Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-4944/2023 ~ М-2876/2023 от 21.03.2023

УИД 11RS0001-01-2023-003741-09

Дело № 2-4944/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Игушевой И.В.,

при секретаре Муравьевой Т.С.,

с участием истца Строгановой С.Н.,

рассмотрев 31 июля 2023 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре гражданское дело по исковому заявлению Строгановой Светланы Николаевны к администрации МО ГО «Сыктывкар», главе МО ГО «Сыктывкара» - руководителю администрации Голдину Владимиру Борисовичу, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» Гонтарь Александру Геннадиевичу о признании незаконным пункта 2 постановления Главы МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... в части установления срока для расселения граждан до 2028 года; об обязании установить иной разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: ...; о признании незаконным требование №... от ** ** ** собственникам жилых помещений для добровольного сноса аварийного дома в части установленного срока до ** ** **; о возложении обязанности установить собственнику срок для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома - 12 месяцев с момента направления требования, о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом и расположенного в нем жилого помещения, об обязании направить проект соглашения об изъятии недвижимости путем выкупа жилого помещения, расположенного по адресу: ... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, с определением размера возмещения за изымаемую недвижимость в соответствии с требованиями ч.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации,

установил:

Строганова С.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением с учетом принятых судом уточнений к администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар», начальнику Управления ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» Гонтарь Александру Геннадьевичу, согласно которых, последняя просит признать незаконным пункт 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... в части установления срока для принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... до 2028 года; об обязании устранить нарушение путем определения разумного срока расселения граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...; о признании незаконным требование администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** в части установления срока для добровольного сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... до ** ** **; о возложении обязанности установить собственнику срок для сноса многоквартирного ... – 12 месяцев с момента направления требования; о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома по адресу: ... расположенного в указанном доме жилого помещения №... по адресу: ...; об обязании направить проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа недвижимости – жилого помещения по адресу: ... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: Республика коми ... – с определением размера возмещения за изымаемую недвижимость в соответствии с требованиями ч.7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником жилого помещения – ..., расположенного в многоквартирном доме по адресу: ..., который постановлением Главы МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 указанного постановления на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять меры по расселению проживающих в нем граждан до 2028 года. В требовании №... от ** ** ** направленном истцу, как собственнику жилого помещения, расположенного в МКД срок для добровольного сноса дома установлен до ** ** **. Указывая на то, что из технического заключения от ** ** ** общий физический износ деревянного здания составлял на момент осмотра 71 %, и при таком техническом состоянии эксплуатация МКД представляет для жителей этого дома и иных лиц опасность, так как может повлечь его обрушение и причинение тем самым вреда здоровью и жизни людей, административный истец полагает сроки, установленные в постановлении для расселения граждан до 2028 года и в требовании для добровольного сноса дома до ** ** **, чрезмерными и неразумными. Также ответчик бездействует в решении вопроса об изъятии земельного участка и принадлежащей ей квартиры в аварийном доме в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Управление ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар», начальник Управления ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» Гонтарь А.Г., глава МО ГО «Сыктывкар»-руководителя администрации Голдин В.Б., в качестве заинтересованных лиц Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар», собственники жилых помещений, расположенных в МКД ....

** ** ** судом было принято определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании истец Строганова С.Н. на требованиях искового заявления настаивает в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив представленные в дело доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса РФ).

В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

На основании ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В силу абзаца второго п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.

Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в п. 22 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Из пункта 2 ч. 2 ст. 16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Строганова С.Н. является собственником жилого помещения – ..., расположенной в многоквартирном ... по адресу: ....

Согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции №... от ** ** ** на основании отчета ООО «Неско» от ** ** ** выявлены основания для признания многоквартирного ..., аварийным и подлежащим сносу, поскольку имеется значительный физический износ, многочисленные дефекты и повреждения, а также экономическая нецелесообразность проведения капитального ремонта и реконструкции здания.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» №... от ** ** **, на основании вышеуказанного заключения межведомственной комиссии, многоквартирный ..., расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 указанного постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» указано принять меры по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях указанного многоквартирного дома, в срок до 2028 года. Пунктом 4 постановления указано Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» направить собственникам помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, требование о сносе такого многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.

** ** ** Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» в адрес собственников жилых помещений в ..., в том числе административному истцу, направлено требование, в котором согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса администрация установила собственникам жилых помещений указанного многоквартирного дома для добровольного сноса многоквартирного дома – до ** ** **. О принятом решении предложено сообщить в администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до ** ** **. Не направление ответа в установленный срок будет считаться отказом от осуществления сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Полагая, что срок принятия мер к расселению граждан, указанный в пункте 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» №... от ** ** **, и срок для сноса дома собственникам установленный в требовании, являются неразумными, так как спорный многоквартирный дом представляет собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и может прекратить свое существование как объект недвижимости, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Согласно заключению ООО «НЕСКО» от ** ** **, многоквартирный ... по адресу ... 1962 года постройки, имеет физический износ на дату обследования 71%; при обследовании выявлены аварийность фундамента, несоотвествие требованиям действующих строительных норм и правил материалов несущих и ограждающих конструкций здания, не обеспечиваются требуемое сопротивление теплопередачи ограждающих конструкций здания, дефекты и повреждения фундамента, стен и перегородок, кровли, перекрытий, окон и дверей, полов и входных маршей, повреждения инженерных систем, отмосток здания определено как аварийное.

Имеющийся в отчете фотоматериал подтверждают выше описанное состояние дома, и также подтверждает, что дальнейшее проживание в аварийном доме, создает угрозу для жизни и здоровья собственников и членов их семей.

С учетом установленных по делу обстоятельств, и оценки представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу о том, что многоквартирный ... представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, ветхий дом.

В результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.

При таких обстоятельствах, учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в разрушенном состоянии, а физический износ составляет 71%, суд приходит к выводу о том, что установленный срок для принятия мер по расселению граждан до 2028 года не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным, допускающим возможность дальнейшего проживания собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и здоровью.

При таких обстоятельствах, определенный пунктом 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» №... от ** ** ** срок принятия мер к расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного ... – до 2028 года, не может быть признан разумным, а следовательно законным.

Поскольку в силу приведенных выше норм права определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, как указывалось выше, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, установление такого срока в судебном порядке недопустимо, следовательно, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность по установлению иного срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного ....

При этом доводы ответчика с указанием на большое количество домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу ранее, чем жилой ..., не включении спорного жилого дома в действующую программу переселения из аварийного жилищного фонда, а также отсутствие денежных средств, начале процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений указанного многоквартирного дома, судом во внимание не принимаются, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о разумности установленного срока для принятия мер к расселению граждан до 2028 года с учетом степени аварийности дома, представляющей угрозу его обрушения. При этом судом учитывается то, что право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного административным ответчиком срока отселения граждан из спорного многоквартирного дома, представляющего особую опасность для жизни и здоровья граждан.

Разрешая требования истца о признании незаконным срок для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., установленный в требовании администрации МО ГО «Сыктывкар», суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, требованием №... от ** ** ** администрация МО ГО «Сыктывкар» установила собственникам жилых помещений ..., в том числе и истцу, срок для добровольного сноса многоквартирного дома до ** ** **.

Также в требовании указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос аварийного многоквартирного жилого дома, администрацией МО ГО «Сыктывкар» будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания данного дома, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ. О принятом решении администрация просит сообщить в срок до ** ** **.

Истец не согласна с установленным в указанном требовании сроком для добровольного сноса многоквартирного дома, считают его не разумным.

Без соблюдения предусмотренной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедуры решение об изъятии земельного участка, занятого подлежащим сносу многоквартирным жилым домом, и расположенного в таком доме жилого помещения для муниципальных нужд принято быть не может. При этом установление срока для добровольного сноса собственниками многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в данном случае – администрации МО ГО «Сыктывкар». Единственным предусмотренным законом критерием для установления этого срока является его разумность.

Таким образом, при установлении указанного срока орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома – о сносе дома в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома.

Единственным предусмотренным законом способом принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения о сносе дома является проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Частью 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник, иное лицо, указанное в данном Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

Таким образом, началу процедуры созыва общего собрания также предшествует необходимость установления собственников всех помещений дома.

Основные требования к процедуре сноса многоквартирного жилого дома, как объекта капитального строительства, предусмотрены статьями 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно частям 2 и 4 ст. 55.30 указанного Кодекса, по общему правилу, в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что условия отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение не более чем десяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче таких условий от застройщика, исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения подтверждается актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения.

В силу ч. 3 указанной статьи в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с ч. 4 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ, по общему правилу, работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

Частями 9 и 10 установлен порядок подачи в орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства и требования к содержанию такого уведомления и прилагаемым к нему документам.

Таким образом, снос многоквартирного дома предусматривает необходимость подготовки проектной документации по организации работ по сносу уполномоченным на то специалистом на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, а также выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения и выполнения уполномоченным индивидуальным предпринимателем или организацией работ по сносу дома с заключением договора подряда.

Принимая во внимание вышеизложенное законодательство, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом срок для добровольного сноса многоквартирного дома, установленный собственникам помещений в ... в требовании, принят администрацией МО ГО «Сыктывкар» в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного кодекса РФ порядка.

Каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что установленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» в требовании срок для добровольного сноса многоквартирного ... является неразумным и произвольным, истцом не представлено. Срок добровольного сноса дома собственникам помещений в нем определен с учетом технического состояния дома, которое не требует незамедлительного расселения граждан, и необходимого для соблюдения процедуры сноса.

Довод стороны истца о невозможности проживания в доме в силу аварийного состояния его конструкций не имеет правового значения и не исключает необходимости соблюдения предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедуры.

С учетом изложенного, требования о признании незаконным требование №... собственникам жилых помещений для добровольного сноса аварийного дома в части установленного срока до ** ** **; об обязании направить собственникам жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... требование, установив иной разумный срок для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение

При этом жилищное законодательство не предусматривает возможность возложения на государственный орган (орган местного самоуправления) обязанности по заключению таких соглашений с собственниками жилых помещений многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу. Соглашения заключаются добровольно в рамках процедуры изъятия жилых помещений путем выкупа.

В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

Таким образом, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для начала процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, без соблюдения которой решение об изъятии жилого помещения принято быть не может.

В рассматриваемом случае срок для сноса ... установленный собственникам жилых помещений (до ** ** **), не истек.

Следовательно, возможность соблюдения ответчиком процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений не утрачена.

С учетом изложенного, разрешение вопроса о понуждении ответчика принять постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд до окончания срока, установленного для сноса аварийного дома, суд считает преждевременным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в настоящее время основания для удовлетворения требований истца о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом и расположенного в нем жилого помещения, об обязании направить проект соглашения об изъятии недвижимости путем выкупа жилого помещения, расположенного по адресу: ... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, с определением размера возмещения за изымаемую недвижимость в соответствии с требованиями ч.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Строгановой Светланы Николаевны к администрации МО ГО «Сыктывкар», главе МО ГО «Сыктывкара» - руководителю администрации Голдину Владимиру Борисовичу, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» Гонтарь Александру Геннадиевичу о признании незаконным пункта 2 постановления Главы МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... в части установления срока для расселения граждан до 2028 года; об обязании установить иной разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: ...; о признании незаконным требование №... от ** ** ** собственникам жилых помещений для добровольного сноса аварийного дома в части установленного срока до ** ** **; о возложении обязанности установить собственнику срок для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома - 12 месяцев с момента направления требования, о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом и расположенного в нем жилого помещения, об обязании направить проект соглашения об изъятии недвижимости путем выкупа жилого помещения, расположенного по адресу: ... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, с определением размера возмещения за изымаемую недвижимость в соответствии с требованиями ч.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... в части установления срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу ... – до 2028 года.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» устранить нарушение определив иной срок принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: ....

В удовлетворении требований о признании незаконным требование №... от ** ** ** собственникам жилых помещений для добровольного сноса аварийного дома в части установленного срока до ** ** **; о возложении обязанности установить собственнику срок для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома - 12 месяцев с момента направления требования; о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом и расположенного в нем жилого помещения, об обязании направить проект соглашения об изъятии недвижимости путем выкупа жилого помещения, расположенного по адресу: ... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, с определением размера возмещения за изымаемую недвижимость в соответствии с требованиями ч.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Игушева

2-4944/2023 ~ М-2876/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор г. Сыктывкара
Строганова Светлана Николаевна
Ответчики
глава МО ГО «Сыктывкар» - руководитель администрации Голдин Владимир Борисович
АМО ГО "Сыктывкар"
начальник УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» Гонтарь Александр Геннадиевич
УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар»
Другие
Микушева Елена Ивановна
Штогрин Валерий Андреевич
Каракчиева София Николаевна
Холопова Галина Дмитриевна
Павлова Галина Николаевна
Штогрин Алексей Андреевич
Павлова Надежда Анатольевна
Виноградова Анастасия Романовна
Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар»
Паршуков Арсений Николаевич
Гиптенко Максим Борисович
Турьев Артём Владимирович
Каракчиев Даниила Николаевич
Шишикина Светлана Борисовна
Нейфельд Александр Юрьевич
Каракчиева Елена Викторовна
Вичугова София Александровна
Мартюшева Наталия Николаевна
Паршукова Надежда Николаевна
Паршукова Наталья Олеговна
Паршукова Екатерина Александровна
Турьева Лидия Николаевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Игушева Ирина Витальевна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
21.03.2023Регистрация административного искового заявления
23.03.2023Передача материалов судье
24.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
24.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Рассмотрение дела начато с начала
12.05.2023Судебное заседание
12.05.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
20.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Судебное заседание
04.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее