Дело №2-705/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2023 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казацкого В.В.,
при секретаре Штурба В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя к Сапожниковой О. С. о взыскании неосновательного обогащения, -
установил:
Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя обратился в суд с иском к Сапожниковой О.С., в котором просил взыскать с ответчика неправомерно полученную меру социальной поддержки в размере 128 915,08 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что Сапожниковой О.С. назначены меры социальной поддержки, при оформлении которых ответчиком указано, что в собственности ее семьи нет автотранспортных средств. В результате полученной информации по запросу в ГИБДД УМВД России по г. Севастополю от 22.02.2022 г. истцом было установлено, что в собственности семьи Сапожниковой О.С. зарегистрировано два транспортных средства, что, по мнению истца, свидетельствует об отсутствии оснований для осуществления выплат пособий. За защитой своих прав истец обратился в суд.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины не явки суд не сообщил.
Ответчик в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, направила в суд заявление о рассмотрении в ее отсутствии, требования истца признает, просила предоставить рассрочку с учетом квитанций о частичной оплате.
С учетом вышеизложенных обстоятельств в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1102 главы 60 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса (пункт 1).
Правила, предусмотренные главой 60 названного кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).
Согласно подпункту 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Из приведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
Судом установлено, что Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя Сапожниковой О.С. назначены выплаты социальных пособий малоимущим семьям в соответствии с Законом города Севастополя от 26.12.2014 №94-ЗС и Порядком предоставления государственной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия на основании заявлений от:
- 22.11.2018 заявление № 2279 назначена государственная социальная помощь на период с 01.11.2018 по 30.04.2019;
- 21.05.2019 заявление № 868 назначена государственная социальная помощь на период с 01.05.2019 по 31.10.2019;
- 30.12.2019 заявление № 2505 назначена государственная социальная помощь на период с 01.12.2019 по 28.02.2021;
- 16.03.2021 заявление № 309 назначена государственная социальная помощь на период с 01.03.2021 по 31.08.2021.
При подаче указанных заявлений о назначении мер социальной помощи Сапожникова О.С. указывала, что в собственности ее семьи нет автотранспортных средств, а также в вышеуказанных заявлениях ответчик была предупреждена об ответственности за достоверность предоставленных сведений.
Подача ответчиком недостоверных сведений о наличии движимого имущества в собственности семьи послужила основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании с нее неосновательного обогащения.
Законом города Севастополя от 26.12.2014 № 94-ЗС «О государственной социальной помощи в городе Севастополе» установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в городе Севастополе в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона города Севастополя от 26.12.2014 № 94-ЗС государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории города Севастополя (далее - получатели государственной социальной помощи).
Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане - граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе.
Согласно п.4 Закона города Севастополя от 26.12.2014 № 94-ЗС пособие не назначается, в том числе когда в собственности или владении малоимущей семьи имеется больше одного автомобиля, транспортного средства (механизма), а также более одного маломерного судна, за исключением многодетных семей, статус которым установлен в соответствии с Законом города Севастополя от 26.12.2014 №98-ЗС «О социальной поддержке многодетный семей в городе Севастополе», во владении которых имеется более двух автомобилей, год выпуска одного из которых не превышает пяти лет.
Таким образом, само по себе наличие более одного транспортного средства в малоимущей семье ответчика может являться основанием для отказа в предоставлении ей данной социальной помощи, а, следовательно, и основанием для признания полученных ею сумм неосновательным обогащением.
Согласно п. 43 Порядка органы социальной защиты населения вправе произвести выборочную проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности выплата пособия прекращается со дня, следующего за днем, в который были установлены такие факты.
Таким образом, проверка достоверности предоставленных заявителем сведений является правом, а не обязанностью управления труда и социальной защиты населения, вся полнота ответственности лежит на заявителе.
Пунктом 44 Порядка предусмотрено, что суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Как следует из материалов дела, 22.02.2022 в адрес ГИБДД УМВД России по г. Севастополю от УТСЗНБР был направлен письменный запрос с просьбой предоставить информацию о дате регистрации транспортных средств, принадлежащих ответчику и членам ее семьи. Согласно предоставленной информации ГИБДД УМВД России по г. Севастополю истцом было установлено, что в собственности Сапожниковой О. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находятся транспортные средства:
- автомобиль Форд Эскорт, 1994 года выпуска, государственный регистрационный номер № (дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ);
- автомобиль Рено Меган, 2007 года выпуска, государственный регистрационный номер № (дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, в период, когда ответчик стала владеть двумя транспортными средства (с ДД.ММ.ГГГГ), малоимущая семья Сапожниковой О.С. получала выплату государственной социальной помощи в период с 01.03.2019 по 31.08.2021 необоснованно.
Как установлено судом и следует из материалов дела 21.03.2022 г., 23.06.2022 г. и 14.11.2022 г. истцом в адрес ответчика направлены требования о погашении задолженности в размере 128 915,08 рублей.
Учитывая изложенное, Сапожникова О.С. не имела право на получение мер социальной помощи от Департамента труда и социальной защиты населения, а, следовательно, денежные средства, полученные ответчиком за период с марта 2019 года по 31 августа 2021 года в качестве меры социальной поддержки, квалифицированы как неосновательное обогащение.
С учетом квитанций № 633 от 05.07.2022 г. на сумму 5 000 рублей, № 466 от 17.08.2022 г. на сумму 5 000 рублей, № 386 от 25.10.2022 г. на сумму 5 000 рублей, № 746 от 30.12.2022 г. на сумму 5 000 рублей, № 580 от 14.90.2022 г. на сумму 5 000 рублей и № 1126 от 06.03.2023 г. на сумму 15 000 рублей ответчиком в добровольном порядке возвращена сумма образовавшейся задолженности по излишне выплаченной помощи в общем размере 40 000 рублей.
Однако иных документально подтвержденных доказательств о наличии тяжелого материального положения, об отсутствии у ответчика денежных средств на банковских счетах, а также невозможности получения заработка, который позволил бы погасить задолженность по излишне выплаченной помощи ответчиком в адрес истца и суду не представлено.
Учитывая изложенное, исковые требования Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя о взыскании денежных средств являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета города Севастополя в размере 2 657,45 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-
решил:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Сапожниковой О. С. в пользу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя сумму необоснованно полученной меры социальной поддержки «Социальное пособие (государственная социальная помощь)» за период с 01.03.2019 по 31.08.2021 в сумме 81 915 (восемьдесят одна тысяча девятьсот пятнадцать) рублей 08 копеек.
В удовлетворении исковых требований в иной части – отказать.
Взыскать с Сапожниковой О. С. в доход бюджета государственную пошлину в размере 2 657 (две тысячи шестьсот пятьдесят семь) рублей 45 копеек.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда в окончательной форме составлено 20 марта 2023 года.
Судья В.В. Казацкий