполнителя отсутствует, иных доказательств заключения указанного договора суду не представлено.
В силу статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:
1) лесозащитное районирование;
2) государственный лесопатологический мониторинг;
3) проведение лесопатологических обследований;
4) предупреждение распространения вредных организмов;
5) иные меры санитарной безопасности в лесах.
Меры санитарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение:
1) профилактических мероприятий по защите лесов;
2) санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений;
3) других определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий.
В силу ч. 4 указанной статьи Лесного кодекса Российской Федерации, не допускается осуществление мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования;
2) в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направлено предписание об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений;
3) в течение двадцати дней после размещения в соответствии с частью 3 статьи 60.6 настоящего Кодекса акта лесопатологического обследования на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании подпункта "а" пункта 5 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются на лесных участках, предоставленных в аренду, - лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно утвержденным в соответствии с частью 5 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации Правилам осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов (приказ Минприроды России от 12 сентября 2016 г. N 470) санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).
Доказательств наличия проекта освоения лесов в отношении земельного участка, переданного в аренду административному истцу, равно как наличия акта лесопатологического обследования в деле не имеется.
Мер к своевременному проведению лесопатологического обследования земельного участка для последующей передачи субарендатору с целью его обращения в министерство, арендатором не принято.
Кроме того, представителем административного истца не оспаривалось, что административный истец в установленном порядке в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по вопросу сноса зеленых насаждений в соответствии с выданным ему предписанием не обращался. Учитывая данные обстоятельства, оснований полагать, что предписание является неисполнимым и может повлечь привлечение истца к ответственности, не имеется.
В данном случае доказательств неисполнимости оспариваемого предписания административным истцом в материалы дела не представлено.
Доводы, касающиеся несогласия административного истца с отказом суда в удовлетворении его ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица ГБУ Самарской области «САМАРАЛЕС», подлежит отклонению, поскольку, принятое по делу решение не затрагивает непосредственно права и интересы ГБУ Самарской области «САМАРАЛЕС», равно как и не возлагают на него каких-либо обязанностей.
Фактически доводы апелляционной жалобы ООО «Космос» по существу являются его позицией в суде первой инстанции при разрешении спора, являлись предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
В связи с изложенным судебная коллегия считает, что оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется. Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 18 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Космос» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –